Конспект урока доп.
образования в 4 классе
по теме «Букет из веточек вербы» в нетрадиционной технике аппликации из
природного материала (срезов веток).
Учитель: Авраменко И.А.
Цель: изготовление поделки из природного материала.
Задачи:
1.Образовательная: закреплять навыки работы с природным материалом (срезами веток) при выполнении аппликации.
2.Коррекционно-развивающая: развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание, мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение); расширять представления об окружающем мире; развивать умения оформлять высказывания в устной речи .
3.Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через организацию творческой деятельности, любовь к природе.
4.Здоровьесберегающая: создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями САНПИН, сохранять и поддерживать здоровье учащихся на уроке путём общеукрепляющих упражнений и пальчиковой гимнастики.
Материал для учащихся: заготовки картона с контуром веточек вербы, клей ПВА и клей-карандаш, клеёнка, цветная бумага, ножницы, влажные салфетки, ёмкости со срезами веток и для клея, половинками зёрен гороха, полоски цветной бумаги (веточки).
Для учителя: компьютер, видеофрагмент «Верба», аудиозапись музыки (для включения на практической работе), венок «Весна-красна», презентация музыкальной физк. минутки «Весна-красна идёт», презентация с записью песни «Не рвите цветы…» Ю. Антонова, образец поделки, таблица: «План работы», таблица «Порядок расположения почек на ветке», веточки вербы в вазе (натуральная наглядность), магниты, орехи (массаж рук), презентация музыкальной разминки для пальцев «Этот пальчик дедушка».
Дифференцированная работа: формат картона для поделки меньшего размера для группы учащихся (Егор К., Андрей С., Елизавета К.)
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Приветствие.
- Начинаем урок труда.
- Проверьте свою готовность к уроку: на парте должна быть клеёнка, клей,
ёмкости с материалами для работы (срезы, зёрна гороха), заготовка картона,
цветная бумага, ножницы.
2) Актуализация знаний.
- Продолжите стихотворение:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла … (весна)
- Правильно, вот и весна. Сегодня на улице … (светит солнце, тепло, светло или
пасмурно). А у нас в классе тепло, светло, весело. А весело нам от наших
улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится
тепло и хорошо. Поэтому мы будем чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим
радость.
- Ребята, а какие вы знаете приметы весны? (ответы детей)
- Вся природа просыпается весной после зимних холодов, появляется светлая, нежная зелень, прилетают птицы, появляются первые весенние цветы.
3) Сообщение темы и цели урока
– Сегодня, на уроке мы изготовим маленькую "частичку весны". Будем делать поделку с использованием необычных материалов.
II. Основная часть. Изучение материала.
1)Слушание рассказа учителя
(На голове учителя - венок «Весна-красна»)
-«Я – Весна-красна!
Бужу Землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.
Всюду, в поле и в лесу, людям радость я несу!»
- Деревья весной тоже просыпаются ото сна. Я к вам пришла сегодня не с пустыми руками. А с чем, попробуйте отгадать.
«У неё цветочки –
Пушистые комочки.
Раньше всех она цветёт,
К нам весну она зовёт».
(Дети называют - верба).- Ребята, кто из вас уже видел цветы вербы? Где вы их видели? (Около леса, солнечных местах)
2)Рассматривание детьми веточек вербы. Беседа. Рассказ учителя о вербе. Просмотр видеофрагмента.
- Ребята, посмотрите на эти красивые веточки. (Показ веточек вербы.) Что на них вы видите? (Пушистые почки.)
- Верба - это небольшой куст или деревце. Ранней весной, в конце марта-начале апреля на ветках появляются серо-белые пушистые почки. Это - цветы. Когда почка созреет, она станет жёлтой, как пушистый желтый цыпленок.
- Посмотрите видеофрагмент о том, как верба выглядит в природе (видеофрагмент).
- С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево
может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется.
- Возьмите каждый по веточке, прикоснитесь к ней. (Дети берут веточку
вербы.)
- Потрогайте почки, и проведите ими по ладошке, по щеке,
пощекочите носик. (Дети выполняют.)
- Какие на ощупь почки? (мягкие, нежные, пушистые, красивые, светлые)
- Какие по форме почки? (овальные)
- Как расположены пуховки? (Поочерёдно) .
- Пахнут ли ваши веточки? Пуховки?(нюхают)
- Чем пахнут? (свежестью, весной)
-Верба – первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего
сна. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещённая в церкви верба
охраняет дом от пожара, людям и домашним животным даёт здоровье. Это дерево,
любимое на Руси.
«Дотронься до вербы, и передаст она тебе свою силу, красоту», — так
в старину гласило поверье.
- К сожалению, красота вербы - очень короткая. Скоро она отцветёт и пуховки опадут.
- Как нам можно надолго сохранить её красоту для себя и близких? (Нарисовать, сделать аппликацию, сфотографировать).
3)Анализ образца (рассматривание, ответы на вопросы).
- Теперь вы, наверно, догадались, какую поделку будем делать.
Какую? (ответы: букет из веточек вербы)
– Рассмотрите образец поделки (рассматривают образец поделки). Что
видите на образце? (веточки, солнце)
- Что есть на ветках? (почки-пуховки)
- Из чего сделаны ветки? Пуховки? Солнышко?(из бумаги; срезов
веток; половинок зёрен гороха)
- Как приклеены?(с помощью клея)
- Какие материалы и инструменты потребуются для выполнения поделки? (Картон,
срезы веток, цветная бумага, клей, ножницы.)
4)Подготовка рук к работе. Массаж рук с орехом.
- Давайте подготовим пальчики для работы.
- Этот шарик не простой (катают орех на ладошке, проговаривают)
Он – орешек, вот какой!
Будем с шариком играть
Нашим ручкам помогать.
– Руки к работе готовы. А что ещё необходимо, чтобы работа получалась? (Терпение, старание, упорство)
5) Повторение правил безопасной работы с клеем и ножницами. Планирование работы. Самостоятельная творческая деятельность детей. (Звучит спокойная музыка)
- Начинаем работу. С чего начнём? (наклеить веточки) .Приклеиваем
клеем-карандашом (индивидуальная помощь: Андрею С., Егору К., Лизе К.).
- Лишние детали веточек обрежьте ножницами.
- Вспомните правила безопасной работы ножницами (называют,
ориентируясь на плакат)
- Вспомните правила безопасности при работе с клеем. (Называют: не
бери слишком много клея, излишки вытирай салфеткой, после работы вымой руки.)
- Прочитайте план работы (читают по таблице план).
-Рассмотрите табличку на доске (рассматривают таблицу). Напоминание:
как расположены почки на ветке? (поочерёдно)
- Желаю, чтобы у вас получились красивые работы. Приступаем.
6) (В перерыве
между работой ).
- Музыкальная песенка (пальчиковая гимнастика; сидя за столом)
-Музыкальная зарядка «Весна-красна идёт» (Звучит
музыка. Дети выполняют движения, двигаясь около парт и по кругу
хороводом).
Коррекция по теме: координация слов с движением, развитие общей моторики)
III. Заключительная часть.
1) Итог урока. Анализ выполненной работы.
– Что изготавливали сегодня на уроке ? (ответы детей)
– Какими материалами пользовались? (срезы веток, зёрна гороха,
цветная бумага).
- Расскажи, как ты делал(а) поделку? (ответы детей)
- Что вы запомнили о вербе? (ответы детей)
2) Выставка работ. Оценивание.
– Весна шагает быстрыми шагами и раскрашивает землю радостными красками. Давайте и мы сделаем лесок из цветущих веточек вербы. Разложите свои поделки на парте.
– Посмотрите, какой лес получился. Чья работа вам
понравилась больше всех? Почему?(Оценивают свою работу. Оценивает учитель)
- Все вы - молодцы. Прекрасно справились с работой.
- Ребята, где вы можете применить свою поделку, как использовать? (подарить,
повесить дома как картину)
-Ребята, как вы думаете, стоит ли рвать цветы на деревьях, на
полянках? Почему? (ответы детей)(на экране компьютера: презентация
песни Ю. Антонова «Не рвите цветы…»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.