Конспект урока "Фундамент исторического познания"
Оценка 5

Конспект урока "Фундамент исторического познания"

Оценка 5
doc
26.06.2023
Конспект урока "Фундамент исторического познания"
Методическая разработка Фундамент исторического познания (3).doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 имени

героя РФ В. Н. Носова

 

 

учитель истории Зуева Татьяна Николаевна

 

 

Методическая разработка с использованием современных педагогических технологий:

«Фундамент исторического познания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балтийск

2023
Пояснительная записка

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей аргументировать свое отношение к ней является важнейшим условием исторического образования (ФГОС). Решение этой задачи осуществляется в процессе обучения, предполагающего формирование познавательной самостоятельности учащихся при работе с историческими источниками. Освоение логических операций осмысления документального материала на уроках истории в значительной степени способствует формированию интереса к чтению. Большое значение приобретает отбор учебного материала, нацеленный на эффективное развитие навыков смыслового чтения. В представленной методической разработке эта задача решается на основе привлечения летописных материалов. Повесть временных лет органически связана с программой по учебному предмету «История» и обладает достаточным содержанием и объемом с точки зрения применения методов и приемов смыслового чтения.

 

Тема,

план изучения  нового учебного материала

Фундамент исторического познания
1. Исторические источники

2. Атрибутация источника

3. 

Целевая аудитория

Обучающиеся  6 класса

Возможная личностно значимая проблема

 

 

1. Для реализации жизненных замыслов необходимо критическое осмысление прошлого и настоящего, чему в значительной степени способствует смысловое чтение.

2. Научиться вживаться в образ другого человека, уметь «встать на его место», рассуждать с его точки зрения.

Цель

Понимание учащимися базовых смыслов и ценностей древнерусского летописания; развитие интереса к чтению исторических произведений

Планируемые результаты изучения материала

 

 

Развитие умений учащихся

Учащиеся углубляют знания об истории создания древнерусской летописи, усваивают узловые сюжеты произведения через установление их базовых смыслов и значений, расширяют представление о древнерусском обществе.

Самостоятельная работа с историческим источником, анализ и выделение главного, выявление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение; умение задавать вопросы, самостоятельно вырабатывать и формулировать мнение на основе осмысленного читательского опыта; умение доказывать свою точку зрения и принимать чужую, если она убедительна; умение взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Частично поисковый метод

Форма учебного занятия: комбинированный урок

(в рамках обобщающих уроков по разделу «Русь в IX – начале XII вв.)

Приемы деятельности учителя: объяснение, эвристическая беседа, организация работы обучающихся с документом, обучение предъявлению результатов деятельности, использование межпредметных и межкурсовых связей; приемы смыслового чтения

Источники информации

Выдержки из Повести временных лет. Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

 

Учащиеся получают рабочие листы (Приложение 1), отрывок из Повести временных лет (Приложение 2), лист с текстами для анализа и сравнения (Приложение 6) В ходе урока отдельные ученики играют роли ученых экспертов, читая заранее подготовленные сообщения (Приложение 3, 4, 5).

Организационный этап, подведение обучающихся к теме урока.

Вводное слово учителя:

Добрый день, ребята! Уже второй учебный год вы изучаете науку «История» - науку о прошлом человечества во всех его проявлениях. Обратите, пожалуйста, внимание на тему нашего сегодняшнего урока: «Фундамент исторического познания». СЛАЙД 1 А что, по вашему  мнению, является фундаментом исторического познания? Что такое, по вашему мнению, фундамент. Правильно: это что-то лежащее в основе. А что же лежит в основе изучения прошлого? Правильно – исторические источники. А давайте вспомним, какими бывают эти исторические источники (вещественные, устные, письменные) СЛАЙД 2 Конечно, наибольший объем информации историки получают благодаря различным письменным источникам. СЛАЙД 3 Перед вами отрывок одного из таких источников. (Приложение № 2). Внимательно посмотрите на него и скажите, как этот источник называется. Правильно, летопись. Давайте попробуем разгадать смысл этого понятия.  Летопись – погодовая запись происходящих событий. СЛАЙД 4

 Как вы думаете, какие вопросы задает себе читатель, когда впервые берет в руки незнакомый ему исторический источник? (Это вопросы о месте, времени создания, авторе, содержании и т.д.) СЛАЙД № 5 Какой специальный термин объединяет многие из этих вопросов? (Атрибутация исторического источника). Для того чтобы произвести атрибуцию нашего исторического источника, мы будем работать, используя рабочий лист, который находится перед вами (Приложение № 1) СЛАЙД № 6.

Основной этап урока.

Ребята, внимательно изучите представленный текст и найдите информацию о месте создания этой летописи и ее авторе. СЛАЙД № 7 Итак, давайте запишем полученную информацию в наш рабочий лист: «Место создания» - Киево-Печерский монастырь, «Автор» - монах монастыря. СЛАЙД № 8

Скажите ребята, а вас не смутили даты, указанные в летописи. Действительно, в тексте нашей летописи указан 6604 год. Почему же так произошло. Поможет нам с этим разобрать специалист по хронологии, науке о различных летоисчислениях и календарях. СЛАЙД № 9

Доклад специалиста по хронологии (Приложение № 3)

– В какие годы «от рождества Христова» произошли описываемые события? (Комментарий эксперта по хронологии. Для перевода даты нашей эры в дату византийской эры («от сотворения мира») необходимо с января по август к текущему году добавлять 5508 лет, а с сентября по декабрь – 5509 лет. СЛАЙД № 10

Учащиеся вместе со специалистом переводят даты: «год 6604» – 1096 г. н.э «год 6625» – 1117 г. н.э.) СЛАЙД № 11

– Можем ли мы на основе прочитанного предположить время и место создания летописи? (Повесть временных лет создавалась, по крайней мере, в начале XII в., последняя запись датируется 1117 г). Записываем полученные данные в рабочий лист. СЛАЙД № 12

Скажите, а может быть кто-то уже понял, отрывок из какой летописи мы с вами изучаем? Правильно, это Повесть временных лет. Для того чтобы расширить наши знания об этом историческом источнике, предоставим слово специалисту по палеографии. СЛАЙД № 13, СЛАЙД № 14 (Приложение № 3).

Мы практически завершили  атрибутацию нашего исторического источника, но перед тем как мы продолжим нашу работу, давайте немного разомнемся и сделаем зарядку. И так, физкультминутка! СЛАЙД № 16

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце руки в боки.

Поклонились влево, вправо

Получается на славу.

   Ну а теперь, мы продолжаем нашу исследовательскую  работу. Слово предоставляется эксперту-историку. СЛАЙД 17, (Приложение  5). Ребята, давайте запишем в наш рабочий лист имена древнерусских князей, упоминаемых в Повести временных лет. СЛАЙД 18 – 19

В Повести временных лет содержится огромное множество важной информации об истории Древней Руси. В том числе Нестор в своей летописи дает подробное описание торгового пути из варяг в греки.

 А  теперь внимание на следующий слайд. Посмотрите мультфильм, обратите особое внимание на упоминание различных географических объектов, эта информация вам скоро пригодится. СЛАЙД 20 (https://www.youtube.com/watch?v=-QEcaHVCTBM).

Ребята, что вы узнали из мультфильма о торговом пути? Давайте возьмем наши рабочие листы и на контурной карте отметим Варяжское (Балтийское) море, Русское (Черное) море, река Днепр, города Киев и Царьград (Константинополь). СЛАЙД 22

И так, ребята, мы проделали с вами большую работу по атрибуции и изучению содержания Повести временных лет. Но, как и любой другой исторический источник, летопись Нестора мы должны обязательно подвернуть критическому анализу. 

   Сейчас нам предстоит проделать следующую работу: возьмите листок «Найдите несоответствие» (Приложение 6) . Внимательно  изучите содержание двух фрагментов и найдите те факты, которые вызывают у вас сомнение. СЛАЙД 23

   Учащимся предлагается дополнительный материал, который позволяет поставить под сомнение некоторые факты в летописи. Учащиеся подходят к осмыслению того, что в основе летописи – немало вымысла и загадок.

– Как вы думаете, сознательно ли летописец допускает вымысел? (Сознательно, с целью показать растущую силу славянских племен.) Какие функции летописания скрываются за вымыслом автора?

     Учащиеся на основе смыслового чтения летописных сюжетов делают вывод о том, что Повесть временных лет создавалась с целью показать мощь Древнерусского государства, обосновать сильную княжескую власть.

       Рефлексия. Заключение.

   Сегодня мы проделали большую и очень важную работу. Познакомились с новыми терминами, узнали много важной информации об истории Древней Руси.  Я предлагаю вам поиграть. Обратите внимание на слайд. СЛАЙД 24. Вы видите квадрат букв. Вам необходимо найти в этом квадрате 10 понятий, имеющих непосредственное отношение к нашему сегодняшнему уроку (летопись, хронология, поиск, сопоставление, история, Нестор, информация, событие, анализ, сомнение).

   И так, все понятия найдены. А теперь запишите в свой рабочий лист то понятие, которое, по вашему мнению, является главным понятием нашего урока. А теперь каждый зачитайте свое понятие и объясните, почему вы выбрали именно его.

  

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Даниливский И.И. Повесть временных лет: герменевтические основы источниковедения летописных текстов. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

2. Мячин А.Н. 100 великих битв. – М.: Вече, 2005.

3. Повесть временных лет. СПб.: Наука, 1996.

3. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. – М.: Просвещение, 2012.

5. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. М.: Баллас, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рабочий лист ученика 6 класса  _________________________________

По теме: «Фундамент исторического познания»

Название летописи

 

 

Место создания

 

 

Автор летописи

 

 

Время создания

 

 

Дата последней записи

 

 

Основные персоналии

 

 

 

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

Торговый путь «Из варяг в греки»

Главное понятие урока

 

Приложение 2

       В год 6604. И  20-го числа того же месяца в пятницу, в первый час дня, снова пришел к Киеву Боняк безбожный… тайно, как хищник, внезапно, и чуть было в город не ворвались половцы, и зажгли предградье около города, и повернули к монастырю, и выжгли Стефанов монастырь, и деревни, и Германов. И пришли к монастырю Печерскому, когда мы по кельям почивали после заутрени, и кликнули клич около монастыря, и поставили два стяга перед вратами монастырскими, а мы бежали задами монастыря, а другие взбежали на хоры.

Приложение 3

Сообщение специалиста по хронологии.

До Петра I летоисчисление на Руси вели не от рождества Христова, а от сотворения мира. Эта система, как и христианство, пришла в Россию из Византии, почему ее и  называют византийским летоисчислением.  31 декабря 7208 года  «от сотворения мира» Петр Великий издал указ о праздновании нового года, по которому государство осуществляло переход на новую систему летоисчисления — от Рождества Христова. Для перевода  даты «от сотворения мира» в дату нашей эры («от рождества Христова»)  необходимо от текущего года отнять 5508 лет.

 

Приложение 4

Сообщение эксперта по палеографии

Основная трудность при работе с текстом летописи - лингвистическая. «Повесть» излагается на старославянском языке, и в первоначальном виде может быть понятна только специалистам. Свод, вошедший в историю под именем «Повесть временных лет», создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка. Автором его первой редакции считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В монастырь он пришел 17-летним юношей.  В 1116-1118 гг. летопись была переписана. Княживший тогда в Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны, как Нестор показал роль в русской истории Святополка, их политического соперника. Владимир Мономах передал летописание в свой родовой Выдубицкий монастырь. Его настоятель Сильвестр и стал автором нового свода. В нем положительные оценки Святополка были поумерены, зато оказались подчеркнуты все деяния Владимира Мономаха, но основной корпус Повести временных лет остался неизменным.

 

Приложение 5

Сообщение историка

    Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование - «Повесть времянных лет…» Летопись описывает события с библейских времён до XII века, происходившие на территории Киевской Руси.

   Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.

  Начало Повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.

   Основную часть содержания летописи составляют описание жизни великих князей: Олега, Игоря,  Ольги, Святослава,  Владимира, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев.

   Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документом, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований.

 

 

Приложение 6

Из Повести временных лет

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь»… И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу [Царьграду]. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И  испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

 

Из книги «100 великих битв»

Морское сражение у острова Саламин в ходе греко-персидских войн состоялось в 480 г. до н.э. Силы сторон: союзный греческий флот – 380 триер, персидский флот – 800 галер.

Синопское сражение – разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 30 ноября 1853 г. Вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов. Силы сторон: Российская империя – 6 линейных кораблей, 2 фрегата, 3 парохода; Турция – 7 фрегатов, 3 корвета, 2 парохода.

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей аргументировать свое отношение…

Пояснительная записка Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей аргументировать свое отношение…

Планируемые результаты изучения материала

Планируемые результаты изучения материала

Источники информации Выдержки из

Источники информации Выдержки из

Конспект урока Учащиеся получают рабочие листы (Приложение 1 ), отрывок из

Конспект урока Учащиеся получают рабочие листы (Приложение 1 ), отрывок из

Ребята, внимательно изучите представленный текст и найдите информацию о месте создания этой летописи и ее авторе

Ребята, внимательно изучите представленный текст и найдите информацию о месте создания этой летописи и ее авторе

Мы ладонь к глазам приставим.

Мы ладонь к глазам приставим.

Сейчас нам предстоит проделать следующую работу: возьмите листок «Найдите несоответствие» (Приложение 6 )

Сейчас нам предстоит проделать следующую работу: возьмите листок «Найдите несоответствие» (Приложение 6 )

Список использованных источников и литературы 1

Список использованных источников и литературы 1

Приложение 1 Рабочий лист ученика 6 класса _________________________________

Приложение 1 Рабочий лист ученика 6 класса _________________________________

Приложение 2 В год 6604

Приложение 2 В год 6604

Святополка, их политического соперника

Святополка, их политического соперника

Приложение 6 Из Повести временных лет

Приложение 6 Из Повести временных лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2023