ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.8

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
искусство +1
13.06.2023
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются аспекты формирования эстетических взглядов, духовно-нравственных ценностей средствами искусства. Сделан акцент на ценности и смыслы в сфере дополнительного образования, на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, идей, продуктивное их внедрение и воплощение.
Кузнецова Н.Б. Статья. Новосибирская область.docx

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Кузнецова Нонна Борисовна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

высшей квалификационной категории

МБОУ ДО «Куйбышевский ДДТ»

 

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты формирования эстетических взглядов, духовно-нравственных ценностей средствами искусства. Сделан акцент на ценности и смыслы в сфере дополнительного образования, на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, идей, продуктивное их внедрение и воплощение.

 

Ключевые слова: эстетическое и духовно-нравственное воспитание, искусство, образовательно-воспитательный процесс, эмоционально-чувственная сфера.

 

В условиях новой образовательной парадигмы проблема выстраивания концепции образования с ярко выраженной эстетической и духовно-нравственной направленностью становится как никогда актуальной. Поиск эффективных путей в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения – объективная потребность и веление времени.

Нет сомнения, что формирование эстетических взглядов, духовно-нравственных ценностей следует начинать как можно раньше. Ведь именно в детстве душа открыта прекрасному. С годами это качество теряется, и то, что было упущено в раннем возрасте, во взрослом состоянии уже не наверстать.

Совершенно очевидно, огромная ответственность ложится на плечи педагогов дополнительного образования, учителей музыки, изобразительного искусства, литературы, мировой художественной культуры, других предметов, где присутствует культурологический подход к преподаванию. Им отводится главное место в эстетическом и духовно-нравственном воспитании учащихся. Именно они должны посредством искусства затронуть самое сокровенное, глубокое и жизненно важное духовный мир ребенка.

Формой, которая наиболее адекватно понимает и воспроизводит эстетическое сознание, формирует духовно-нравственные смыслы, является искусство, то есть, провозглашается развитие «внутреннего слуха», «внутреннего зрения», как основ творческого воображения. Следовательно, слова А. де Сент-Экзюпери «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» [1, c. 76], могут выполнить роль художественно-педагогической идеи эстетического и духовно-нравственного воспитания личности.

Управленческий и педагогический опыт, анализ литературы позволили сделать вывод о том, что главным предметом, объектом эстетического и духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является само искусство, а затем, собственно, идут вопросы технологии. То есть, важен результат – создавшееся настроение, душевное состояние, те духовно-нравственные изменения, которые возникают в детях и развивают личность ребенка.

Следует заострить внимание на важности результата. Как бы методически грамотно педагог не выстроил занятие, если глаза ребенка остались пусты, а тончайшие струны души не затронуты, если не возникла особая аура, не произошло слияния чувств педагога и учащегося, то задача осталась не выполненной, а конечная цель не приблизилась.

Следовательно, всякая система воспитания и обучения, не затрагивающая внутренний мир ребенка, не развивающая интерес к искусству, бесперспективна для его творческого развития, формирования эстетического вкуса и духовно-нравственного сознания.

Важно заметить, что если для общей педагогики свойственно, скажем так,

равновесие рассудочного и душевного начал, то для педагогики искусства важна и выходит на первый план эмоционально-чувственная сфера. Поэтому цели и задачи, которые педагог ставит перед собой и учащимися, должны быть преломлены не только через принципы общей педагогики, но и через призму педагогики искусства. Важен развивающийся и постоянно меняющийся художественно-педагогический процесс, естественно приводящий к результату, а не только сумма знаний, умений и навыков.

Таким образом, учебные занятия целесообразно разделить на два типа, абсолютно равноценных по своему значению:

1. занятия накопления духовного опыта, где ведется эмоционально-смысловой анализ произведений искусства;

2. непосредственно обучение, где ребенок овладевает суммой знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, изучает теоретический материал и т. д.

Исходя из вышесказанного, определяем цель – научить любить искусство и понимать его образный язык, то есть создать условия для культурной компетентности, духовно-нравственного становления, творческой самореализации, социального самоопределения личности ребенка.

Для реализации данной цели рассмотрим задачи, образующие тот подход в современном образовательно-воспитательном процессе, который требует, чтобы в центре педагогической деятельности стоял ребенок, его внутренний мир:

– воспитание эстетического вкуса, высоких морально-нравственных качеств, потребности в общении с искусством;

– развитие творческих способностей ребенка, которые потенциально заложены в каждом растущем человеке;

– изучение теоретического материала и привитие практических навыков в учебной деятельности.

В претворение в практику вышеперечисленных задач большое значение имеет разнообразие используемых методов воспитания и обучения, которые определяются спецификой вида искусства и умением учащихся строить программу действий в личном творчестве: наглядно-слуховой, сравнения, контраста и сопоставления, проблемных воспитывающих ситуаций, частично-поисковый, эвристический, диалога культур и другие.

Как известно, стимулированию интереса к искусству и потребности в общении с ним способствует создание ситуаций успеха, которые вносят на занятия обстановку раскованности, непринужденности, повышают самооценку ребенка, формируют культуру взаимоотношений и выдвигают требование – ребенок – главный объект современного образования.

Резюмируя вышеизложенное, акцентируем внимание еще раз, что понимание и усвоение искусства только на рациональном уровне вводит ребенка в предметность, а «предметом» искусство быть не может. В реальной практике педагогика искусства – это любовно выбранный способ существования педагога и учащегося. Занятия по формированию эстетической культуры, эстетического сознания – особые занятия, которые строятся по законам искусства, а искусство предполагает, прежде всего, духовное общение, овладение духовно-нравственными ценностями общечеловеческой культуры.

Действительно, выработанные культурой ценности только тогда могут быть восприняты на личностно-смысловом уровне, когда они прочувствованы и пережиты самой личностью – эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной, эстетически культурной – личностью XXI века. В современном мире особое значение приобретает внимание к свободной, самодостаточной, подлинно культурной личности, к сфере ценностей и смыслов как выражению гуманистического предназначения человека в его уникальном индивидуальном проявлении.

 

 

Литература:

1.     Сент-Экзюпери, Антуан де. Маленький принц : повесть-сказка / Антуан де Сент-Экзюпери. – Москва : Издательство «Бамбук», 2000. – С. 76.

2.     Косарецкий, С. Г. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов др. ; Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 277 с.


 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ

Следовательно, слова А. де Сент-Экзюпери «Зорко одно лишь сердце

Следовательно, слова А. де Сент-Экзюпери «Зорко одно лишь сердце

Для реализации данной цели рассмотрим задачи, образующие тот подход в современном образовательно-воспитательном процессе, который требует, чтобы в центре педагогической деятельности стоял ребенок, его внутренний мир:…

Для реализации данной цели рассмотрим задачи, образующие тот подход в современном образовательно-воспитательном процессе, который требует, чтобы в центре педагогической деятельности стоял ребенок, его внутренний мир:…

Литература: 1. Сент-Экзюпери,

Литература: 1. Сент-Экзюпери,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023