Ф О Р М И Р О ВА Н И Е
ФУ Н К Ц И О Н А Л Ь Н О Й
Г РА М О Т Н О С Т И Н А У Р О К А Х М У З Ы К И
Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач. В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
• Приём «10 фактов из жизни и творчества композитора». Важно учить детей тому, что по музыке можно судить и об её авторе, его жизни, его чувствах и мироощущении. Это задание развивает у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данное задание, ребята стараются найти наиболее яркие и интересные факты. После этого на уроке общими усилиями мы создаём многогранный образ композитора. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её.
• «История одной песни». Ребята самостоятельно ищут информацию об истории создания отдельных песен на заданную тему. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития.
• «Дерево предсказаний». Этот прием был впервые предложен американцем Д. Беллансом и использован в работе с художественным текстом. В настоящее время прием активно применяется в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
При работе с «Маршем деревянных солдатиков» П.И. Чайковского перед первым прослушиванием я задаю ребятам примерно такие вопросы:
1. Какой темп будет использовать композитор?
2. Размер?
3. Лад?
4. Динамика?
5. Регистр?
6. Штрихи?
7. Ритм (равномерный или пунктирный)?
8. Какому инструменту композитор мог бы предложить исполнить этот марш?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.