КГУ «Индустриально-технологический колледж»
Поурочный план № 115-116
(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)
Решение задач по
теме "Линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Формула линзы".
(тема занятия)
Наименование
дисциплины: Физика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 31.03.2021
1. Общие сведения
1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20
1.2 Тип занятия: комбинированный
1.3 Межпредметные связи: математика, черчение, электротехника.
2. Цели, задачи:
рассмотреть примеры решения задач на применение формулы тонкой линзы, свойства основных лучей и правила построения изображений в тонкой линзе, в системе двух линз.
2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия: научиться выполнять преобразования по расчёту физических величин.
2.2 Результаты обучения:
1) Описывать распространение света, опираясь на законы геометрии.
2.3 Критерии оценки:
1) Строит и объясняет ход лучей в системе линз (лупа, телескоп, микроскоп).
3. Оснащение занятия
3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.
Справочная литература:
1. Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, О.Иманбеков, Т.Қыстаубаев. Физика. Учебник. 1, 2 часть. Мектеп. 2019.
2. С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, В.Кем , В.Загайнова . Физика. Учебник. Мектеп. 2015.
3. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Учебник + СD. Арман-ПВ. 2019.
4. Н.Закирова, Р.Аширов. Физика. Дарслик. Арман-ПВ. 2019.
5. А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике. Алматы. Мектеп. 2011.
3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
4. Ход занятия
Заплани- рованные этапы урока, время |
Деятельность, запланированная на уроке
|
Ресурсы
|
Начало урока |
Орг. момент. |
|
|
Проверка домашнего задания. Вводная беседа. Повторить определения главной и побочной оптических осей линзы, фокуса, фокальной плоскости, свойства основных лучей при построении изображений в тонких линзах, формулу тонкой линзы (собирающей и рассеивающей), определение оптической силы линзы, увеличения линзы. Качественные задачи 1. С помощью собирающей линзы на экране получено действительное изображение предмета с увеличением Г1. Не изменяя положение линзы, поменяли местами предмет и экран. Каким окажется увеличение Г2 в этом случае? 2. Как надо расположить две собирающие линзы с фокусными расстояниями F1 и F2, чтобы параллельный пучок света, пройдя через них, остался параллельным? 3. Объясните, почему для того, чтобы получить четкое изображение предмета, близорукий обычно щурит глаза? 4. Как изменится фокусное расстояние линзы, если ее температура повысится?
|
Презентация |
Середина урока |
https://docs.google.com/document/d/13AF0MtPCehJV05EmmSpYQOCuA8tsHEVaWBZfgtrfqbI/edit Примеры решения расчетных задач Задача 1. Заданы главная оптическая ось линзы NN, положение источника S и его изображения S´. Найдите построением положение оптического центра линзы С и ее фокусов для трех случаев (рис. 1). Решение: Для нахождения положения оптического центра С линзы и ее фокусов F используем основные свойства линзы и лучей, проходящих через оптический центр, фокусы линзы или параллельно главной оптической оси линзы. Случай 1. Предмет S и его изображение расположены по одну сторону от главной оптической оси NN (рис. 2).
Случай 2. Проведем через S и S´ побочную ось до пересечения с главной оптической осью NN в точке С - оптическом центре линзы (рис. 3). Луч SA, параллельный NN, преломляясь, идет через фокус F и изображение S´, причем через S´ идет продолжение луча SA. Это значит, что изображение мнимое, а линза, как видно из построения, рассеивающая. Случай 3. Предмет S и его изображение лежат по разные стороны от главной оптической оси NN (рис. 4). Соединив S и S´,
находим положение оптического центра линзы и положение линзы. Луч SA,
параллельный NN, преломляется и через фокус F идет
в точку S´. Луч через оптический центр идет без
преломления. Решение: Продолжим луч АВ до пересечения с фокальной плоскостью РР в точке F´ и проведем побочную ось ОО через F´ и С (рис. 6).
Решение: Применим
формулу тонкой линзы
Аналогично
для второго положения предмета после передвижения его на l:
Ответ: |
Ссылка 1.
Презентация |
|
Закрепление: Задача 4. Предмет высотой 3 сантиметра находится на расстоянии 40 сантиметров от собирающей тонкой линзы. Определить высоту изображения, если известно, что оптическая сила линзы составляет 4 диоптрии. Задача 5. Перед тонкой собирающей линзой поместили предмет, в результате такого размещения увеличение получилось равным 2. Когда предмет передвинули относительно линзы, то увеличение стало равно 10. Определить на сколько передвинули предмет и в каком направлении, если первоначальное расстояние от линзы до предмета составляло 6 сантиметров.
|
Презентация |
Конец урока |
Рефлексия Рефлексия «+, -, интересно». - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? |
Слайд |
|
Домашнее задание: 1. Составить конспект. 2. Решить задачи: 1) Точечный источник света находится в главном фокусе рассеивающей линзы (F=10 см). На каком расстоянии будет находиться его изображение? 2) Собирающая линза находится на расстоянии 1 м от лампы накаливания и дает изображение ее спирали на экране на расстоянии 0,25 м от линзы. Найдите фокусное расстояние линзы. 3) Плоско-вогнутая линза имеет радиус кривизны 20 см. Найдите фокусное расстояние и ее оптическую силу. 3. Подготовить сообщение «Глаз как оптическая система. Дефекты зрения».
|
Слайд |
5.Рефлексия по занятию
Рефлексия «+, -, интересно».
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
6. Домашнее задание
Оценочный лист:
№ |
Выполненное задание: |
Баллы |
1. |
Составить конспект с чертежами. |
30 |
2. |
Решить задачи. |
30 |
3. |
Подготовить сообщение «Глаз как оптическая система. Дефекты зрения». |
40 |
Решить задачи:
1. Точечный источник света находится в главном фокусе рассеивающей линзы (F=10 см). На каком расстоянии будет находиться его изображение?
2. Собирающая линза находится на расстоянии 1 м от лампы накаливания и дает изображение ее спирали на экране на расстоянии 0,25 м от линзы. Найдите фокусное расстояние линзы.
3. Плоско-вогнутая линза имеет радиус кривизны 20 см. Найдите фокусное расстояние и ее оптическую силу.
Подготовить сообщение «Глаз как оптическая система. Дефекты зрения».
Подпись преподавателя________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.