Открытый урок ИЗО.
7 класс
Красота фигуры человека в движении.
Скульптура
Цели: расширить знания учащихся о скульптуре, предметах изображения в скульптуре, выразительных возможностях скульптуры; познакомить учащихся с представлением о красоте человека в истории искусства; развивать творческую и познавательную активность; воспитывать интерес к творчеству.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: беседа, самостоятельная работа.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, сравнения.
Приемы преподавания: беседа, постановка вопросов, демонстрация.
Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной творческой работы.
Оборудование: Презентация на тему «Красота фигуры человека в движении. Скульптура.».
Словарь: скульптура; канон; санх.
Ход урока
I. Организация урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация и мотивация опорных знаний.
Учитель. Тема сегодняшнего урока «Изображение фигуры человека в движении на примере скульптуры». В ходе нашей беседы мы узнаем, как представляли разные народы в разные времена красоту человека в жизни и искусстве.
Задумайтесь и вы над вопросом «Красивый человек – какой он?»
III. Введение в тему:
Учитель. Скульптура является видом изобразительного искусства, который отражает реальный мир, объемных формах. А помните ли вы, что означает само слово «скульптура»?
Ученик. Слово «скульптура» происходит от латинского слова «sculptura», что означает «ваяние», «вырезание», «высекание».
Учитель. Что же является предметом изображения в скульптуре?
Ученик. Почти исключительным предметом изображения в скульптуре являются живые существа: люди и животные. Основное же внимание посвящено человеку, человеческому облику и образу.
Учитель. Благодаря трехмерности, реальной осязательности формы скульптурные изображения иногда воспринимаются как живые люди. Древнегреческий миф о Пигмалионе, изваявшем из мрамора прекрасную женщину и влюбившемся в нее, по отношению к живописи вряд ли был возможен.
А какой скульптура может быть по форме?
Ученик. По своей форме скульптура делится на круглую скульптуру и рельеф. Круглую скульптуру можно обойти. Слово «рельеф» происходит от итальянского «relevio», что означает «выпуклость», «выступ». В рельефе изображение создается объемной формой, лишь частично выступающей над плоской поверхностью.
Учитель. А с какими материалами работает скульптор?
Ученик. Таких материалов много. Наиболее распространенными являются мрамор, гранит, дерево, бронза, кость, фарфор, фаянс, ценные породы камня, стекло, глина и т. д.
Учитель. А какие виды скульптурной техники вы знаете?
Ученик. Основными видами скульптурной техники являются лепка и ваяние. Лепят в мягких материалах – глине, пластилине, воске, то есть тех, которых слушаются движения человеческой руки. Ваяют в твердых материалах: в мраморе, граните и т. д.
IV. Сообщение теоретических сведений.
1. Изображение человека в движении.
Учитель. Человек всегда был и остается главной темой изобразительного искусства. Многообразные художественные формы произведений скульптуры позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.
Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки «палеолитических Венер». (Слайд 4)
Эти небольшие скульптуры демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность. Высеченные из мягкого камня «палеолитические Венеры» носили культовый характер и почитались как святыни.
Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображений они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине.
А вот совсем другое изображение человека. В своем искусстве древнеегипетские художники перешли от обобщенного образа к конкретному. Что в изображении человека кажется вам неестественным?
(Слайд 5)
Ученик. Неестественными кажутся позы людей, они слишком скованны.
Учитель. Перед вами произведения уже другой эпохи. Где и когда они были созданы? (Слайд 6)
Ученик. Это произведения Античной Греции и Рима.
Учитель. Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе античных скульптур воплощались черты прекрасного и гармонично развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством.
Римская статуя Октавиана – Августа это идеализированный памятник могущественному правителю. В 27 г. до н. э. Октавиан получил от сената титул Августа, то есть «священного, сына божественного отца отечества, потомка Энея и Венеры». Тщедушный болезненный первый император изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком».
Несмотря на всю монументальность и парадность статуи Октавиана скульптор сумел запечатлеть портретное сходство, своеобразный тип лица и характерную прическу императора, подчеркнуть его решительность и целеустремленность.
Духовная и физическая красота человека – главная тема творчества великого итальянского художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело.
Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил, что из этой громады можно что-либо сделать (Слайд 7).
В скульптуре Микеланджело видна скрытая энергия и сила. Тело мальчика напряжено и готово к действию (Слайд 8).
Какое бы сложное содержание ни несла в себе скульптура, запечатленное в ней действие длится не более мгновения. Поэтому для скульптора чрезвычайно важно найти в избранном сюжете наиболее выразительный момент, позволяющей зрителю проникнуть в глубину замысла (Слайд 9).
Помимо красоты физической, духовной, некоторым скульптурам удается передать и красоту движения. Наиболее прекрасная из них скульптура Антонио Кановы «Амур и Психея».
Древнегреческий миф рассказывает о печальной истории прекрасной Психеи, чья красота вызвала зависть Венеры. Богиня отправила к ней своего сына Амура, поручив ему влюбить Психею в самого безобразного и жалкого из людей, но тот, увидев девушку, сам полюбил ее и унес в свой дворец. Единственным условием Амура стало то, что их свидания должны были происходить в полной темноте. Завистливые сестры Психеи старались убедить ее в том, что во тьме она встречается с ужасным чудовищем, и, в итоге, разрушили их счастье. Подговоренная ими Психея зажгла светильник, капля горящего масла упала на спящего Амура, тот, взбешенный, оставил Психею. Несчастная, долгие годы разыскивавшая возлюбленного, стойко выдержала страшные испытания, вернула его любовь, приобрела бессмертие и в конце концов вышла замуж за Амура.
Учитель. У картины есть еще одно название. Сможете ли вы догадаться какое?
Ученик. Автор посвятил данной теме целую серию скульптур. Данную скульптуру сам автор назвал «поцелуй».
Учитель. Совсем другие чувства вызывает скульптура Родена «граждане Кале».
Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, фигуры находятся на одном уровне со зрителями (Слайд 10).
Одна из самых высоких статуй в мире расположена в Волгограде и является едва ли не главным символом борьбы советского народа с фашизмом. 52-метровая фигура женщины, шагнувшей вперед, зовет своих сыновей на бой с врагом (Слайд 11).
Теме борьбы советского народа с фашизмом посвящены работы Е. В. Вучетича «Память советской армии», «Стоять на смерть» (Слайд 12).
На следующем слайде изображена самая дорогая скульптура в мире (Слайд 13). В 2010 году 183-сантиметровая скульптура «Шагающий человек», выполненная швейцарским скульптором в 1961 году была продана с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов.
Произведения современной скульптуры отличаются неожиданным выбором материалов, обобщенностью образа. (Слайды 14-15).
V. Закрепление изученного.
Да, человек – главная тема в искусстве. В каждой исторической эпохе было понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии есть что-то общее.
Посмотрите еще раз на те произведения, о которых мы говорили, и постарайтесь ответить на мои вопросы.
Учитель. Что объединяет эти произведения?
Ученик. Все они рассказывают о человеке, его красоте?
Учитель. Какое у вас сложилось представление о красоте человека?
Ученик. Красота- это не только внешние качества человека, но и его духовный мир?
Учитель. Какое из показанных произведений произвело на вас наибольшее впечатление? (Ответы учащихся)
VI. Практическая работа.
Задание1: класс делится на группы, ученики в группах разгадывают кроссворд (Слайды 17-18). Группа закончившая задание первой зачитывает свои ответы. Лучшей группе выставляются оценки.
Задание 2: – Предлагаю вам написать мини-сочинение на тему «Красота– это…» (Выполнение творческой работы)
Целевые обходы учителя:
1. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
2. Контроль за объемом и качеством выполненной работы.
VII. Итог урока.
1. Учащиеся зачитывают свои мини-сочинения.
2. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: выбрать одного из известных художников-скульпторов, написать о нем мини-реферат.
XIX. Литература.
1. Алешкина, Т. В. Величайшие творения человечества : энциклопедия (разделы о скульптуре, живописи, архитектуре) / Т. В. Алешкина. – М. : АСТ, 2001.
2. Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе : пособие для учителя / В. С. Кузин. – М. : Просвещение, 1997.
3. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5–9 классы / В. С. Кузин [и др.]. – М. : Дрофа, 2011.
4. Пожарская А.В. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание состояния успеха: коллекция интересных уроков/ А.В. Пожарская [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012.
5. Ребенок – Искусство – Учитель/ Методическое пособие для учителей искусства. – М., 2000.
6. Ростовцев Н.П. Методика преподавания искусства в школе,2000
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.