Тема: «Двоичная система счисления»
Цель урока: создать условия для понимания новой учебной информации, ее применения в знакомых и новых учебных ситуациях, проверить уровень усвоения материала с помощью ЭОР.
Задачи:
- обучающие:
ü Помочь учащимся запомнить числовой материал как пособие для понимания теории систем счисления;
ü Способствовать пониманию теории систем счисления, того, как числа записываются в различных системах счисления, взаимосвязей между системами счисления;
ü Способствовать развитию умения переводить числа из любой системы счисления в десятичную систему счисления;
-развивающие:
ü Развитие познавательного интереса и внимания учащихся;
ü Развитие способности проводить индивидуальные практические занятия;
ü Развитие коммуникативной компетенции учеников;
ü Развитие мышления учащихся при решении задач;
-воспитательные:
ü Повышение мотивации учащихся за счет использования нестандартных заданий;
ü Формирование творческих подходов к решению проблем, четкость и организованность работы, умение оценивать свою работу и работу одноклассников;
ü Развитие навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока - урок закрепления новых знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Необходимое оборудование: ПК, презентация "Системы счисления".
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие педагога и обучающихся.
II. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Какое универсальное техническое устройство мы применяем на уроках информатики? |
Компьютер. |
2. Для чего была изобретена ЭВМ? |
ЭВМ изобретена для работы с числами. |
3.Зачем нужны числа? |
Варианты учеников |
4.Сколько цифр используется для представления чисел? |
10 |
5.Какие сигналы используются в компьютере и как они обозначаются? |
Включено, выключено – 0,1 |
6.Сколько цифр используется? |
2 цифры: 0 и 1 |
7. Какая это система счисления? |
Двоичная система счисления |
III.Постановка целей урока.
Прочитайте стихотворение А.Старикова "СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ"
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ
- Как это возможно?
- Кто может сформулировать тему нашего урока?
- Сегодня мы повторим, обобщим и систематизируем изученный материал о двоичном кодировании.
- Запишите тему урока.
- Ваша задача - продемонстрировать теоретические знания основных понятий, правил преобразования чисел и выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления.
План работы на уроке следующий:
1. преобразование чисел из двоичной системы в десятичную. 2.
2. преобразование чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.
3. Загадка поэта.
4. практика
5. сложение и умножение чисел в двоичной системе СС.
IV. Осознание и понимание учебной информации.
1. Перевод чисел из двоичной СС в десятичную.
- Назовите алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Вспомним, как это выглядит наглядно.
(просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=jeSErJeu_7Q)
2. Работа в парах.
Выполните задание №1.
В1. Перевести в десятичную систему счисления числа 11012 и 110102.
В2. Перевести в десятичную систему счисления числа 11102 и 110012.
3. Перевод чисел из десятичной СС в двоичную.
- Давайте теперь вспомним алгоритм перевода десятичного числа в двоичное.
(просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=pwyp38gAyRo )
Дифференцированное задание. Выполните задание №2 в своих карточках.
Для сильных учащихся
Числа в десятичной системе счисления |
Числа в двоичной системе счисления |
369 |
|
678 |
|
334 |
|
231 |
|
45 |
|
289 |
|
Для слабых учащихся
Числа в десятичной системе счисления |
Числа в двоичной системе счисления |
70 |
|
54 |
|
3 |
|
5 |
|
60 |
|
12 |
|
Ответы:
Для сильных учащихся
Числа в десятичной системе счисления |
Числа в двоичной системе счисления |
369 |
101110001 |
678 |
1010100110 |
334 |
101001110 |
231 |
11100111 |
45 |
101101 |
289 |
100100001 |
Для слабых учащихся
Числа в десятичной системе счисления |
Числа в двоичной системе счисления |
70 |
1000110 |
54 |
110110 |
3 |
11 |
5 |
101 |
60 |
11110 |
12 |
1100 |
4. Работа в группах. Загадка поэта.
Учитель формулирует вопрос, поставленный в начале урока: "Сколько лет девочке? В какой класс она ходила? Сколько книг в портфеле?"
Выводы: Сколько ей лет? (12 лет), В какой класс она ходила? (5) Сколько книг носила? (4) Сколько рук и сколько глаз? (2).
5. Практикум
1) Переведите число 135 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Пояснение.
Представим число 135 в виде суммы степеней двойки: 135 = 128 + 4 + 2 + 1. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 128 = 1000 0000; 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Следовательно, 13510 = 1000 01112.
Ответ: 4.
2) Переведите число 125 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Пояснение.
Представим число 125 в виде суммы: 125 = 128 − 3. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 128 = 100 0000; −3 = −11. Следовательно, 125 = 111 1101.
Ответ: 6.
3) Переведите число 121 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Пояснение.
Представим число 121 в виде разности: 121 = 128 − 7. Теперь переведём отдельно два числа и вычтем результаты в двоичной системе счисления: 128 = 10000000; 7 = 111. Следовательно, 121 = 1111001.
4) Переведите число 134 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Пояснение.
Представим число 134 в виде суммы: 134 = 128 + 6. Теперь переведём отдельно два числа и сложим результаты в двоичной системе счисления: 128 = 1000 0000; 6 = 110. Следовательно, 134 = 1000 0110.
Ответ: 3.
5) Переведите число 143 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Пояснение.
Представим число 143 в виде суммы степеней двойки: 143 = 128 + 8 + 4 + 2 + 1. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 128 = 10000000, 8 = 1000, 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Следовательно, 14310 = 100011112.
6) Переведите число 141 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Пояснение.
Представим число 141 в виде суммы степеней двойки: 141 = 128 + 8 + 4 + 1. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 128 = 1000 0000, 8 = 1000, 4 = 100, 1 = 1. Следовательно, 14110 = 1000 11012.
Ответ: 4.
7) Переведите число 126 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Пояснение.
Представим число 126 в виде суммы степеней двойки: 126 = 64 + 32 + 16 + 8 + 4 + 2. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 64 = 100 0000, 32 = 10000, 16 = 1 0000, 8 = 1000, 4 = 100, 2 = 10. Следовательно, 12610 = 111 11102.
Ответ: 6.
VI. Домашнее задание.
VII. Рефлексия.
Итоги урока: оцените свою работу в соответствии с критериями.
Критерии оценивания:
«5» - 10-11 правильных
«4» -8-9 правильных
«3» - 6-7 правильных
«2» - 5 правильных
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.