2 урок
Тема: Основы композиции в конструктивных искусствах
Цели:
- научить строить глубинную и фронтальную композицию на плоскости, познакомить с приемами передачи движения и статики в композиции.
- развивать умение создавать гармонию в изображаемом, зрительное равновесие;
- формировать навыки работы с художественным материалом;
- воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания
а) Введение понятия «дизайн»
Слово «design» появилось в XVI веке и однозначно употреблялось во всей Европе. Слово "дизайн" впервые упомянул в одной из своих работ итальянец К. В. Скьер.
Как вид искусства сложился в эпоху расцвета машинного производства вещей в конце XIX — начале XX века.
б) презентация примеров архитектурных сооружений
2. Определение темы урока
(ученикам демонстрируются листы бумаги, на которых изображены геометрические фигуры и картина К.Малевича «Черный квадрат»)
- Как вы думаете, что это? (ответы)
Это все КОМПОЗИЦИИ. В архитектуре и дизайне композиция — это конструирование объектов, т.е. соединение отдельных частей в единое целое.
Отдельные части целого должны быть расположены не хаотически, а осмысленно, гармонично.
Гармония — согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое.
Достижение гармонии — это основная композиционная задача художника.
В результате работы получается законченное произведение, которое имеет определенный смысл (К.Малевич «Черный квадрат»).
Сегодня мы научимся составлять различные композиции.
3. Работа над темой урока
а) Педагогический показ учителя с элементами поисковой работы
- Перед вами лист бумаги. Пустое белое пространство, где ничего нет, где ничего не происходит — изобразительное бездействие. Для того, чтобы начался разговор, диалог между чем-то и чем-то, должна появиться сила, спорящая с безмолвием белого поля.
- Что может стать этой силой? (предположения)
- Это любое изображение — пятно или росчерк, прямоугольник или точка. С их появлением и возникает диалог, даже конфликт, противостояние. Он рождается контрастом между черным и белым.
Если изображения расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность. Художественный инстинкт заложен в каждом из нас. Достижение гармоничного расположения элементов по отношению к друг другу и их уравновешенность в целом и составляет суть композиции.
Существуют ли законы композиции? И да, и нет. Проверим на примерах
(на 3 листах бумаги изображены прямоугольники разного размера. Ученикам нужно определить, где создана гармония)
Древние рассматривали мира как хаос. И главной задачей художника видели внесение в него порядка. Даже если на белом поле один прямоугольник, человек старался расположить его …. в центре листа
Центровая композиция — один из типов симметричного композиционного построения изображения.
Симметричная композиция — композиция, на которой изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой-либо другой оси.
б) построение симметричного изображения с использованием 2, 3 фигур
На этих композициях, где черное пополам с белым — наибольшая гармония. Симметрия снимает зрительное напряжение, но какой ценой? Ценой исчезновения изобразительного конфликта. Композиция превратилась в орнамент.
Достичь гармонии можно и исходя из композиционных принципов асимметрии.
На рисунке 1 черный прямоугольник расположен не по центру белого поля, отчего возникает раздражающее ощущение дисбаланса белого и черного которое может быть преодолено добавлением второй фигуры. Она будет там, где вы ощущаете наибольшую пустоту «дыру» в белом пространстве. (рисунок 1, 2 слайд № 2)
Слайд2
Затем ищутся такие размеры второго прямоугольника, чтобы достичь наибольшего равновесия масс черного и белого. (рисунок 3 – 4, слайд 2)
В этих упражнениях решается задача достижения баланса масс в ассиметричной композиции.
в) построение ассиметричного изображение с использованием 2 — 3 фигур
г) знакомство с видами композиции.
Взгляните на эти композиции. Скажите, чем они различаются?
Слайд 3 Слайд 4
Подумайте, какие фигуры будет сложно использовать во фронтальной композиции? Почему? (треугольники, многоугольники, овалы и круги).
д) приемы передачи движения и статики на плоскости
Слайд 5
Даже простейшие сочетания прямоугольников дают основу для понимания изобразительной выразительности и движения в композиции. Что можно сказать про прямоугольник, расположенный на белом поле листа (рис1). Казалось бы, лежит себе и лежит. Но если сравнить его с рис. 2, то увидим, что первый рисунок выглядит статично и менее интересно, а второй динамичнее. Далее, увеличиваем движение (рис3). А как приостановить движение? (предположения учеников) рис 4.
Не менее, чем форма композиционных элементов, важен характер их расположения. Это можно сравнить с музыкой, где есть и звук и тишина. То же самое можно изобразить на плоскости.
4. Практическая работа
Используя цветную бумагу и клей, создать глубинную и фронтальную композицию
(10 — 15 минут)
5. Анализ работ
Соответствие видам композиции (правильность выполнения, использование уместных геометрических фигур, творческая составляющая)
6. Домашнее задание
Подготовить сообщение о творчестве К.Малевича или привести в качестве примеров несколько картин этого художника.
7. Итог урока.
а) повторение терминов, изученных на уроке (композиция, гармония, глубинная и фронтальная композиция);
б) Подумайте, может ли композиция, выполненная из простых геометрических фигур стать произведением искусства?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.