МБОУ «СОШ №1 с.Гиляны им.Исаева А.У.»
Конспект урока алгебры 9 класс
по теме:
«Числовая последовательность»
Провела: учитель математики
Абалаева С.С.
Тема урока: Числовая последовательность
Цели:
Образовательная: ввести понятие «числовая последовательность», «n-ый член последовательности»; познакомить учащихся с видами последовательностей и способами задания последовательности.
Развивающая: развитие самостоятельности, взаимопомощи при работе в группе; развитие мышления, логики.
Воспитательная: воспитание активности и аккуратности.
Оборудование: компьютер, презентация в PowerPoint, дидактические материалы.
Ход урока:
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступим к изучению одной из самых интересных темы алгебры 9 класса – «Числовые последовательности». (Слайд)
На уроке мы познакомимся с понятием «числовая последовательность», рассмотрим виды последовательностей и способы их задания.
Запишите в тетрадях число и тему урока- «Числовая последовательность»
Переходим к устной работе
2. Устная работа.
Задача 1. На складе имеется 500 т угля, каждый день подвозят по 30 т. Сколько угля будет на складе в 1 день? 2 день? 3 день? 4 день? 5 день?
Задача 2. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на 2. сколько бактерий будет в колонии, рожденной одной бактерией за 4 минуты?
(Слайд)
Для того чтобы ответить, на вопрос задачи нам необходимо было составить определенную числовую последовательность
Что бы дать определение числовой последовательности и ответить на следующие вопросы обратимся к тексту учебника
3. Изучение нового материала.
Прочитайте текст параграфа и ответьте на поставленные вопросы. (Самостоятельная работа по учебнику)
1. Какие события в нашей жизни происходят последовательно? Приведите примеры.
2. Что такое числовая последовательность?
3. Обозначение числовой последовательности.
4. Какие последовательности существуют?
5. Назовите способы задания последовательности.
(Слайд)
Ответы:
1.Какие события в нашей жизни происходят последовательно? Приведите примеры таких явлений и событий.
- дни недели, названия месяцев, возраст человека, номер счёта в банке, последовательно происходит смена дня и ночи, последовательно увеличивает скорость автомобиль, последовательно пронумерованы дома на улице и т. д.
2. Что такое последовательность?
-Определение: Числовая последовательность- это функция, заданная на множестве натуральных чисел
Вывод:
Числовая последовательность
1) функция
2) ее область определения – множество N.
3.Обозначение.
4. Виды последовательностей. Примеры
Последовательности бывают конечными и бесконечными, возрастающие и убывающие, монотонные.
Задание №1
(Слайд)
Определите вид последовательности
1) 1, 2, 3, 4, 5, : - последовательность натуральных чисел;
2) 2, 4, 6, 8, 10, :- последовательность четных чисел;
3) 1, 4, 9, 16, 25, : - последовательность квадратов натуральных чисел;
4) 2, 3, 5, 7, 11, : - последовательность простых чисел;
5) - последовательность чисел, обратных натуральным.
6) 1,2,3,4,6,8,12,24 – последовательность чисел, являющихся делителями числа 24
5. Способы задания последовательности. Примеры.
Числовая последовательность считается заданной, если указан способ, позволяющий найти член последовательности любого номера.
- Словесный - правило составления последовательности выражается словесным описанием.
Примеры.
1) Последовательность простых двузначных чисел, меньших 50, есть конечная последовательность:
11, 13, 17, 19, 23, 29. 31, 37. 41, 43, 47;
2) Последовательность четных чисел:
2,4,6,8,10…
(Слайд)
- Табличный.
п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ап |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
(Слайд)
- Графический.
Графиком последовательности как функции, заданной на множестве натуральных чисел, являются отдельные, изолированные точки координатной плоскости.
Примеры:
1) последовательность an=3n-2
можно рассматривать как функцию у=3х-2, где
хN;
2) Последовательность an=n2
можно рассматривать как функцию у=х2, где х
N.
(Слайд)
- Аналитический.
указывается формула n-го члена последовательности
Пример. Последовательность квадратов натуральных чисел задаётся формулой
аn=n2
- Рекуррентный (от лат. слова recurrens – «возвращающийся»)- указывается правило позволяющее вычислить n-й член данной последовательности, если известны все её предыдущие члены.
Пример.
a1=1, an=an-1∙n, если n≥2.
Вычислим несколько первых членов этой последовательности:
1, 2, 6, 24, 120, … .
(Слайд)
Вывод: Для рекуррентного задания последовательности необходимо:
1) знать один или два первых члена последовательности
2) указать правило для вычисления следующих членов последовательности
Итак, числовую последовательность можно задать: словесно, аналитически, рекуррентно, графически и при помощи таблицы
4.Историческая справка
Знаменитые последовательности
На прошлом уроке 2 учащихся нашего класса получили задание: самостоятельно, используя интернет ресурсы подготовить сообщение из истории математики о знаменитых последовательностях.
Слово предоставляется…
Числа Фибоначчи. Приложение
(Слайд)
Треугольник Паскаля. Приложение
(Слайд)
5.Закрепление изученного
(По одному человеку решают у доски, остальные - в тетрадях).
№224(1,3,5)
1) аn = 2n + 3; 3) аn = 100 – 10n2;
а1 = 2 × 1 + 3 = 5; а1 = 100 – 10 × 12 = 90;
а2 = 2 × 2 + 3 = 7; а2 = 100 – 10 × 22 = 60;
а3 = 2 × + 3 = 9. а3 = 100 – 10 × 32 = 10.
5) ; а1 = 1; а2 = ; а3 = .
Задача (Слайд)
Шары, размещенные в виде треугольника так, что в первом ряду - 1 шар, во втором - 2 шара, в третьем - 3 и т.д. Сколько нужно шаров, чтобы составить треугольник из 3 рядов, 5 рядов, 7 рядов?
6. Это интересно!
Числовые последовательности в литературе
(Слайд)
Даже в литературе мы встречаемся с математическими понятиями! Так, вспомним строки из"Евгения Онегина".
...Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились отличить...
Ямб - это стихотворный размер с ударением на четных слогах 2; 4; 6; 8... Номера ударных слогов образуют числовую последовательность с первым членом 2 .
Хорей - это стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют числовую последовательность: 1; 3; 5; 7...
Примеры
Ямб
«Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...»
Последовательность: 2; 4; 6; 8...
Хорей
«Я пропАл, как звЕрь в загОне»
Последовательность1; 3; 5; 7...
7. Тестовая проверочная работа
1.Последовательность задана формулой an=5n+2 . Чему равен её третий член?
а) 3 б)17
в) 12 г) 22
2 . Выпишите 5 первых членов последовательности, заданной формулой an=n-3
а) -3,-2,-1,0,1 б) -2,-1,0,1,2
в) 0,-2,-4,-16,-50 г) 1,2,3,4,5
3. Найдите сумму 6-ти первых членов числовой последовательности: 2,4,6,8,
а) 66 б) 36
в) 32 г) 42
4. Какие из перечисленных последовательностей являются бесконечно убывающими:
а) б) 2,4,6,8,…
в) г)
8.Подведение итогов.
Итак, мы познакомились с понятием числовая последовательность и рассмотрели способы её задания.
Ответьте на вопросы:
Что такое последовательность?
Какие виды последовательностей вы узнали?
Какие способы задания вы узнали?
О каких ученых и их трудах вы узнали?
Домашнее задание:
Глава IV п.17 № 224(чет), №226
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.