Предмет: математика.
Тема: «Единицы измерения времени. Век».
Класс: 3А.
Тип урока:изучения и закрепления ЗУН.
Цель: систематизация знаний обучающихся об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год, век и т.д.); совершенствование устных и письменных вычислительных навыков, умения организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, склонность к взаимному сотрудничеству, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Задачи:
Предметные:научиться пользоваться изученными единицами времени; решать задачи и примеры с использованием единиц времени; выполнять арифметические действия.
Метапредметные:уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
- Познавательные:учиться определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы;определять круг своего незнания; уметь сравнивать и группировать величины, в т.ч. единицы измерения времени.
- Регулятивные: учитьсясамостоятельно организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий, составлять план выполнения заданий, соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем, оценивать выполненное задание по предложенным параметрам.
- Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы.
- Личностные: учитьсяосваивать личностный смысл учения, формировать желание учиться восприятию ценностного окружающего мира.
Оборудование:мультимедийная презентация, компьютер, карточки, учебник.
Оформление доски:
|
13 апреля Классная работа |
|
Этапы занятия:
I.Организационный момент (1 мин).
II. Актуализация знаний (5 мин).
III. Работа по теме урока (30мин).
IV. Итог урока (2 мин).
V. Рефлексия (2 мин).
План-конспект
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||
I. Организационный момент (1мин) |
- Здравствуйте, ребята! 1 слайд Ребята! Хочу, чтобы вы улыбались, Работой своей довольны остались, Чтоб этот урок порадовал всех, И каждый из вас ощутил свой успех. -Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. - Повернитесь к гостям и пожелайте доброго утра им. |
Приветствуют учителя.
Настраиваются на работу. |
||||||||||||||
II. Актуализация знаний (5 мин)
|
Занимательные задачки 2 слайд 1. Мы только с парохода, Мы только из похода – Одиннадцать недель Гостим мы на воде, А сколько это дней? Считай-ка поверней. (77 дней в 11 неделях) 3 слайд 2. Четверо играли в домино 20 мин. По сколько минут играл каждый? (по 20 минут) 4 слайд 3. Бревно распилили на 4 части, расходуя каждый раз на отпиливание одной части 2 мин. За сколько времени было распилено всё бревно? (за 8 мин было распилено всё бревно) 5 слайд 4. Лёня смог проплыть без отдыха 14 мин 55 сек., а Женя – 15 мин 15 сек. Чей результат лучше? (Лучший результат у Жени, т.к. он дольше плыл без отдыха, чем Лёня). Целеполагание. Определение темы и цели урока. 6 слайд - Прочтите и отгадайте загадку: Оно длиннее всего на свете – и короче. Быстрее всего – и медленнее. Самое дробное – и самое неразрывное. Его меньше всего ценят, Но больше всего сожалеют о его отсутствии. Без него ничего не может быть сделано. Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа, А когда много – дает возможность вздохнуть спокойно. - Что это? (Это время). - Само слово ВРЕМЯ происходит от старого русского слова ВЕРТЕМЯ. Что слышится в нем? Повторите несколько раз: ВЕРТЕМЯ! ВЕРТЕМЯ! Ясно слышится и время и вертеть. Как бы крутится круг, сменяются события, которые в природе обязательно повторяются, словно «вертятся». - Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на странице 30, обратите внимание на задание №1. Прочтите выделенным шрифтом единицы измерения величин (один обучающийся читает вслух задание). - Итак, на какие группы можно разбить единицы измерения? (Единицы времени, единицы длины, единицы объёма, единицы массы, единицы площади). 7 слайд - Давайте разделимся на 5 групп, каждая из которой должна будет верно распределить для своего множества его элементы из предложенных. 1-я гр.«Единицы площади». 2-я гр. «Единицы длины». 3-я гр. «Единицы объёма». 4-я гр. «Единицы массы». 5-я гр.«Единицы времени». (Проверка выполненного задания). - 1-ая группа, назовите единицы измерения площади (квадратный метр) и так далее отчитываются командиры каждой группы, называя единицы измерения своего множества (проверка - на слайде правильные ответы). - Все ли меры времени записанные здесь вам знакомы? (Нет). - А какая единица измерения времени вам мало известна? (Век). - Какой промежуток времени измеряется веками? (Большой промежуток времени). - Сколько лет длится век? (100 лет). 8 слайд - Правильно. Молодцы!Значит,какая тема сегодняшнего урока? («Единицы измерения времени.Век»). - Верно, сегодня на уроке речь пойдёт о единицах измерения времени и о мало известной вам величине «век». - А какова цель нашего урока? (повторить ранее изученные единицы времени, познакомиться с новой величиной «век», решить задачи и примеры по теме урока).
|
Устно решают занимательные задачки.
Обучающиеся отгадывают загадку: «Время».
Слушают учителя.
Выполняют в группах задание №1 на стр.30.
Каждая группа называет единицы измерения своего множества.
Отвечают на вопросы учителя.
Целеполагание. Определение темы и цели урока Ученики вместе с учителем определяют тему и цель урока.
|
||||||||||||||
III. Работа по теме урока (30мин)
|
- Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. - Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки. 9 слайд - Прочтите, пожалуйста, пословицы. На час отстанешь – за день не догонишь. Минутка час бережет. Делу – время, потехе – час. Век живи – век учись. - О чем говорят эти пословицы? (Учащиеся высказывают разные варианты ответов:«Нужно ценить время, делать все во время, а не откладывать на потом» и т.д.). - Назовите ещё раз единицы измерения времени?(Обучающиеся перечисляют единицы измерения времени). Мозговой штурм. Работа на карточках. -Соберите фрагменты математических выражений.
10 слайд - Проверим! Сверьтесь с ответами на слайде, если вы выполнили всё без ошибок. - Откройте тетради, запишите число, «классная работа».Поставьте на полях – «5»; если допустили 1-2 ошибки – «4»; 3 и более ошибки – «3». Давайте запишем в тетрадь все единицы измерения времени. 1 мин = 60 с. 1 ч = 60 мин 1 сут. = 24 ч 1 нед.= 7 сут. 1 мес. = 30 (31) сут. 1 г. = 12 мес. = 365 (366) сут. 1 в. = 100 л. Решение примеров11 слайд - Решите самостоятельно в тетрадях. Давайте разберём первый пример вместе: к 120 секундам прибавить 12 минут. - Секунды и минуты – это одинаковые величины? Можем ли мы их складывать сразу? Что необходимо сделать? (Нужно перевести либо 120 секунд в минуты, либо 12 мин в секунды). - Что удобнее: секунды в минуты или минуты в секунды? (Желательно перевести меньшую величину в большую). 120 с. + 12 мин = 120 с. : 60 с. = 6 ч 15 мин – 3 ч 7 мин = 4 г. ∙ 5 = 6 мин + 60 с. = 2 в. + 50 л. = 12 слайд – ответы и критерии оценки - Проверим! Сверьтесь с ответами на слайде, если вы выполнили всё без ошибок, поставьте на полях – «5»; если допустили 1-2 ошибку – «4»; 3 и более ошибки – «3». - А сейчас давайте отдохнём!
Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. 1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы. 2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад. 3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками. 4) "Будильник" - хлопки над головой. 5) "Пружинка" - приседания. 6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
13 слайд - Обратите, пожалуйста, внимание, на задание №2 учебника. Прочтите задание «про себя», рассмотрите часть ленты времени, которую составила Моана. - Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы. Разбор задания на ленте времени - В каком веке родился каждый из родственников Моаны? (Все родственники родились в ХХ веке, кроме брата Моаны – он родился в ХХI веке). - В каком году родился дедушка Моаны? (Дедушка Моаны родился в 1920 г. ХХ века). - А бабушка? (Бабушка Моаны родилась в 1940 г. ХХ века). - В каком году родился папы? (Папа родился в 1960 г. ХХ века). - А мама? (Мама родилась в 1970 г. ХХ века) - В каком году родилась сама Моана? ( Моана родилась в 1989 г. ХХ века) - В каком году этого века родился брат Моаны? (Брат Моаны родился в 2005 г. ХХIвека). - На сколько лет бабушка Моаны младше дедушки? (Бабушка младше дедушки на 20 лет). - Как вы узнали? (От года рождения бабушки вычли год рождения дедушки: 1940–1920=20). - Папа старше мамы? (Папа старше мамы на 10 лет). - Моана старше своего брата?(Моана старше брата на 16 лет). - Кто-то уже придумал рассказ о себе, отвечая на вопросы:В каком веке вы живёте? В каком веке родились? Какая дата вашего рождения?
- Молодцы! А теперь решим задачу № 5(а) на стр. 31. Отступите от примеров 1 клетку, в следующей строке напишите слово «Задача». - Прочтите задачу «про себя». (Затем один обучающийся вслух читает задачу). - О ком говорится в задаче? (В задаче говорится об Аннике, Момо и Моане). 14 слайд – по мере того, как дети начинают называть известные данные, на слайде они появляются Начало пути – 8 ч 15 мин Плыли на лодке – 2 ч (120 мин) Пробирались между скалами – 1/3 от 2 ч (40 мин) Шли пешком – 45 мин Конец пути - ? ч ? мин - Что нам известно о них в задаче? Какие данные? (Нам известно то, что они начали свой путь в 8 ч 15 мин утра; затем 2 ч плыли на лодке; потом 1/3 от этого времени (от 2-х часов) пробирались между скалами и 45 мин шли пешком до деревни?) - Что нужно нам узнать?( В какое время они пришли в деревню?) - Давайте составим схему к задаче: я на доске, а вы в тетрадях. - Сколько частей надо выделить в схеме? (3 части) - Как обозначим начальную точку нашей схемы? (8ч 15 мин)
- Что мы отметим далее на схеме? (2 часа, которые девочки плыли на лодке). - Потом что отметим? (1/3 от этого времени (от 2-х часов) пробирались между скалами). - Что значит «1/3 от этого времени»? Можем ли мы сразу не переводя 2 часа в минуты, узнать, сколько составляет 1/3 от 2-х часов? (Нет). - Поэтому ниже под схемой давайте переведём 2 ч в мин: 2 ч = 120 мин. - Как мы можем теперь найти 1/3 от 120 мин? (120 разделим на 3). - Что мы узнаем этим действием? (Мы узнаем, сколько времени девочки затратили на то, когда пробирались между скалами). - Верно. Запишем ниже 1-ое действие. 1). 120 : 3 = 40 (мин) - девочки затратили на то, когда пробирались между скалами. - Давайте добавим эти данные на схему. - Что ещё нам нужно отметить на схеме? (Сколько времени девочки шли пешком до деревни – 45 мин). - Отмечаем. - Что нам осталось ещё отметить? (Нам осталось отметить конечную точку, т.е. время, в которое девочки пришли в деревню). - Отметим конечную точку. - Мы можем сейчас сразу ответить на главный вопрос задачи, т.е. узнать, в какое время девочки пришли в деревню? (Нет). - Почему? ( Потому что мы не знаем, сколько времени девочки всего затратили на весь путь). - А можем ли мы это сейчас узнать? (Да). - Каким действием? (Сложением). - Запишем 2-ое действие. 2). 2 ч + 40 мин + 45 мин = 2 ч + 85 мин = 2 ч + 1 ч 25 мин = 3 ч 25 мин – девочки затратили на весь путь до деревни. ИЛИ 120 мин + 40 мин + 45 мин = 205 (мин) 250 мин = 3 ч 25 мин - Зная, во сколько девочки вышли и сколько времени они потратили, мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Да). - Как мы узнаем, во сколько девочки пришли в деревню? (Мы к времени, в которое девочки вышли, прибавим время, которое они потратили на весь путь – получим время, в которое девочки пришли в деревню). - Верно. Запишем 3-е действие. 3). 8 ч 15 мин + 3 ч 25 мин = 11 ч 40 мин – девочки пришли в деревню. - Мы ответили на главный вопрос задачи? (Да). - Запишем ответ. Ответ: в 11 ч 40 мин. - Прочтите теперь задачу в этом же номере под буквой «б» «про себя» (затем один обучающийся вслух). - О ком говорится в задаче?(В задаче говорится о жителях деревни, которые украшали хижины, стволы пальм, исвои причёски). - Что нам известно о них в задаче? Какие данные?( Нам известно, что украшали жители всё 2 ч 15 мин, а закончили в 12 ч 30 мин) - Каков главный вопрос задачи? (В какое время они начали украшать хижины, стволы пальм, и свои причёски?) 15 слайд – по мере того, как дети начинают называть известные данные, на слайде они появляются Украшали – 2 ч 15 мин Закончили украшать – в 12 ч 30 мин Начали украшать - ? ч ? мин - Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да). - Как? (Мы от времени, в которое жители закончили украшать всё, отнимем время, которое они потратили на работу, получим время, в которое жители начали). - Кто выйдет к доске и запишет решение данной задачи? Один обучающийся у доски, остальные пишут в тетради, отступив вниз клеточку от прошлой задачи. 12 ч 30 мин – 2 ч 15 мин = 10 ч 15 мин – жители начали украшать. - Мы ответили на главный вопрос задачи? (Да). - Тогда запишем ответ. Ответ: в 10 ч 15 мин. - Молодцы! А теперь поработаем устно. 16 слайд Определите век: 1945 год - … век. 1875 год - … век. 1244 год - … век. 1522 год - … век. 1367 год - … век. |
Обучающиеся слушают учителя.
Пытаются определить смысл пословиц и поговорок.
Называют единицы измерения времени по поднятой руке.
Выполняют задание на карточках: собирают фрагменты математических выражений.
Выполняют проверку.
Открывают тетради, записывают число, «классная работа» и единицы измерения времени.
Обучающиеся самостоятельно решают примеры в тетрадях.
Выполняют проверку задания.
Физминутка.
Читают задание «про себя», затем вслух.
Обсуждают вопросы в парах и отвечают на них.
Придумывают рассказ о себе.
Выполняют разбор задачи вместе с учителем, составляют схему, затем записывают её решение.
Выполняют разбор задачи вместе с учителем, затем один обучающийся записывает её решение на доске, остальные в тетрадях.
Определяют век по году. |
||||||||||||||
IV. Итог урока (2 мин)
|
- Подведем итог нашего сегодняшнего урока (слайд с темой и целями урока) - Достигли ли мы
поставленных целей? (Мы сегодня вспомнили, что 1 год = 12 мес., - Перечислите все единицы измерения времени. |
Подводят итог, отвечая на вопросы.
Перечисляют все единицы измерения времени. |
||||||||||||||
V. Рефлексия (2 мин)
|
- Продолжите предложения. Сегодня я сумел… На этом уроке я похвалил бы себя за … На этом уроке я похвалила бы одноклассников… Больше всего мне понравилось… Для меня было открытием … Оцените свою работу на уроке в тетрадь на полях. Итог урока.
- А закончить наш урок хочется стихотворением. Дни идут, минуты тают, Быстро время пролетает Год какой сейчас идёт - Календарь ответ даёт Что за месяц на дворе - Смотрим мы в календаре. Как-то раз 12 братцев В календарь смогли собраться. Каждый месяц - каждый брат - Встрече с нами очень рад. Минуты идут, и заканчивается наш урок. Всем большое спасибо. |
Продолжают предложения по поднятой руке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.