Технологическая карта урока "Обобщение по теме "Имя числительное" с заданиями на формирование читательской и математической грамотности
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Обобщение по теме "Имя числительное" с заданиями на формирование читательской и математической грамотности

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
русский язык
6 кл—7 кл
12.03.2024
Технологическая карта урока "Обобщение по теме "Имя числительное"  с заданиями на формирование читательской и математической грамотности
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе подойдет учителю на уроках повторения и обобщения темы "Имя числительное". Включает задания на формирование функциональной грамотности
Урок по теме Имя числительное (с заданиями по читательской грамотности).docx

Предмет ___русский язык____________________________________________

Класс ____6____________

Тема урока _Обобщение изученного по теме «Имя числительное»___________

Цель урока: __ Формирование функциональной (читательской) грамотности ________

 

Основные этапы организации учебной деятельности. Цель.

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Эпиграф:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

Мотивация.

На столе лежит кружевная косынка, сливочное масло и шапка Деда Мороза.

Детям предлагается отгадать, в какой русский город мы отправимся.

Путешествуя, мы не только узнаем много нового об этом старинном городе, но и вспомним, что вы уже знаете об имени числительном. А значит, что мы будем делать на уроке?

 

Приглашение в Вологду

    Вологда - один из древнейших городов русского севера. Первое упоминание о городе относится к 1264 году.  В 16 - 17 веках Вологда была крупным торговым городом. Именно через неё проходил путь, по которому иностранные товары перевозили из Архангельска (в то время единственного русского порта) в Москву. В наше время Вологда - это крупный областной центр. В Вологодской области в 2021 году проживало 1 128 580 человек, из них в Вологде – 313 944 человека. Дети до 15 лет составляли примерно одну пятую часть населения.

   Вологда удивляет своими памятниками архитектуры. Вологодский кремль (в старину такую укрепленную стенами часть города называли детинец) начали возводить по приказу Ивана Грозного в 1567 году.  Планы были грандиозными: кремль должен был быть в 2 раза больше, чем в Москве. Поначалу царь часто бывал в Вологде и лично наблюдал за сооружением крепости, но спустя четыре года планы меняются, и царь прекращает давать деньги на дальнейшее строительство кремля.

    В Вологде много музеев. В Вологодском музее-заповеднике и его филиалах проводятся индивидуальные и групповые экскурсии. Для детей и взрослых проводятся различные мастер-классы. Например, мастер-класс по каллиграфии остроконечным пером (курс 10 занятий); мастер класс по плетению кружева "Первые шаги мастерства".

 

- Чем этот текст показался непривычен для урока русского языка? Определите его стиль. Где можем увидеть подобный текст? Перепишите второе предложение в тетрадь и определите части речи. (проверяем работу). Как поняли, что это имена числительные?

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

 

После изучения теории фиксируем знания:

- какая часть речи называется именем числительным;

- на какие вопросы отвечает каждая группа числительных (найдите примеры из текста);

- как изменяются имена числительные;

- на какие разряды делятся имена числительные.

 

Назовите числительные в 1 абзаце текста, определите их разряд.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания,

3. Моделирование. Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

 

Прочитайте тексты о достопримечательностях Вологды, подготовьте их пересказ.

 

Тексты для групп:

Софийский собор

Софийский собор поражает своей суровой, величественной красотой. Это первое каменное здание города. Дата постройки - 1568 - 1570 годы. Общая высота собора 59 м. Полностью сохранился пятиярусный деревянный позолоченный иконостас 18 века.

 

Колокольня Софийского собора

Колокольня - одно из самых высоких зданий Вологды. Её высота около 78 м.  В верхнем ярусе колокольни организована смотровая площадка. С нее каждый может полюбоваться прекрасными видами города и окрестностей. Достопримечательностью колокольни являются часы, изготовленные в Москве в 1871 году.  Они и сегодня - главные часы города.

 

Музей кружева

Вологда - знаменитый центр кружевоплетения. Промысел зародился в начале девятнадцатого века, когда в окрестностях Вологды крепостные мастерицы стали выплетать тончайшее кружево необыкновенной красоты. Музей открылся в 2010 году. Здесь представлена самая большая в России экспозиция вологодского кружева.

 

Дом-музей Петра I

Музей располагается в исторической части города на набережной реки Вологды. Это первый вологодский музей, он был открыт в 1885 году. Одноэтажное каменное здание -памятник архитектуры 17 века. Здесь пять раз останавливался Петр I во время визитов в Вологду. В музее можно увидеть его личные вещи.

 

Архитектурно-этнографический музей "Семёнково"

Этот музей под открытым небом в 12 км от города помогает понять мир русской деревни. В настоящее время в нем 19 построек - экспонатов: 10 домов, 6 амбаров, ледник, баня и часовня. Они привезены из разных районов области. Музей был открыт в 1992 году.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия (на основе текста и дополнительной информации о музеях).

 

Опираясь на текст «Путешествие в Вологду» и информацию о музеях, полученную дополнительно, выполните следующие задания:

1. Выберите наиболее точную оценку численности населения города Вологды.

   А) В Вологде проживает около половины всего населения Вологодской области.

   Б) В Вологде проживает более половины всего населения Вологодской области.

   В) В Вологде проживает около трети всего населения в Вологодской области.

   Г) В Вологде проживает 10 часть всего населения Вологодской области.

2. Отметьте, какие сведения можно узнать на основе полученной информации:

Годы возведения Софийского собора

Есть

Нет

Расстояние от исторического центра до музея кружева

Есть

Нет

О посещении Вологды Иваном IV (Грозным)

Есть

Нет

О количестве 15-летних жителей областного центра

Есть

Нет

Особенностях музея «Семёнково»

Есть

Нет

3. Используя числительные, запишите, чем интересна история Вологды в 16-17 веках?

1)_________________________________________________________

2) ___________________________________________________________

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции.

Используя числительные, выполните задания:

 

1) Заполните пропуски в тексте объявления:

Друзья! Наш класс на осенних каникулах совершил увлекательное путешествие в Вологду - _________________ русского Севера. Этот город уникален своими памятниками архитектуры. Например, Вологодский кремль начали возводить по приказу _______________________, и он должен был быть больше Московского __________.  Кроме этого, в Вологде есть и другие достопримечательности: ______________ ______________________________________________________.

По результатам путешествия мы подготовили творческий отчёт. Приглашаем всех желающих. Приходите, будет очень интересно.

 

2) Составьте свой вопрос к тексту «Приглашение в Вологду» или к тексту о музее. Напишите к нему ответ. Обратите внимание: вопрос должен быть новым, а ответ – содержаться в тексте.

 

Вопрос: ______________________________________________________.

Ответ: _____________________________________________________.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

 

Беседа по вопросам: учащиеся отвечают на вопросы, иллюстрируя их примерами из составленных текстов (заданий).

 

- Какая часть речи называется именем числительным?

- С какими разрядами числительных вы познакомились? На какие вопросы отвечает каждая группа числительных?

- Какие грамматические признаки имеют имена числительные?

     Какую цель мы ставили сегодня? Как вы считаете, мы её достигли? Какое задание мы сегодня не выполняли?

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для

7. Рефлексия.

Контроль усвоения нового материала.

Заполните таблицу рефлексии. Поставьте плюс в соответствующих графах.

Тема

Знаю/умею

Затрудняюсь

Не знаю/умею

1.                    Нахождение числительных в тексте

 

 

 

2.                    Определение разряда числительных

 

 

 

3.                    Склонение числительных

 

 

 

4.                    Определение форм числительных

 

 

 

5.                    Ь в числительных

 

 

 

6.                    Нахождение информации в тексте

 

 

 

7.                    Создание текста

 

 

 

 

Запись домашнего задания: просклонять числительные.

Контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

 

 

 

 

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

 

 

 

 

 

 


 

Предмет ___ русский язык ____________________________________________

Предмет ___ русский язык ____________________________________________

Совместное исследование проблемы

Совместное исследование проблемы

Конструирование нового способа действия

Конструирование нового способа действия

Применение общего способа действия для решения частных задач

Применение общего способа действия для решения частных задач

Технологическая карта урока "Обобщение по теме "Имя числительное" с заданиями на формирование читательской и математической грамотности

Технологическая карта урока "Обобщение по теме "Имя числительное"  с заданиями на формирование читательской и математической грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024