«Проблемно-диалогический урок иностранного языка как условие развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся основного общего образования»
Оценка 4.8

«Проблемно-диалогический урок иностранного языка как условие развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся основного общего образования»

Оценка 4.8
doc
24.06.2023
«Проблемно-диалогический урок иностранного языка как условие развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся основного общего образования»
Статья.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Проблемно-диалогический урок иностранного языка как условие развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся основного общего образования»

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

учитель английского языка

МБОУ Лицей №7

г. Саяногорск

Немкова Екатерина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Только в диалоге развивается

способность мыслить.

В беседе, спрашивании

создаются условия

для взаимодействия

понимающих сознаний»

М. М. Бахтин

Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке — одна из самых острых проблем современной педагогической науки. И, тем не менее, данная проблема требует дальнейшего методического разрешения, поскольку современные требования к диалогической речи - научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке — не всегда и в полной мере выполняются.

Создавшееся положение требует новых поисков более рациональной методики обучения диалогической речи, при которой желаемые практические результаты достигались бы кратчайшим путем, с минимальной затратой времени и усилий, а сам процесс обучения стал бы посильным, интересным и увлекательным для обучающихся.   

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством диалога с учителем. 
Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

 Проблемно-диалогическое обучение готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

  Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречивые, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Данные два вида диалога также отличаются своими развивающими результатами. Побуждающий диалог позволяет ученику выполнить подлинно творческие действия и, следовательно, более активно формирует творчески способности. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми и пониженной обучаемостью.

Существует 4 приема применения технологии побуждающего диалога:

1 прием. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается  одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека.

2 прием. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?».

3 прием. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников (или ранее изученными закономерностями) и научным фактом (новым правилом) создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением или наглядностью предъявляет научный факт.

4 прием.  Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. В итоге, диалог сводится к тому, о чем студенты не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Таким образом, возникает ситуация, в которой возникла потребность в  дополнительных исследованиях или действиях. На этом этапе и ставится цель.

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). Например, изучение неправильных глаголов при изучении темы «Простое прошедшее время». Список глаголов, ребята обращают внимание на различия в глаголах и делают вывод.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока и задачи. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Одобрив цели, приняв их, ученики берут на себя часть ответственности за их реализацию. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует знакомство с новым материалом.    В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной программы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

   В начале урока учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию (например, предъявляет два противоречащих факта). Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока или темы. Он, как правило, записывается на доске.

   В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.

   Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражает это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа.

   Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.

 Проблемно-диалоговое обучение мы не можем использовать очень часто, потому что решение учеником какой-либо проблемы подразумевает большие затраты времени. К сожалению, и учителю приходится подсказывать в этой ситуации тоже потому, что время ограничено. Зачастую наша программа напичкана таким образом, что один урок-одна тема. И пока ученик дойдет своим путем до сути (а скорость у всех из них тоже разная), составит таблицы, схемы, сделает какие-то выводы, не хватает времени на закрепление, повторение.

Действительно наши дети скоро вообще разучатся говорить. Поэтому такие технологии очень важны и нужны. Я считаю, что проблемно-диалоговое обучение можно применять при подготовке к ЕГЭ.

Так как:

1.Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.

2. Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.

3.Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.

4.Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность. 
            5. В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. 
Технология проблемно-диалогового обучения дает возможность: 

- научить ребят мыслить логично, научно, творчески;

- формировать не просто знания, а знания- убеждения;

- содействует формированию прочных знаний, так как, сведения, самостоятельно, добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти;

- воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности,

- формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности;

- формировать и развивать интерес к учению. 
Тема хорошая, правильная, так как дети тяжело идут на диалог - они живут своей жизнью, насыщенной телефоном и общением в социальных сетях. Говорить не умеют! Все приёмы и методы, способствующие вызвать ученика на разговор хороши! 
Проблемные ситуации возникают ежесекундно и у любого человека, научить детей умению их решать - вообще главная задача школы!

Список использованной литературы

1.                     Жукова Е.А. Устный контроль при коммуникативно-направленном подходе к обучению иностранным языкам / Е.А. Жукова // ИЯШ. – 1991. - № 3. – с. 21-26.

2.                     Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя - М., 2006. – 168 с.

3.                     Мельникова Е.Л. «Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС» Пособие для учителя. М., 2013. 138 с.  

4.                       Сайт:  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Проблемный диалог на уроках английского языка.  http://festival.1september.ru/

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Проблемно-диалогический урок иностранного языка как условие развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся основного общего образования»

Проблемно-диалогический урок иностранного языка как условие развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся основного общего образования»

Только в диалоге развивается способность мыслить

Только в диалоге развивается способность мыслить

Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог

Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог

Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно?

Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно?

Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует знакомство с новым материалом

Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует знакомство с новым материалом

Действительно наши дети скоро вообще разучатся говорить

Действительно наши дети скоро вообще разучатся говорить

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2023