Тема: Расчет пути и времени движения.
Цели урока:
- выработать умение рассчитывать путь, время и скорость равномерного движения, сформировать умения строить и объяснять графики равномерного движения, производить расчёты для задач в устной форме;
- развивать умение обобщать знания о целостном представлении механического движения; закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин: скорости, пути и времени; развивать самостоятельность при решении физических задач и познавательный интерес к предмету;
- воспитательная цель урока - овладение умением аккуратно оформлять физические задачи, аккуратно строить графики; способствовать воспитанию взаимовыручки в группе, терпения по отношению к слабому ученику; создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
- развитие межпредметных связей, использование знаний учащихся из курса
математики при решении задач на движение.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока
1.Организационный момент.
Цель: Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе на уроке. Метод: словесный
Здравствуйте, ребята! По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Я вам желаю, чтобы после нашего урока ваше настроение стало еще лучше.
Начать наш урок я хочу словами из басни И.А. Крылова:
«Когда в товарищах согласья
нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука…»
Я надеюсь, что наши действия будут творческими и согласованными, и мы достигнем поставленных целей.
2. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
Цель: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения Метод: беседа
Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом выясним, как применить наши знания. Затем потренируем мозговой центр – решим задачи. А для этого вытащим из тайников памяти кое-что ценное.
1. Проверка знаний учащихся. (Слайд № 2)
- Ответим на вопросы.
· Какое движение называют неравномерным?
Звучит музыка «Голубой вагон».
Вы все не один раз слышали эту песенку.
О чем в ней поется?
В этой песне есть такие слова «скорый поезд набирает ход». Что это значит? (Ответ: поезд увеличивает скорость движения).
А движение поезда – это равномерное или неравномерное движение? (Ответ: неравномерное).
(Слайд № 3)
1Какая скорость является характеристикой неравномерного движения? (Ответ: средняя скорость).
2.Напишите на доске формулу для вычисления средней скорости тела при неравномерном движении. (Ответ: vср.=s/t)
3.Дайте теперь определение скорости тела при равномерном движении. (Ответ: Физическая величина, показывающая какой путь проходит тело за единицу времени. Рассчитывается по формуле: v=s/t.)
4.Какие единицы скорости используются в системе СИ? (Ответ: м/с). (Слайд № 4)
5.Какие единицы скорости вы знаете? (Ответ: м/с, км/ч, см/с, м/мин и др.)
6.Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее движется? (Ответ: 18км/ч=5м/с, 15м/с>5м/с. Заяц.)
7.Какими физическими величинами характеризуется механическое движение? (Скорость - v; путь - s; время-t)
- А сейчас мы выполним тестовую работу по переводу единиц в СИ.
(учащиеся работают за компьютерами) (Слайд № 5) (Слайд № 6)
1 |
36 км/ч |
м/с |
2 |
360 км |
м |
3 |
2,5 ч |
с |
4 |
80 мм |
м |
5 |
6 км/мин |
м/с |
6 |
450 см |
м |
7 |
7,9 км/с |
м/с |
1 |
36 км/ч |
10 м/с |
2 |
360 км |
360 000м |
3 |
2,5 ч |
9 000с |
4 |
80 мм |
0,08м |
5 |
6 км/мин |
100м/с |
6 |
450 см |
4,5м |
7 |
7,9 км/с |
7 900м/с |
· Все вы читали сказку «Колобок». Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобок. И колобок укатился в лес. Катился он с некоторой скоростью, но не всегда его движение было равномерным: на кочках он поднимался вверх и скорость его движения уменьшалась, а с кочки скатывался быстрее, т.е. скорость его увеличивалась. На одну кочку длиной 50 см колобок поднимался равномерно 25 секунд. Какова была его скорость? (Ответ: 0,5м : 25с = 0,02 м/с= 2 см/с)
2. Изучение нового материала.
· Итак, мы с вами научились определять скорость тела, если известен путь и время, за которое он пройден. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Цель от ученика)
· А как вы думаете пригодятся ли на знания полученные сегодня на уроке? (Ответ: Можно на практике рассчитывать путь и время; будем изучать механику в 9 и 10 классах, при дальнейшем обучении в ВУЗах)
· Откройте тетради для работ и запишите тему нашего урока. (Слайд № 8)
· На стр. 37 учебника найдите в таблице 1. место, где указана скорость конькобежца. (13 м/с)
· Что обозначает это число вместе с наименованием? (за 1 с конькобежец проходит расстояние 13 м)
· А какой путь пройдет конькобежец за 1 минуту? (1 мин = 60 с, следовательно, он пройдет путь в 60 раз больше, т.е. 13 * 60 = 780м)
· Правильно. Таким образом, чтобы найти путь при равномерном движении, что нужно сделать? (надо скорость умножить на время). Запишем эту задачу:
·
Дано:
СИ Решение:
v =13 м/с
s=vt
t = 1 мин. 60 с s= 13м/с * 60с =780 м
s - ?
Ответ: 780 м.
· Ребята, а какие единицы измерения для пройденного пути вы знаете? (м, см, мм, дм, км).
· А теперь, используя таблицу скоростей, придумайте задачу и решите её в тетради с пометкой «+».
· Проверим достоверность вашего решения. (спросить 2 учеников)
Очень хорошо поработали. Продолжим наш урок. (Слайд № 9)
· Итак, чтобы определить время равномерного движения, нужно что сделать? (путь разделить на скорость движения).
· Запомнить формулы можно, используя «треугольник» (показать треугольник) (Записываются формулы). (Слайд № 10)
· А как же определить характеристики неравномерного движения?
· При неравномерном движении путь и время движения рассчитываю с помощью формулы средней скорости по аналогии.
· Sвесь = vср * tвсё tвсё = sвесь / vср
· Запишете в тетрадь.
3. Решение графических задач. (Слайд № 11)
· Как выглядят графики зависимости пути от времени и скорости от времени?
· Анализ графиков, представленных на слайдах
· Учитель показывает на доске решение.
№1 Рассмотрите график зависимости пути от времени и ответьте на вопросы: (Слайд № 12)
![]() |
S,м 1) Каков путь, пройденный телом за 8 с?
2)
Чему равна скорость движения тела?
40
30
20
10
t, с
2 4 6 8 10
№2 Рассмотрите график зависимости скорости тела от времени и ответьте на вопросы:
v , м/с 1) Чему равна скорость движения тела?
2) Каков путь, пройденный телом за 10 с?
5
![]() |
|||
![]() |
3
2
1
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
t , с
2 4 6 8 10 12
(Слайд № 15)
4. Закрепление изученного.
Мы разные движенья изучали,
Как скорость, путь и время рассчитать, узнали.
Теперь попробуем мы знанья применить
И задачи интересные решить. (Слайд № 16)
Ест он уголь, пьет и воду,
А напьется, даст он ходу.
Что ни говори, силен, Хоть дымит порою он,
Везет обоз на сто колес,
Это сильный...
· У доски 1 человек, остальные в тетради. (Слайд № 17)
· Паровоз движется со скоростью 36 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 10 минут?
![]() |
![]() |
Дано: СИ Решение:
t=10 мин 600 с s=v * t
v= 36 км/ч 10 м/с s
= 10 * 600 (м*с/с=м)=6000м = 6 км
s -?
Ответ: 6 км
П. №129 -
самостоятельно в тетради. (готовое решение на доске с обратной стороны)
проверка – взаимоконтроль, обмен тетрадями.
![]() |
Дано: СИ Решение:
s =99 км 99000 м t = s / v
v = 5 м/с t
= 99000 м : 5 м/с =
t - ? = 19800 с =5,5 ч
Ответ: 5,5 ч.
5. Итог урока.
Выделение главного
· Что вы узнали нового на уроке?
· Что представляло наибольшую трудность?
· Итак, ребята, ваши знания о механическом движении пополнились. Кроме определений понятий механическое движение, траектория, путь, скорость вы можете, используя знания из математики, рассчитать путь и время движения, определять эти величины по графикам.
· А теперь подведём итоги нашего урока. Вам необходимо ответить на вопросы слайда «Рефлексия». (Распечатанные карточки с вопросами находятся на столе у каждого ученика.)
Рефлексия (Слайд № 18)
1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2. Что представляло наибольшую трудность?
3. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
4. С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками?
Несколько учеников, по усмотрению учителя, зачитывают свои ответы.
· Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки. (Слайд № 19)
8. Домашнее задание. § 17
Найти в сказках эпизоды, в которых говориться о движении, и придумать несколько задач на расчет пути и времени движения. (Слайд № 20)
·
Вот, закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику-то знать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались,
И тогда оценки «пять»
Будешь на уроках получать. (Слайд № 21)
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.