Тема: Библия – величайшая книга мира. Библейские притчи. «Притча о блудном сыне». Нравственные ценности Евангельской притчи.
Цель: показать учащимся духовную,
историко-культурную ценность Библии, её тесную связь с литературой и другими
видами искусства; с «Притчей о блудном сыне»; вызвать интерес учащихся к такому
жанру литературы, как притча;раскрыть глубокий нравственный смысл библейских
притч; развивать образное мышление уч-ся; воспитывать чувства милосердия и
сопереживания; способствовать развитию умения анализировать притчу, выделять
основную мысль притчи; способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения и
любви к людям, бережного и уважительного отношения к родителям.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Работа с эпиграфом. (постановка целей)
На доске написаны эпиграфы к нашему уроку:
Прощение приносит в жизнь надежду (Ханс- Йоахим Хаан).
Чем легче мы прощаем,
Тем легче мы живем. (Дж. Кеннеди Шульц).
Прочитайте их, подумайте и скажите, о каком, по-вашему, важном понятии мы будем говорить сегодня?
А что, по вашему, значит слово «прощать»?
(Предполагаемые ответы детей: прощать – перестать сердиться; забыть
обиды; сделать всё, чтобы были хорошие отношения с человеком, который огорчил)
- Легко ли прощать?
(Предполагаемые ответы детей: Прощать бывает легко, если огорчили
чуть-чуть, иногда ведь и сам в чем-то виноват. Чаще это трудно сделать, но
многие люди все же стараются прощать другим и заслужить прощение.)
4.Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа:
- Что вам известно о Библии?
- На какие две основные части разделена книга?
- Почему Новый завет считается более доброй, мягкой, человечной частью Библии?
- Какие виды искусства связаны с Библией? (лит-ра, музыка, живопись, скульптура, архитектура).
В Библии заключена вся мудрость человечества, размышления о смысле жизни, о том, зачем человек живёт и куда стремится.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
ЗТ: Корень «библос» (от греч.) означает «книга, книги». Поэтому «Библия» означает «собрание книг». Составляли её разные люди.
Завет – союз Бога и человека.
Икона (греч.) – изображение, образ.
Иконопись – особый вид живописи (особые краски, свой особый смысл, своё назначение).
Сегодня мы обратимся к библейской притче.
История эта называется «Притча о блудном сыне». Запишите тему урока. Дома вы уже прочитали эту притчу. Эту притчу Иисус рассказал своим ученикам, она является самой известной историей в Новом Завете. Притча описывается в Евангелии от Луки. Она очень популярна в христианском мире. Во вторую неделю приготовления к Великому посту на Божественной литургии этот отрывок читается во всех храмах.
4.Словарная работа
1)Составление схемы:
ЕВАНГЕЛИЯ
(«Благовестия» о жизни Христа)
2)Словарная работа:
ЗТ: ПРИТЧА – краткий иносказательный поучительный рассказ.
3) «Притча о блудном сыне»
(комментарии к содержанию и стилю прочитанного дома текста):
- Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение.ъ
4)РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. Беседа по содержанию притчи:
- Почему отец решил устроить праздник в честь вернувшегося сына?
Процитируйте его слова, сказанные по этому поводу.
- Как вы думаете, почему отец простил сына?
- Как вы понимаете слова отца «был как бы мёртв и ожил»?
- Притчу о блудном сыне Иисус Христос рассказал во время проповеди, в которой объяснял, как Бог относится к людям, которые раскаялись в своих грехах и обратились к вере. С учётом этого объяснения раскройте иносказательный смысл притчи.
Что означают образы отца и блудного сына?
Итак, перед нами история одной семьи. Напомните мне, что говорит заповедь о родителях?
«Почитай отца твоего и мать
5. Групповая работа.
(Группы готовят постеры)Восстановите историю в хронологической последовательности.
История блудного сына |
|||
Уход от отца |
Веселая жизнь |
Страдания, нищета. Раскаяние |
Возвращение к отцу, радость отца и прощение сына. |
Задание для 2 группы: стратегия «Тройной пузырь»-
Заполните таблицу, дайте характеристику каждому герою.
Отец |
Младший сын |
Старший сын |
Задание для 3 группы: стратегия «Гора истории»
Распределите картинки в правильной последовательности, подберите к каждому эпизоду словесное описание (по тексту).
|
Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства» Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну. |
|
Там он жил весело, ни в чём себе не отказывал, и скоро денег у него не стало. |
А в это время настал голод в той стране. Юноша нанялся к одному из жителей пасти свиней. Он голодал и рад был, если ему удавалось поесть свиного корма. |
|
|
И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и не достоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наёмников своих» |
7. Итоги урока
- Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением? Что значит простить человека?(Простить человека - перестать винить его и гневаться на него.)
- Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию, Давайте вернемся к нашим эпиграфам.
- Нужно ли прощать? (Да)
- Сколько раз? (Всегда)
- Что приносит прощение? (Радость, уверенность, свободу в общении)
Актуальна ли тема блудного сына сегодня? (Безусловно.
В любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и
возвращения)
- В роли блудного сына может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с
нами такого не произошло? (Ответы учеников). Важно уметь
говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у
них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости
меня” может больше не представиться. Подумайте о том, как вы относитесь к своим
родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения)
- Какова же основная мысль притчи? (Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение)
- Чему научила нас притча? (уважительно относиться к родителям, ценить их, ибо они не вечны. Иметь мужество признать свои ошибки, обвинить себя, принять решение изменить себя, помочь человеку, который запутался в жизни, поддержать его, не отказываться от традиционного многовекового опыта, культурных и нравственных ценностей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.