Консультация для родителей
«Чудесная страна изодеятельности.»
Подготовила воспитатель 1 категории
Чубрикова Татьяна Константиновна
Ознакомление с великой и загадочной страной изобразительного искусства — одно из условий успешного обучения ребенка в школе. Изобразительная деятельность способствует всестороннему развитию личности, о чем писали Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци. Ф. Фребель и другие русские педагоги, психологи.
В дошкольном возрасте в процессе изобразительной деятельности у детей углубляются знания об окружающем мире, о средствах и способах их отражения, передачи, «раздвигаются границы» познания. Изобразительная деятельность это постоянная практика. Особое значение изобразительная деятельность имеет место в подготовки руки ребенка к письму: определенное положение рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. В. А. Сухомлинский сказал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В процессе изобразительной деятельности развивается не только ручная умелость, но и зрительно-двигательная координация. При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме.
На занятиях рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине. Всему этому в большей степени способствует декоративное рисование: рисование по мотивам вышивок, росписей, растений и др. Используемые нами темы занятий: сюжетное рисование, рисование с натуры, рисование по представлению, декоративное рисование. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях изобразительной деятельности происходит знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическим фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделять их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение, учится видеть конструкцию, схему. Эти приобретенные знания и умения способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в школе.
Рисуя, ребенок учится видеть мир во всем многообразии цвета, овладевает определенными эталонами цвета. В рисунке может определить средства изобразительности: цвет во всех его проявлениях (теплый -холодный, светлый — темный, глухой — звонкий, тяжелый — легкий); пятна, отличающиеся по форме, массе, цвету; штриховке всевозможного характера; ритму; масштабу; контрасту; перспективе. Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок передает форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т. д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.
В лепке фигуры ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться передавать движение, возраст, характер и динамику действия героя. Дети учатся таким приемам лепки как откручивание, ощипывание, разрезание и надрезание стекой, раскатывание, скатывание, сплющивание, вытягивание, вдавливание, прижимание, примазывание, защипывание, сглаживание. При изготовлении поделок используются разные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный. Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические и выделить основную часть, соблюдая соотношения частей изображаемого. Направления занятий в ДОУ разные: лепка овощей, фруктов, посуды, лепка животных и человека, сюжетная и декоративная лепка.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы, учатся аккуратности, усидчивости, осваивают новые приемы вырезывания, правила работы с клеем. Проводимые занятия: аппликация из осенних листьев, из геометрических фигур, мозаичная аппликация, сюжетная аппликация. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого являются выразительные образы. Исследования психологов показывают, что большое значение для овладения деятельностью учения имеет сформированность у детей образных представлений, которые наиболее успешно формируются в процессе изодеятельности. Чем больше у детей развито восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.
В изобразительной деятельности шестилетних детей находят сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи. трудолюбия, чтобы в школе каждый ребенок мог сам готовить свое рабочее место, и чтобы он к этому был приучен, добиваться получения желаемого результата. Усвоение умений и навыков при обучении рисованию, лепке, конструированию связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. Важна также выработка психологической готовности ребенка к школе: желания учиться, стремления узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Воспитание умения регулировать свое поведение, управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела,.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.