Конспект урока "Двоичная система счисления"
Оценка 4.9

Конспект урока "Двоичная система счисления"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
информатика
7 кл—8 кл
21.10.2021
Конспект урока "Двоичная система счисления"
Двоичная система счисления.doc

                   Тема: «Двоичная система счисления»

Цель урока: создать условия для понимания новой учебной информации, ее применения в знакомых и новых учебных ситуациях, проверить уровень усвоения материала с помощью ЭОР.

 Задачи:

- обучающие:

ü  Помочь учащимся запомнить числовой материал как пособие для понимания теории систем счисления;

ü  Способствовать пониманию теории систем счисления, того, как числа записываются в различных системах счисления, взаимосвязей между системами счисления;

ü  Способствовать развитию умения переводить числа из любой системы счисления в десятичную систему счисления;

-развивающие:

ü  Развитие познавательного интереса и внимания учащихся;

ü  Развитие способности проводить индивидуальные практические занятия;

ü  Развитие коммуникативной компетенции учеников;

ü  Развитие мышления учащихся при решении задач;

-воспитательные:

ü  Повышение мотивации учащихся за счет использования нестандартных заданий;

ü  Формирование творческих подходов к решению проблем, четкость и организованность работы, умение оценивать свою работу и работу одноклассников;

ü  Развитие навыков самоорганизации и инициативы.

Тип урока - урок закрепления новых знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Необходимое оборудование: ПК, презентация "Системы счисления".

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие педагога и обучающихся.  

II. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Какое универсальное техническое устройство мы применяем на уроках информатики?

Компьютер.

2. Для чего была изобретена ЭВМ?

ЭВМ изобретена для работы с числами.

3.Зачем нужны числа?

Варианты учеников

4.Сколько цифр используется для представления чисел?

10

5.Какие сигналы используются в компьютере и как они обозначаются?

Включено, выключено – 0,1

6.Сколько цифр используется?

2 цифры: 0 и 1

7. Какая это система счисления?

Двоичная система счисления

 

III.Постановка целей урока.

Прочитайте стихотворение А.Старикова "СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ"

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила —

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ

 

- Как это возможно?

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

- Сегодня мы повторим, обобщим и систематизируем изученный материал о двоичном кодировании.

- Запишите тему урока.

- Ваша задача - продемонстрировать теоретические знания основных понятий, правил преобразования чисел и выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления.

План работы на уроке следующий:

1. преобразование чисел из двоичной системы в десятичную. 2.

2. преобразование чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

3. Загадка поэта.

4. практика

5. сложение и умножение чисел в двоичной системе СС.

IV. Осознание и понимание учебной информации.

1. Перевод чисел из двоичной СС в десятичную.

- Назовите алгоритм перевода чисел из двоичной  системы счисления в десятичную. Вспомним, как это выглядит наглядно.

(просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=jeSErJeu_7Q)

2. Работа в парах.

Выполните задание №1.

В1. Перевести в десятичную систему счисления числа 11012 и 110102.

В2. Перевести в десятичную систему счисления числа 11102 и 110012.

 

3. Перевод чисел из десятичной СС в двоичную.

- Давайте теперь вспомним алгоритм перевода десятичного числа в двоичное.

(просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=pwyp38gAyRo )

Дифференцированное задание. Выполните задание №2 в своих карточках.

Для сильных учащихся

Числа в десятичной системе счисления

Числа в двоичной системе счисления

369

 

678

 

334

 

231

 

45

 

289

 

 

Для слабых учащихся

Числа в десятичной системе счисления

Числа в двоичной системе счисления

70

 

54

 

3

 

5

 

60

 

12

 

 

Ответы:

Для сильных учащихся

Числа в десятичной системе счисления

Числа в двоичной системе счисления

369

101110001

678

1010100110

334

101001110

231

11100111

45

101101

289

100100001

 

Для слабых учащихся

Числа в десятичной системе счисления

Числа в двоичной системе счисления

70

1000110

54

110110

3

11

5

101

60

11110

12

1100

 

 

4. Работа в группах. Загадка поэта.

Учитель формулирует вопрос, поставленный в начале урока: "Сколько лет девочке? В какой класс она ходила? Сколько книг в портфеле?"

Выводы: Сколько ей лет? (12 лет), В какой класс она ходила? (5) Сколько книг носила? (4) Сколько рук и сколько глаз? (2).

5. Практикум

1) Пе­ре­ве­ди­те число 135 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 135 в виде суммы сте­пе­ней двой­ки: 135 = 128 + 4 + 2 + 1. Те­перь пе­ре­ведём каж­дое из сла­га­е­мых в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и сло­жим ре­зуль­та­ты: 128 = 1000 0000; 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Сле­до­ва­тель­но, 13510 = 1000 01112.

Ответ: 4.

 

2) Пе­ре­ве­ди­те число 125 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 125 в виде суммы: 125 = 128 − 3. Те­перь пе­ре­ведём каж­дое из сла­га­е­мых в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и сло­жим ре­зуль­та­ты: 128 = 100 0000; −3 = −11. Сле­до­ва­тель­но, 125 = 111 1101.

Ответ: 6.

 

3) Пе­ре­ве­ди­те число 121 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 121 в виде раз­но­сти: 121 = 128 − 7. Те­перь пе­ре­ведём от­дель­но два числа и вы­чтем ре­зуль­та­ты в дво­ич­ной си­сте­ме счис­ле­ния: 128 = 10000000; 7 = 111. Сле­до­ва­тель­но, 121 = 1111001.

 

4) Пе­ре­ве­ди­те число 134 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 134 в виде суммы: 134 = 128 + 6. Те­перь пе­ре­ведём от­дель­но два числа и сло­жим ре­зуль­та­ты в дво­ич­ной си­сте­ме счис­ле­ния: 128 = 1000 0000; 6 = 110. Сле­до­ва­тель­но, 134 = 1000 0110.

Ответ: 3.

 

5) Пе­ре­ве­ди­те число 143 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 143 в виде суммы сте­пе­ней двой­ки: 143 = 128 + 8 + 4 + 2 + 1. Те­перь пе­ре­ведём каж­дое из сла­га­е­мых в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и сло­жим ре­зуль­та­ты: 128 = 10000000, 8 = 1000, 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Сле­до­ва­тель­но, 14310 = 100011112.

 

6) Пе­ре­ве­ди­те число 141 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 141 в виде суммы сте­пе­ней двой­ки: 141 = 128 + 8 + 4 + 1. Те­перь пе­ре­ведём каж­дое из сла­га­е­мых в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и сло­жим ре­зуль­та­ты: 128 = 1000 0000, 8 = 1000, 4 = 100, 1 = 1. Сле­до­ва­тель­но, 14110 = 1000 11012.

Ответ: 4.

 

7) Пе­ре­ве­ди­те число 126 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 126 в виде суммы сте­пе­ней двой­ки: 126 = 64 + 32 + 16 + 8 + 4 + 2. Те­перь пе­ре­ведём каж­дое из сла­га­е­мых в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и сло­жим ре­зуль­та­ты: 64 = 100 0000, 32 = 10000, 16 = 1 0000, 8 = 1000, 4 = 100, 2 = 10. Сле­до­ва­тель­но, 12610 = 111 11102.

Ответ: 6.

 

VI. Домашнее задание.

VII. Рефлексия.

Итоги урока: оцените свою работу в соответствии с критериями.

 

 Критерии оценивания: 

«5» - 10-11 правильных

«4» -8-9 правильных

«3» - 6-7 правильных

«2» - 5 правильных

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема: «Двоичная система счисления»

Тема: «Двоичная система счисления»

Какие сигналы используются в компьютере и как они обозначаются?

Какие сигналы используются в компьютере и как они обозначаются?

Загадка поэта. 4. практика 5

Загадка поэта. 4. практика 5

Для слабых учащихся Числа в десятичной системе счисления

Для слабых учащихся Числа в десятичной системе счисления

По­яс­не­ние. Пред­ста­вим число 134 в виде суммы: 134 = 128 + 6

По­яс­не­ние. Пред­ста­вим число 134 в виде суммы: 134 = 128 + 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2021