«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки»

  • Документация
  • Образовательные программы
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 07.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Функциональная грамотность. Виды функциональной грамотности. Читательская грамотность, финансовая грамотность, естественно-научная грамотность и т.д.
Иконка файла материала ФГ на уроках музыки.pdf

Ф О Р М И Р О ВА Н И Е

ФУ Н К Ц И О Н А Л Ь Н О Й

Г РА М О Т Н О С Т И Н А У Р О К А Х М У З Ы К И



ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач. В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

      Приём «10 фактов из жизни и творчества композитора». Важно учить детей тому, что по музыке можно судить и об её авторе, его жизни, его чувствах и мироощущении. Это задание развивает у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данное задание, ребята стараются найти наиболее яркие и интересные факты. После этого на уроке общими усилиями мы создаём многогранный образ композитора. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её.

      «История одной песни». Ребята самостоятельно ищут информацию об истории создания отдельных песен на заданную тему. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития.

      «Дерево предсказаний». Этот прием был впервые предложен американцем Д. Беллансом и использован в работе с художественным текстом. В настоящее время прием активно применяется в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

«Дерево предсказаний»

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

При работе с «Маршем деревянных солдатиков» П.И. Чайковского перед первым прослушиванием я задаю ребятам примерно такие вопросы:

1.    Какой темп будет использовать композитор?

2.    Размер?

3.    Лад?

4.    Динамика?

5.    Регистр?

6.    Штрихи?

7.    Ритм (равномерный или пунктирный)?

8.    Какому инструменту композитор мог бы предложить исполнить этот марш?