«Чудесная страна изодеятельности.»
Ознакомление с великой и загадочной страной изобразительного искусства — одно из условий успешного обучения ребенка в школе. Изобразительная деятельность способствует всестороннему развитию личности, о чем писали Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци. Ф. Фребель и другие русские педагоги, психологи.
В дошкольном возрасте в процессе изобразительной деятельности у детей углубляются знания об окружающем мире, о средствах и способах их отражения, передачи, «раздвигаются границы» познания. Изобразительная деятельность это постоянная практика. Особое значение изобразительная деятельность имеет место в подготовки руки ребенка к письму: определенное положение рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. В. А. Сухомлинский сказал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В процессе изобразительной деятельности развивается не только ручная умелость, но и зрительно-двигательная координация. При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме.
На занятиях рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине. Всему этому в большей степени способствует декоративное рисование: рисование по мотивам вышивок, росписей, растений и др. Используемые нами темы занятий: сюжетное рисование, рисование с натуры, рисование по представлению, декоративное рисование. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях изобразительной деятельности происходит знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическим фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделять их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение, учится видеть конструкцию, схему. Эти приобретенные знания и умения способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в школе.
Рисуя, ребенок учится видеть мир во всем многообразии цвета, овладевает определенными эталонами цвета. В рисунке может определить средства изобразительности: цвет во всех его проявлениях (теплый -холодный, светлый — темный, глухой — звонкий, тяжелый — легкий); пятна, отличающиеся по форме, массе, цвету; штриховке всевозможного характера; ритму; масштабу; контрасту; перспективе. Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок передает форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т. д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.
В лепке фигуры ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться передавать движение, возраст, характер и динамику действия героя. Дети учатся таким приемам лепки как откручивание, ощипывание, разрезание и надрезание стекой, раскатывание, скатывание, сплющивание, вытягивание, вдавливание, прижимание, примазывание, защипывание, сглаживание. При изготовлении поделок используются разные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный. Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические и выделить основную часть, соблюдая соотношения частей изображаемого. Направления занятий в ДОУ разные: лепка овощей, фруктов, посуды, лепка животных и человека, сюжетная и декоративная лепка.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы, учатся аккуратности, усидчивости, осваивают новые приемы вырезывания, правила работы с клеем. Проводимые занятия: аппликация из осенних листьев, из геометрических фигур, мозаичная аппликация, сюжетная аппликация. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого являются выразительные образы. Исследования психологов показывают, что большое значение для овладения деятельностью учения имеет сформированность у детей образных представлений, которые наиболее успешно формируются в процессе изодеятельности. Чем больше у детей развито восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.
В изобразительной деятельности шестилетних детей находят сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи. трудолюбия, чтобы в школе каждый ребенок мог сам готовить свое рабочее место, и чтобы он к этому был приучен, добиваться получения желаемого результата. Усвоение умений и навыков при обучении рисованию, лепке, конструированию связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. Важна также выработка психологической готовности ребенка к школе: желания учиться, стремления узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Воспитание умения регулировать свое поведение, управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела,.
Стихи для уроков ИЗО… Тематическая подборка
СТИХИ
ДЛЯ УРОКОВ РИСОВАНИЯ
1. МОРКОВКА… Рисовалочка
Нарисуем мы морковку:
Кисть макаем в краску ловко.
И рисуем плод овальный,
Витаминами похвальный.
Справа – кончик закруглённый,
Слева – узкий, заострённый.
В рыжий цвет морковь покрасим
И ботвою приукрасим,
Ведь ботва – её краса…
Только цветом – не лиса,
Не оранжевая, нет –
Для ботвы – зелёный цвет…
Вот рисунок и готов!..
Ешь морковку – будь здоров!
Натали САМОНИЙ,
2.
РАСЧЁСКА… Рисовалочка
Зубья кОлки у расчёски,
С виду – тонкие полоски.
Их рисуем сверху вниз –
Будет мамочке сюрприз,
Их рисуем аккуратно –
Будет мамочке приятно!
Натали САМОНИЙ,
3.
ВОЛШЕБНЫЕ ГРИБОЧКИ… Рисовалочка
(Геометрия в стихах)
Карандашик – наш дружок,
Нарисуем с ним грибок:
СНИЗУ – ножкою ОВАЛ,
Знай, он ВЕРТИКАЛЬНЫЙ
СВЕРХУ – шляпкою ОВАЛ,
Но ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ!
А теперь – грибок второй:
Он с КВАДРАТНОЮ ногой,
СВЕРХУ шляпа-ПОЛУКРУГ…
Карандаш – волшебный друг!
Нарисуем гриб другой,
Третий гриб у нас такой:
СНИЗУ – столб-ПРЯМОУГОЛЬНИК,
Ну, а СВЕРХУ – ТРЕУГОЛЬНИК;
Гриб похож на мухомор…
Небольшой сегодня сбор:
Два съедобных, в третьем – яд,
Мухоморы – не едят!
Людям гриб такой во вред,
Только лосю – вреда нет.
…Мы грибочки рисовали,
Мы фигуры вспоминали.
Натали САМОНИЙ,
4.
НЕБЕСНАЯ ПАЛИТРА
Небо, будто бы палитра,
Как сюжет из дивной сказки:
Красный, белый, жёлтый, синий –
Вперемешку нынче краски.
Бело-красный кисти след –
Вышел розовый рассвет.
Красный с жёлтым если след –
Вот оранжевый рассвет.
Белое и синее –
Небо, будто в инее:
Голубые небеса –
Просто чудо! Чудеса!
Небо, словно чей-то холст:
Красочно, занятно…
– Кто картины пишет в небе? –
Просто непонятно.
Натали САМОНИЙ,
5.
ГЕОМЕТРИЯ В ЗАГАДКАХ… «Доскажи словечко».
*1*
Что за мягкие КВАДРАТЫ
Дарят сказки всем ребятам?
На кровати, как подружки,
Пухлощёкие…
(ПОДУШКИ!)
*2*
ОВАЛЬНАЯ лягушка,
Но вовсе не зверушка,
А овощ-молодец –
Зелёный …
(ОГУРЕЦ!)
*3*
В огороде он растёт –
Плод ОКРУГЛЫЙ, плоский плод,
Что сородич с кабачком:
Он с хвостом и с пятачком.
Носит белый сюртучок,
Но волнист его бочок –
У него другой фасон.
– Что за овощ?…
(ПАТИССОН!)
*4*
Изысканы, пригожи,
С розами похожи.
Как ШАРЫ бутоны –
Это же …
(ПИОНЫ!)
*5*
Ушки – ТРЕУГОЛЬНИКИ,
С пушистой бахромою.
Я – лесная киска,
Опасна я, не скрою:
Не рискуй дружить со мной –
Обходи-ка стороной!
Не спеши мне крикнуть: «Брысь!»,
Я не киска, я же…
(РЫСЬ!)
•*6*
Небо, будто синий дом,
Есть одно оконце в нём:
Словно КРУГЛОЕ оконце
В небесах сверкает …
(СОЛНЦЕ!)
*7*
Гриб на вид как белый ёжик,
Не рассмотришь только ножек;
И, в отличье от ежей,
Не боится он дождей:
К ним с рождения привык
Гриб ОКРУГЛЫЙ – …
(ДОЖДЕВИК!)
*8*
Шляпа – КРУГЛАЯ поляна,
Посредине – кочка.
Горький он, когда сырой,
Но хорош из бочки…
Ты лишь вымочи в кадушке
Пред засолкой гриб …
(ГОРЬКУШКУ!)
Натали САМОНИЙ,
6.
НАРИСУЮ ГРАМОТУ… Стихи о папе
Нарисую грамоту папе от руки,
С флагом разукрашенным, будто три реки:
Бело-сине-красные. Ну, а в них – секрет,
В каждом цвете главная тайна для побед.
В белом – милосердие, сердца доброта,
Тихий луг ромашковый… В синем – чистота,
Небо сине-синее и без чёрных туч:
Если люди добрые, мир стократ могуч.
А за третьей, красною, главною рекой –
Память о защитниках, сгубленных войной.
Алый – символ кровушки, пролитой не зря,
Цвет восхода мирного, тихая заря.
Нарисую грамоту папе от руки,
С флагом разукрашенным, будто три реки.
А под флагом Родины напишу вот так:
– С праздником, папулечка, береги наш флаг!
А когда я вырасту, буду помогать,
Станем небо мирное вместе защищать.
Награждаю грамотой я тебя, герой…
Потому что папою мой храним покой!
Потому что папами наш храним покой!
Натали САМОНИЙ,
7.
ПОДСНЕЖНИК ДЛЯ МАМЫ
Мы сегодня рисовали
Для мамуль цветочки:
Кто-то – в вазе, кто – в букете,
Ну, а я – на кочке.
Потому, что мой подарок –
Рвать не разрешают:
Красной книгой первоцветы
Строго охраняют.
Подарю я маме цветик,
Что растёт на кочке…
За несорванный подснежник
Расцелует дочку.
Мама знает: рвать подснежник –
Плохо и коварно!
За рисунок бережливый
Будет благодарна!
Натали САМОНИЙ,
8.
ПРИРОДНЫЕ УЗОРЫ
Летом во поле – вьюны,
Стелются «берёзки»,
Травы сказочной длины –
То УЗОР В ПОЛОСКЕ!
Если солнца свет не дюж,
Грезит гусь о юге…
Листья, капельки средь луж –
То УЗОРЫ В КРУГЕ!
Если снежною зимой
Окна в белой вате,
На стекле УЗОР другой –
Он теперь В КВАДРАТЕ.
Если кончилась зима,
Дни за днями жарче,
У весны – узоров тьма,
Дней ОРНАМЕНТ ярче!
Чередует мрак и свет –
«Пасмурно» и «ясно»…
Это всё – изопредмет –
То, что распрекрасно!
…Да, природа – просто ас!
Зная толк в декоре,
Дать готова мастер-класс
На любом просторе!
Натали САМОНИЙ,
9.
ЗИМНИЙ ВЕРНИСАЖ
Если вдруг без снега зимы,
Лишь ветра неукротимы,
То ПЕЙЗАЖИ– воробьины:
Серые, землистые,
Скучно-неказистые.
Если снежные заносы,
Иву красят белы косы,
А прохожий – с красным носом –
Значит, зимушка с морозом…
То ПОРТРЕТУ быть рябинным,
Ярко-красным, снегиринным.
Коль мороза колют спицы,
Прячьте руки в рукавицы! –
Нам пищат о том синицы…
На кормушках – корм да иней –
НАТЮРМОРТ – сплошь жёлто-синий!
Натали САМОНИЙ,
Уголок “Умелый Карандашик” (уголок изобразительной деятельности)
По тропинке мы пойдем…
К Карандашику зайдем.
Наш умелый карандашик.
Учит пальчики играть,
Клеить, лепить и рисовать,
Пазлы с мозаикой собирать,
И шнурочки шнуровать.
Мы сегодня вам расскажем, и
расскажем, и покажем,
Чем мы заняты с утра целый день до вечера.
Наша группа дружная – Умная, послушная, Песни распевальная и очень рисовальная.
Группа детского сада Котята — Стихотворение — девиз
Мы весёлые котята,
Вместе мы играем.
Любим песни, любим труд,
Много сказок знаем!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.