Урок чтения во 2 классе.
Тема урока. В Хомченко. Яблоко.
Цель: Раскрыть содержание произведения.
Задачи:
Образовательные.
1. Вырабатывать безошибочное, выразительное чтение.
2. Учить отвечать на вопросы полными фразами.
Коррекционно-развивающие.
1. Корригировать и развивать правильную связную устную речь через речевые упражнения, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас.
2. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Воспитательные.
1. Воспитывать общечеловеческие нормы поведения: чувства заботы о близких людях, доброты.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, слушать учителя и друг друга.
Оборудование:
1. Чтение: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – СПб.: «Просвещение», 2011.
2. Презентация к уроку, проектор, экран, компьютер, цветные иллюстрации, карточки с заданиями.
3. Индивидуальные зеркала.
4. Яблоко, одноразовая тарелка, шпажки, нож.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Цель: организовать, настроить детей на работу на уроке.
- Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- К какому уроку подготовились?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
2. Речевая разминка.
Артикуляционная гимнастика «У бабушки с дедушкой».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка.
Толстые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)
С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. (Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.)
Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)
Утром проснулись – в улыбочку губы, (Снова широкая улыбка.)
Чистим мы свои верхние зубы (Широкий язык за верхними зубами.)
Вправо и влево, внутри и снаружи, (Соответствующие движения широким языком.)
С нижними зубками тоже мы дружим. (Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами.)
Губы сожмем мы и рот прополощем (Поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух.)
И самоваром пыхтим, что есть мочи. (Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы.)
Блюдца поставим – положат блины нам. (Широкий язык лежит на нижней губе.)
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. (Подуть на широкий язык.)
Блинчик жуём, завернём и прикусим (Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы.)
Блинчик с вареньем малиновым вкусным. (Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.)
Чашки поставим, чтобы чаю налили, (Широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили. (Подуть с «чашечки» вверх.)
Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка» двигается вперёд-назад.)
Вкусные был завтрак, мы губки оближем. (Кончик языка облизывает губы по кругу.)
Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык вытянут вперёд)
Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд-назад) и на зигзаг её переключила (узкий язык двигается вправо-влево)
Дедушка сделал для внуков качели. Все мы на них покачаться успели
(широкий язык ставится попеременно то за верхние то за нижние зубы)
После качелей мя в прятки играли. Прятались на чердаке и в подвале. (широкий язык убирается под верхнюю губу)
Дедушка скачет на лошади ловко (щёлкаем языком)
Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).
Скороговорка.
Цель: формирование правильной речи.
Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.
3. Проверка домашнего задания.
Цель: проверить выполнение домашнего задания. (Слайд 2)
Чтение слов записанных разновеликим шрифтом
БабУшкА яЩиК
ВоРОбьИ нАшёЛ
СКлюёМ ПРияТЕль
пШеНо ЗёРныШкИ
ДРуЗья ОдиН
поСЫлкА поПОлАм
(Слайд 3)
- Из какого рассказа эти слова? (М. Пляцковского «Урок дружбы»)
- Как звали воробьёв?
- Что получил Чик от бабушки?
- Угостил Чик своего приятеля Чирика пшеном? Прочитайте, как об этом сказано в тексте.
- Что нашёл Чирик?
- Как поступил Чирик? Как об этом сказано в тексте? Можно ли Чирика назвать настоящим другом?
- Почему Чику стало стыдно? За какой урок он поблагодарил Чирика? Прочитай об этом в тексте.
4. Сообщение темы и цели урока.
Цель: сообщить тему урока, поставить цель перед обучающимися. (Слайд 4)
- Ребята, посмотрите на экран. Здесь ребус. В ребусе спрятано название рассказа, который мы будем сегодня читать. Попробуем разгадать ребус? ( Зашифрованное слово: яблоко)
- Молодцы ребята, справились с заданием! Сегодня на уроке мы будем читать и разбирать рассказ «Яблоко», который написал белорусский писатель-фронтовик Василий Фёдорович Хомченко. (Вывешивается портрет ) (Слайд 5)
Работа с загадками.
(Учитель демонстрирует детям непрозрачный пакет, в котором лежит яблоко.)
- Ребята. Я приготовила для вас подарок, он находится у меня в пакете. Попробуйте угадать, что это? (Слайд 6)
Душистые, румяные,
Есть сладкие, есть пряные,
Есть кислые, есть терпкие,
Есть мягкие, есть крепкие.
Есть свежие, сушеные,
И даже есть моченые. (яблоки)
- Верно, мой подарок – вот это замечательное яблоко. (Учитель достаёт из пакета яблоко и демонстрирует ребятам)
- Ребята, опишите, какое у меня яблоко? (Большое, румяное, сладкое, ароматное….)
- Послушайте стихотворение и скажите, чем полезны яблоки? (Слайд 7)
Мне сказали:
«Яблоко – полезно,
Потому что много в нем железа!»
Ну, не знаю…
Я три штуки съела –
Ничего внутри не загремело!
(Д. Сиротин)
- Правильно ребята, в яблоках много витаминов, минералов и железа, которое укрепляет наш организм, делает нас крепкими и сильными.
- А кто из вас отгадает следующую загадку? (Слайд 8)
Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные. (Яблоня)
- Ребята, кто из вас хочет съесть это яблоко?
- Желающих много, а яблоко всего лишь одно. Я не могу выбрать, кому из вас дать это яблоко. Я думаю, рассказ, который мы будем сегодня читать, поможет нам решить эту проблему.
5. Чтение рассказа учителем.
- Послушайте внимательно рассказ, а затем назовите его героев. (Слайд 9)
На доске вывешиваются ребусы:
мДаЕмДа
НмИиНшАа
6. Физкультминутка.
Цель: сохранение оздоровительного режима урока.
-Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
А куда ж они пропали?
- Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали….
Дети яблоки сорвали!
7. Словарная работа.
БЛА-ГО-ДА-РИТЬ ЛЮ-БОВЬ
БЛА-ГО-ДА-РИ-ЛА ЛЮ-БО-ВА-ЛАСЬ
ПО-БЛА-ГО-ДА-РИ-ЛА ПО-ЛЮ-БО-ВА-ЛАСЬ
8. Чтение рассказа детьми.
Цель: подготовить обучающихся к безошибочному выразительному чтению.
· Чтение по цепочке.
· Чтение буксиром.
· Выборочное чтение.
· Нахождение в тексте и зачитывание словарных слов.
· Самостоятельное чтение сильных учащихся, индивидуальная работа со слабо читающими.
Восстановление цепочки событий по сюжету рассказа, опираясь на главных героев.
(Использование картинок с именами героев)
- К какому герою сначала попало яблоко? К кому потом? И т.д.
Дедушка – внучка Нина – мама – сын Миша.
9. Беседа по содержанию произведения. (Слайды 10-17)
- Куда ходил дедушка? (Слайд 10)
- Что купил дедушка на рынке? (Слайд 11)
- Найдите в тексте и прочитайте слова, которые сказал дед, когда яблоко попало к нему.
- Кому дедушка отдал яблоко? Прочитайте слова внучки Нины. (Слайд 12)
- Кого угостила яблоком Нина? Зачитайте слова Нины. (Слайд 13)
- Кого угостила яблоком мама? Зачитайте слова мамы. (Слайд 14)
- Что сделал с яблоком Миша? (Слайд 15)
- На сколько частей разрезал яблоко Миша? (Слайд 16)
- Кого Миша угостил яблоком? Прочитайте слова Миши. (Слайд 17)
- Какой красивый поступок совершил Миша. Он никого не забыл в своей семье и разделил яблоко на всех поровну.
10. Подведение итогов. Рефлексия.
- Как называется рассказ, который мы читали?
- Назовите автора рассказа и покажите его портрет.(Из нескольких портретов дети должны выбрать портрет В. Хомченко.)
- О чём рассказ?
- Как же мы все сможем попробовать это замечательное яблоко? (Разрезать его на равные части)
- А теперь каждый из вас может попробовать это яблоко. ( Яблоко нарезается на равные части и раздаётся детям.) (Слайд 18)
Яблоко спелое,
Яблоко сладкое,
Яблоко хрусткое
С кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
(Л. Турьева)
11. Домашнее задание. Выставление оценок.
Читать по ролям рассказ «Яблоко» В. Хомченко стр.159 – 160
Источники.
1. Загадки и стихи. http://zanimatika.narod.ru/RF2_Spas2_zagadki.htm
2. Артикуляционная гимнастика "У бабушки с дедушкой". http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/04/14/artikulyatsionnaya-gimnastika-skazka-u-babushki-s-dedushkoy
3. Скороговорка. http://skorogovor.ru/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%83-%D0%AF.php
Яблоко.
Василий Хомченко.
Дед был на рынке и купил себе яблоко. Хотел съесть да раздумал.
- Занесу домой, детей угощу.
Дома дед отдал яблоко внучке Нине.
- Ой, какое Яблоко большое! – обрадовалась она. Только хотела откусить, как пришла с работы мать.
- Мамочка, сказала Нина. – Ты устала. Возьми, съешь яблоко. Я угощаю тебя.
Мать поблагодарила Нину, взяла яблоко, полюбовалась им.
- Я Мишу угощу. Он у нас самый маленький, - сказала мать. И когда Миша вернулся из детского сада, отдала яблоко ему.
Миша очень обрадовался, когда ему дали яблоко. Он достал из стола ножик, посмотрел на деде, маму. Нину и разрезал яблоко на четыре части.
- Это, дедушка, тебе, Это маме, а это мне и Нине, - поровну поделил он – Я угощаю.
Вкусное было яблоко. Сладкое, сочное. Одного на всех хватило.
Карточки для индивидуальной работы.
Дед был на рынке и купил себе ______.
Хотел съесть да раздумал.
- Занесу домой, детей угощу.
Дома _______ отдал яблоко внучке ________.
- Ой, какое Яблоко ________! – обрадовалась она.
- Мамочка, сказала ________. Ты устала. Возьми, съешь ________. Я угощаю тебя.
Мать поблагодарила __________, взяла ________, полюбовалась им.
Мать поблагодарила Нину, взяла ________, полюбовалась им.
- Я ________ угощу. Он у нас самый ___________, - сказала мать. И когда ________ вернулся из детского сада, отдала ________ ему.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.