Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них в них мысли.
А. Д. Александров
Цели урока: систематизировать и обобщить понятие степени с различным показателем;
отрабатывать умение применять указанные знания при решении задач; мотивировать на успешную сдачу экзамена;
формировать метапредметные связи.
Тип урока: обобщение и введение нового понятия.
Предварительная подготовка
Накануне урока выдать учащимся домашнее задание.
1. Вы взяли кредит в банке 200 тыс. рублей под 13% годовых. Сколько
денег вы должны будете вернуть банку через год? Через два года?
2. В банке взяли в кредит а рублей под р% годовых. Какую сумму нужно выплатить банку через год? Через два года? Через 5 лет?
Ход урока
Приветствие (1 мин.)
— Здравствуйте! Мы с вами написали две мониторинговые работы в рамках проекта «Я сдам ЕГЭ!» и многие из вас показали далеко не желаемые результаты. В экзаменационных работах обоих уровней обязательно встречаются задание на понятие степени и корня, и в них вы довольно часто делаете ошибки, или не знаете как их выполнять. Кроме того в экзаменационной работе профильного уровня задание № 17 предлагает задачу на так называемые сложные проценты, для которой можно составить формулы с использованием степени. Поэтому сегодня в качестве повторения материала и нам нужно будет как-то осознать и обобщить понятие о показателе степени. Но перед тем, как мы этим займемся, напишите небольшую диагностическую работу.
Актуализация знаний (5 мин.)
Диагностика: Проверить знание свойств степени с целым показателем и свойства корней.
Вариант 1
Базовый уровень
1. Упростите: (ху2z –3)– 3.
2. Вычислите: .
Повышенный уровень
3. Упростите выражение
Высокий уровень
4. Вычислите:
Вариант 2
Базовый уровень
1. Упростите: (xy2z –3)2.
2. Вычислите: .
Повышенный уровень
3. Упростите выражение
Высокий уровень
4. Вычислите:
.
Проверка диагностики (1 мин.)
— Поменяйтесь друг с другом листочками. Проверьте работу одноклассника по ответам. (Ответы проецируются на доску.)
У кого отметка «5»? У кого «4»? Есть те, кто не справился с работой? Сдайте листочки.
Введение понятия (7 мин.)
— А сейчас Вероника нам напомнит понятие степени с целым показателем и познакомит нас с решением домашней задачи.
— Мы с вами умеем вычислять степень числа с любым целочисленным показателем, руководствуясь определением степени с целым показателем. А именно (определение степени дают учащиеся, учитель записывает их на доску.):
1) если п = 1, то а1 = а;
2) если п = 0 и а ≠ 0, то а0 = 1;
3) если п = 2, 3, ... , то an = a · a · ... а;
п раз
4) если п = 1, 2, ... и а ≠ 0, то а - n = .
Как вы помните, понятие степени с натуральным показателем сформировалось еще у древних народов. Степени некоторых чисел использовались при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона. Но наиболее бурное развитие понятие степени получило с развитием банковского дела.
На дом вам была задана задача. В банке взяли в кредит а рублей под р% годовых. Какую сумму нужно выплатить банку через год? Через два года? Через 5 лет?
Кто решил задачу? (Один из учащихся пишет формулу на доске.)
Через год банку нужно выплатить: a + a ·
Через два года:
И так далее.
— Хорошо. А если мы берем кредит не на целый год? Сколько мы должны вернуть, допустим, через 3,5 года?
(Один из вариантов ответа учащихся: использовать степень с показателем 3,5.)
То есть мы видим, что решение этой проблемы привело к необходимости рассматривать не целый показатель степени.
— Скажите мне, пожалуйста, какая у нас сегодня будет тема урока?
(«Понятие степени с рациональным показателем».)
Что мы должны с вами вспомнить?
(Определение степени и ее свойства.)
О возникновении степени с рациональным показателем расскажет Кристина.
— Понятие степени с дробным положительным показателем ввел французский математик Оресли. Рассуждения его были примерно такими:
Рассмотрим, например, число . Существует ли оно? И что обозначает такая запись?
Допустим, что такое число существует. Хотелось бы, чтобы и для этой степени с дробным показателем выполнялись известные нам свойства степени. Например, степень степени. Тогда будет верным следующее равенство:
)5 = 42.
Обозначив = а, получим равенство а5 = 42, откуда по определению корня получим:
a или .
Mожете ли вы дать определение степени с рациональным показателем? Сформулируйте его (возможный ответ учащихся):
Степенью числа а с рациональным показателем, называется корень степени знаменателя из а в степени числителя. (Учитель записывает определение на доске.)
Если — обыкновенная дробь (q ≠ 1) и а ≥ 0, то под .
(Аналогично дается определение степени с отрицательным рациональным показателем.)
Первичное закрепление (14 мин.)
Фронтальная работа с классом (устно)
1. Представьте в виде степени или произведения степеней с дробными показателями:
а) б) в)
г) д) е)
ж) з) и*)
2. Представьте в виде корня или произведения корней:
а) ; б) ; в) ;
г) ; д*) ; е*) .
3. Вычислите (письменно, один ученик решает первые два примера, второй — остальные):
a) ; б) ; в) ; г) .
Решение учащихся:
Работа в парах со взаимопроверкой
(Номера «а — г» можно решить несколькими способами — в зависимости от используемых свойств степени и корня.)
А теперь две минуты поработайте в парах. У вас на карточках два задания, выполнив задания, проверьте друг друга.
Работа в парах с взаимопроверкой
1. Представьте в виде корня:
а) ; б) .
2. Вычислите:
а); б) ; в); г) .
— А теперь, пользуясь определением степени рациональным показателем, решите уравнения (один ученик решает у доски):
а) = 1; б) = 4.
При решении первого уравнения обратите внимание на лишние корни, если таковые появятся.
Запись ученика на доске: = 1, х2 = 13, х = 1, х = – 1
Ответ: х = 1, х = – 1.
После ответа следует спросить у класса, где ошибка. Обратить внимание, что по определено степени с рациональным показателем х ≥ 0.
Динамическая пауза
Работа в группах (4 мин.)
Вспомните свойства степени с целым показателем.
(Учащиеся выписывают на доске свойства степени с целым показателем.)
ах · ау = ах +у; =ах – у; (ах)у = аху.
Можем ли мы пользоваться этими свойствами и для степени с рациональным показателем?
Закрепление материала (4 мин.)
Упростить выражение:
а) б); в*).
Дозированное домашнее задание (1 мин.)
В зависимости от своей оценки за диагностики, запишите себе домашнее задание.
Итоги урока
— В чём полезность сегодняшнего урока?
— На каком уровне вы оцениваете свои знания по данной теме?
Открытый урок
по алгебре и началам анализа
в 11 классе
подготовила и провела
учитель математики
МБОУ «СОШ № 2 ст. Архонская»
Уймина Т. А.
2016-2017 уч. год
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.