Урок памяти. Воспоминания Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.07.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок в 10 классе посвящён памяти жертв политических репрессий
Иконка файла материала Урок памяти....doc

Урок памяти. Воспоминания Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный»

10 класс

Аннотация

Как  нам, «из другого поколенья», понять слова:

Отринь отца и мать отринь.

Забудь, откуда вышел родом…?

Ещё сложнее понять эти слова детям…

Сколько славных страниц в истории нашего Отечества! Сколько памятных дат, связанных с героическим прошлым нашего народа! Мы гордимся своей историей! Но есть особые, скорбные, периоды в нашей стране, о которых нужно говорить. Политические репрессии - сложный, противоречивый период в судьбе нашей страны, который до конца не осознан. 30 октября Россия отмечала День памяти жертв политических репрессий. Мир не должен забывать ужасы политических репрессий, разлуку, страдания и смерть миллионов…

Памяти жертв политических репрессий посвящается…

2 учебных часа

Предварительно учащиеся

·         готовят сообщение и презентацию на основе краеведческого материала «Над истиной время не властно»;

  • читают отрывки из воспоминаний Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный», выполняют задания по анализу текста.

Цель урока памяти:

  • углубить знания учащихся о сложном и противоречивом периоде в судьбе нашей страны  – периоде политических репрессий;
  • воспитывать гуманное отношение к человеку, чувство толерантности, патриотизма.

 

Задачи:

·         составить представление о сущности советской тоталитарной системы, неотъемлемой чертой которой являлись массовые репрессии;

·         на основе непосредственных впечатлений от прочтения отрывков из воспоминаний Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный»  охарактеризовать героев книги и описываемую эпоху, осмыслить авторскую идею;

·         формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям воспоминаний Тамары Петкевич, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции.

Оборудование: слайдовая презентация «Памяти жертв политических репрессий посвящается» с фрагментами из музыкальных произведений; презентация на основе краеведческого материала «Над истиной время не властно»; книги о политических репрессиях,  воспоминания узников ГУЛАГа.

Ход урока

IВведение в урок .

Учитель

 «Я оглянулась. Улица, как беззвучный выстрел, кратко вспыхнула весенним теплом. Увидела одиноких прохожих, занятых собой. Серая тоска залила нутро. Улица не видит. Улица не понимает. Ей безразлично. Дверца машины защелкнулась и отсекла меня от естественных связей со всем: средой, устремлениями, привязанностями, даже воздухом, которым человек дышит на свободе, как хочет. «Арест? Да нет! Не может быть...» (из воспоминаний  Тамары Петкевич).

Нам, «из другого поколения», сложно представить, что суждено было пережить тем, кто на себе испытал ад политических репрессий. Сегодня мы проводим урок памяти. Памяти жертв политических репрессий посвящается…

II. Целеполагание. Задачи

III. Историческая справка. Политические репрессии в нашей стране.

IV. Сообщение учащихся «Над истиной время не властно» сопровождается презентацией.

 V. «Жизнь – сапожок непарный»  воспоминания Тамары Петкевич о ГУЛАГе.

1.      Учитель литературы

Память  об  эпохе  сохраняет  лишь  то    поколение,  которое  ее  видело, жило  в  ней…                                                                                                    

«Жизнь – сапожок непарный». Так называется двухтомник Тамары Петкевич. Тамара Владиславовна  пережила ад сталинских репрессий, в 40 лет взялась за перо, чтобы рассказать о судьбах женщин, которым пришлось выживать в страшных, нечеловеческих условиях ГУЛАГА.

Сегодня мы поговорим о героях книги Тамары Петкевияч, о судьбе человека в потоке истории. Смысловой центр наших размышлений мне хотелось бы  обозначить словами:

«Нет единой меры вещей. Она расколота».                                                        

2.      «Что-то из стремительно исчезавшего мира задержалось…» - читаем в воспоминаниях Тамары Петкевич. Связующая нить существовала благодаря тем, кто не вписывался в стандартную систему того времени. Кто эти люди?                                                Размышления учащихся.

  • Когда арестовали отца Тамары, её семья «оказалась в полной изоляции». Люди боялись общаться с семьёй врага народа. Вчерашние поклонники Тамары отворачивались.  Но один человек «вышел навстречу», чтобы помочь.  Это был Михаил Иванович Казаков. Он был уверен заплатил за порыв души» – через насколько дней его исключили из партии.
  • Ещё один человек помог Тамаре Петкевич в трудную минуту. Это завуч школы Нина Васильевна  Запольская. Она не побоялась высказать своё мнение, не побоялась выразить поддержку «дочери врага народа». Помощь Михаила Ивановича и Нины Васильевны  воспринималась «мигающими огоньками чего-то ещё существующего».
  • Особенно потрясла сцена комсомольского собрания, когда за исключение Тамары Петкевич из комсомола «поднялся лес рук». Но проголосовали не все. Свою позицию в то страшное время могли высказывать открыто только сильные духом люди. И удивительно честные. Такими были двое: отличник Илья Грановский и мальчик из параллельного класса. Только они не проголосовали за исключение Тамары из рядов ВЛКСМ. Что будет в дальнейшей судьбе этих мальчиков? Наверное, власти не раз им вспомнят этот поступок – в то время невероятно смелый.

3. Анализ эпизода  «Прохожие оглядывались: ведут государственного преступника!»

Прохожие оглядывались: ведут государственного преступника! Вот знакомое лицо... На меня глянули и отвернулись: «не вижу, не знаю». Ну да. Это знакомо по тридцать седьмому году. И вдруг наперерез — вышагивающий профессор из медицинского института, мой преподаватель, тот, кто говорил: «Эта студентка — моя гордость!» Увидел меня, узнал, растерялся и тоже отвернулся.

Вели по главной улице города. От тюрьмы до здания суда — более полукилометра.

У дороги играли мальчишки лет десяти-двенадцати. Увидев «процессию», бросили игру. Слова одного из этих детей влетели в самую глубь души:

— Отпустите ее, дядьки!

И не успела я заглотнуть неожиданный крик — подарок детского великодушия, как его перекрыли слова другого:

— Расстреляйте ее, мерзавку!

Главная улица успела выплеснуть в лицо все свое «человеческое». Мальчишки, играющие у дороги, остались позади, а выкрики их я унесла с собой на всю мою жизнь. Сколько в этой нажитой разности: «отпустите», «расстреляйте» — правды. Нет единой меры вещей. Она расколота, и это будет вкоренено не в одно поколение.

 

Выделение ключевых слов. Размышления учащихся.                                       

Прохожие – Тамара (государственный преступник)

Профессор (до ареста: «Эта студентка – моя гордость!») – отвернулся.

Слова ребёнка: «Отпустите её, дядьки!»

Слова другого: «Расстреляйте её, мерзавку!»

4. Учитель. Другой мир – мир жестокий, страшный… И в этом мире, когда всё рушится, есть удивительные открытия.  «Этот мальчик открыл другой счёт добра в моей жизни». О каком мальчике, о какой ситуации пишет Тамара Петкевич.

Чтение и обсуждение отрывка.

Как я не знаю жизни! Не умею разглядеть в ней главного.

Чингиз просил у конвоиров разрешения отдать мне какой-то сверток. Они посмотрели, что в нем, и разрешили.

— Это тебе, это тебе! — торопился отдать принесенное киргизский мальчик, сжимая мне локти.

В пакете лежало четыреста граммов масла, сахар, хлеб. Знакомые порции донорского пайка! Чтобы принести, раздобыть эту еду, Чингиз пошел на донорский пункт и сдал свою кровь. Все уцелевшее во мне заплакало. Надо же! Надо же! Всем существом своим я ощутила цену предпринятого моим сверстником шага!

Никогда я больше не встречала Чингиза. Ничего не знаю о нем. Даже фамилию его не могу сейчас вспомнить.

Не знает и он о том, что по сей день у меня перехватывает горло при мысли о нем. Этот мальчик открыл другой счет добра в моей жизни. И открыл его так вовремя…<>

Осознать путешествие из тюрьмы в суд и обратно, осмыслить приговор и предстоящие семь лет заключения было невозможно. Мозг механически отстукивал: семь лет... семь лет... Эрику — десять... Чего? Кто построил эти дробилки, докалывающие орехи?

На замызганном письменном столе кабинета рядом с приговором лежал донорский паек, принесенный Чингизом. Всего-навсего в институте я помогала киргизскому мальчику разбирать латынь на медицинских атласах. И вот — его бесценный дар плюс еще вымах на сук тополя у окон суда!

Душа грелась возле пайка Чингиза.

Ключевые фразы:

Все уцелевшее во мне заплакало.

Этот мальчик открыл другой счет добра в моей жизни.

Душа грелась возле пайка Чингиза.

Ровесники Тамары. Размышления учащихся.                                                        

Илья Грановский и мальчик из параллельного класса  - «лес рук» (одноклассники,   проголосовавшие   за исключение Тамары из комсомола)

Чингиз  - «моя ровесница в форме НКВД»

5. Лагерный мир… Какой он? И какой человек в этом мире?                                

Номинация человек.

Задания:

·         Найдите портреты женщин.

·         Основой наименования человека является чёткое представление его места в картине мира, отражающей действительность лагерного мира. Найдите слова лексико-тематическая группы «Человек».

…Из изолятора привели женщину, лицо которой было в иссиня-желтых подтеках, опухшее, со следами недавних побоев. Она шаталась, жмурилась от света. Видимо, ее долго отхаживали.

Молоденький со смазливым личиком командир этапа пронзительно закричал:

— Всем смотреть сюда! Всем! Это чучело задумало бежать из лагеря. Так вот: она за это получит что полагается, а сейчас поведет вас дорогой, которой бежала. Если дадим круг верст в сто, ее благодарить будете. Ясно? Всем ясно, спрашиваю?

<> 

Мы подошли ближе и уже четко могли рассмотреть: да, то были люди!

Их было человек десять: разного роста скелеты, обтянутые коричневым пергаментом кожи; голые по пояс, с висящими пустыми сумками иссохших, ничем не прикрытых грудей, с обритыми наголо головами. Кроме нелепых грязных трусов, на них не было ничего. Берцовые кости заключали вогнутый круг пустоты. Женщины?!

Все страдания жизни до той минуты, до того, как я вблизи увидела этих людей, были ложь, неправда, игрушки! А это было настоящим! Правдой! Буквой «А» подлинного алфавита страдания и муки рода человеческого.

Когда этап пропустили через вахту, миновать пергаментные человеческие скелеты оказалось невозможным. Проходя мимо них, к удивлению, мы расслышали осмысленную человеческую речь.

Номинация человек.

·                    чучело;

·         живые существа, отдалённо напоминающие людей;

·         разного роста скелеты, обтянутые коричневым пергаментом кожи;

·         пергаментные человеческие скелеты;

·         «тени»

Обращаем внимание, что эти слова называют женщину – «венец творения». Вспоминаем назидание, которое  услышала Тамара Петкевич от «каракулевой дамы»: «Забудьте, что вы женщина». «Теперь появилась возможность забыть, что ты вообще человек».

«…забыть, что ты вообще человек».

Старшеклассники  называют ключевые слова, характеризующие лагерную жизнь:

Лагерь  это непосильный труд.

 Лагерь  надругательство одного человека над другим.

6. Учитель. Мотив жизни и смерти – один из сквозных в повествовании Петкевич.  Вспомните эпитет «спасительный». Какие явления характеризует этот эпитет?

Чтение отрывков из текста. Размышления учащихся.

«Спасительный круг» для человека, оказавшегося в застенках «ГУЛАГА», – люди (соседки по камере – «семья») – жизнь.

Сложившиеся отношения с соседками по камере становились хоть и зыбким, но спасительным кругом, за который человек держался, оказавшись в беснующемся мутном океане допросов, бессонницы и невропатии. То у одного, то у другого начиналась истерика. Переждав кризис, люди старались успокоить друг друга. Исповеди, рассказы, взаимовыручка имитировали жизнь более чем неоднородной, но «семьи».< >

Утром 4 мая 1943 года, в день суда, женщины в каземате «соборовали» меня.

— Нет, нет, идите в сереньком костюмчике... Волосы зачешите, как было неделю назад... Да не так. Давайте я поправлю... Увидят вас, заулыбаются, освободят... Помяните мое слово: уйдете с суда на волю... Счастливо! Благослови вас Бог...

Я всех перецеловала.

— И вам дай Бог! Прощайте!

«Спасительная мысль» - «уйти…» (смерть)

Перехватывающей горло жарой, песком, вышками, сверхмыслимой жестокостью был до отказа заполнен этот мир. Я решила уйти из него, выбыть! Покончить с собой. В категорически явившемся чувстве не было ни паники, ни отчаяния. Решение было естественным. На этой черте смерть представлялась достойнее. < >

Я зашла в барак. В этом первом бараке первого на .моем пути лагеря, замкнувшись на спасительной мысли об уходе, я в тот день ждала темноты, чтобы покончить с обезображенной жизнью.

 Но

«На сегодня смерть была отменена» («спасительный круг» – поддержка, тёплый  взгляд, доброе слово – общечеловеческие ценности).

 

7. Остаться ЧЕЛОВЕКОМ! Как это сложно и как это необходимо в страшном, бездушном мире! Но в этом спасение!                                                          

«Срам мне не грозит!» Когда прозвучали в душе героини эти слова?

Чтение и обсуждение отрывка.

Однажды из-за высокой температуры я была освобождена от работы. В бараке находились дневальная и я. Напротив меня, возле постели одной из женщин, лежал кусочек хлеба граммов двести. Куда бы я ни поворачивалась, мысль о чужом куске хлеба не оставляла. Желание есть было неодолимым. Решив тогда в упор, не отводя глаз, смотреть на хлеб, я стала вколачивать в себя: «Это чужой хлеб! Чужой! Если я протяну за ним руку, я воровка! Ни за что! Я обойдусь! Надо терпеть! Учиться еще и еще терпеть!» Дразняще, настойчиво хлеб маячил перед глазами: «Мама... сестры... блокада. Они все время хотели есть». Я ждала от себя некой гарантии, итога.

…Мне удалось выплыть из удушливой муки голода. Поняла: срам мне не грозит!

 8. Образ времени, эпохи                                                                          

– Назовите основные черты описываемой эпохи

Служение родине.

Проявление патриотизма!

1943 год. Война.

·          Прошу отправить меня на фронт,  вместо «последнего» слова сказала я.

  • Извне –  война, изнутри –  неунявшиеся аресты. Малограмотные, малокультурные люди были вполне довольны собой и жизнью. Война этих следователей не касалась. Они воевали по-своему. Здесь.

Служение великой идее.

Жить ради высокой цели.

Насилие. Ложь, унижение.

Идея оправданности насилия во имя великой цели, во имя превосходства одних людей над другими.

Стандартная система того времени, определённый порядок: уничтожать врагов, несогласных с советской властью – государственная система; беспощадная карательная машина.

Грандиозная подмена живого на мёртвое.

Люди действуют по системе.

9. Авторская мысль                                                                                

Формулировка авторской мысли учащимися.

Проблема выбора вопреки сложившейся системе.

Законы человеческие превыше государственных.

Идея человечности важнее всех других идей

– Как бы вы продолжили предложение «Это книга …»                   

Из высказываний учащихся:

Это книга о судьбе женщины, пережившей ад политических репрессий.

Это книга о ГУЛАГе глазами женщины.

Это книга о тоталитарном режиме, о сильных личностях.

Это книга о страданиях ни в чём неповинных людей.

Учитель. 

Это обвинительный акт мучителям родной земли, но это и книга о коллективном грехе.

Это книга о великой беде России, до сих пор склонность к тоталитаризму у нас проявляется, в нашем народе, к сожалению.

Это книга о человечности, милосердии… Если этого не будет, не будет Жизни…

 

VI.             Вечна память жертвам политических репрессий

Звучит музыка.

Используемые источники

·   Петкевич Т.В. Жизнь – сапожок непарный. СПб.: «Астра-Люкс», АТОКСО, 1993.

·   Тамара Петкевич. Биография. http://www.livelib.ru/author/230368

·   Священник Игорь Затолокин, благочинный Юго-Восточного округа Новосибирской Епархии. Святой источник микрорайона Ложок г. Искитима.

          http://www.orthedu.ru/news_eparh/r_chten_07/doklad.htm

·   История создания “Живоносного источника”

          http://iskitimcity.ru/istoriya-s-ist

·   Материалы школьного музея.


·   Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также