Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках английского языка
Оценка 5

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках английского языка

Оценка 5
docx
09.09.2020
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках английского языка
исследовательская деятельность.docx

 

 

 

 

 

 

«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках  английского языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках  английского языка

Современная система образования и воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую и профильную подготовку учащихся, Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает нас педагогов на поиск и апробацию новых программ и учебников, новых технологий, новых методов и приемов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем «вручения» ученикам соответствующих знаний. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности

Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения.

Одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.

Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет нам решать задачи развивающего образования:

- повышает престиж знаний; а также престиж и мотивацию в изучении предмета

- совершенствует навыки учебной работы;

- развивает личность ученика;

- формирует системность и глубину знаний;

- обогащает социальный опыт.

Взаимодействие ученика и учителя

Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей.

Если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно.

Только совместная с учителем деятельность в ходе всего исследования даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями. Для того чтобы учитель стал руководителем исследовательской деятельности и передать свой опыт учащимся, он должен уметь:

- владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов;

- уметь организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся;

- уметь организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом;

- устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направленность учащихся на самостоятельный поиск;

- уметь интегрировать знания из различных научных областей.

В нашей школе, начиная с младших классов учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:

урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); семинары (10-11-е кл.); практические и лабораторные занятия (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (2-11-е кл.); международные проекты (5-11-е кл.);

внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (2-11-е кл.); проектная работа по интересам (2-11-е кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).

В своей практике я не ограничиваю учеников выбором темы в рамках моего предмета, мы имели опыт в написании работ по социологии, по астрономии. Таким образом, не важно, какой предмет преподает учитель, важно, что на своих уроках он обучает элементам исследования, которые могут пригодиться ребенку с работой над различными проектами по различным темам, интересных для него. Самое главное помочь юному исследователю на начальном этапе, поддержать его идею и нацелить с ним перспективу совместной работы. Развитие таланта исследования не зависит от школьного предмета, а зависит от готовности учителя прийти на помощь ученику в его начинании.

Работа над НИР дает не только ученику возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт работы учителя. С каждым годом совместной работы учитель не только продвигается вперед в своем педагогическом развитии, но и для себя узнает много новых и интересных вещей.

Роль учителя

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.

Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Большую роль в этом играют учителя-предметники и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом. На следующем этапе определяются конкретные проекты, подбираются руководители работ, которыми выступают учителя школы. На основе анализа деятельности научного общества учащихся были выявлены следующие мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие.

Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения.

Этапы разработки и проведения проекта (его структуры)

1. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

3. Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах ( в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

6. Выдвижение новых проблем.

На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:

1. разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что младшие школьники очень загружены в школе и быстро утомляются)

2. продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся

3. обсудить способы сбора и вид информации

4. выбрать оптимальную форму презентации результатов

5. составить и обсудить примерный план работы.

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Я работаю по учебникам «English» Кузовлев В.П.. Ничто так сильно не влияет на содержание и характер обучения, как учебник. В учебниках содержится большое количество заданий, развивающие исследовательские умения. Авторы предлагают домашние задания в виде составления мини – проектов, задания, подразумевающие самостоятельный поиск учеником информации из различных источников.

2 класс.Project. Make your own book.

5 класс. Project. The trip I enjoyed. Present it to the class.

6 класс. Project. My favourite shop. Make a wall display.

7 класс. Project. The eighth Wonder of the World. Make a poster or an album.

8 класс. Project. My sport profile.

9 класс. Project. My country in the world. Write a short text.

10 класс. Project. A youth Group I’d like to create. Deliver your project.

11 класс. Project. What would you like to invent? Be ready to present your invention to the experts.

Ученик, прочитав домашнее задание, думает, что нужны определённые знания, нужно куда – то посмотреть и думает о самостоятельном выполнении проекта. Он самостоятельно добывает необходимую информацию, думает, как его оформлять и защищать перед аудиторией. Это урочная деятельность школьников. Это может быть подготовка сообщений. Поиск ответов на вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов. Моя задача поставить оценку и подтолкнуть к ежедневной работе с дополнительной литературой.

В начальных классах мы составляем тематические словари. Проектные работы оформляются на альбомном листе, на котором подписываются имя, класс. Есть иллюстрации и текст.

В среднем звене ученики начинают работать с научно - популярными изданиями, учебной литературой, они проводят небольшие исследования частично – поискового характера, результаты которых оформляются в виде рефератов, презентаций.

В 8-11 классах у школьников оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большой самостоятельностью и носят личностно – ориентированный характер.

Я убеждена, что развитие учебно-исследовательских навыков напрямую влияет как на предметные, так и на личностные результаты учащихся. Исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время позволяют ребятам приобретать умения, которые формируют полноценную, способную к дальнейшему развитию личность ученика, что и является основной целью образования.

Анализируя результативность работы школы в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы:

- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

- значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;

- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, само целеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

- формирует социальный опыт в труде и общении;

- способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

 

Список литературы:

1. Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся — http://image.websib.ru/05/

2. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.

3. Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.

4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151–157

5. Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ, 2003, № 5.

6. Подопригорова Л.А. “Использование интернета в обучении иностранным языкам”. ИЯШ, 2003, № 5.

7. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку — http://www.tgl.net.ru/wiki

8. Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ. — http://www.ioso.ru/distant/library

9. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ.2006.


 

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках английского языка»

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках английского языка»

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках английского языка

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках английского языка

Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей

Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей

Работа над НИР дает не только ученику возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт работы учителя

Работа над НИР дает не только ученику возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт работы учителя

Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике

Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике

Project. Make your own book. 5 класс

Project. Make your own book. 5 класс

Список литературы: 1. Белова

Список литературы: 1. Белова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2020