1.Предмет: география
2.Учитель: Денисова Юлия Владимировна
3. Класс: 6
4. Тема урока: «Движение воды в океане».
Цели урока:
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Оборудование:
Методы: объяснительный рассказ учителя, самостоятельная работа, проблемное изложение.
Знать: виды волн, части волн. Причины образования волн.
Уметь: анализировать увиденное и услышанное, составлять причинно-следственные цепочки, работать с таблицами и схемами.
Ход урока
I. Организация класса.
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан
А сейчас внимание, проведем проверку изученного материала,.
II. Фронтальный опрос 1.Сколько существует океанов ? Какие покажите по карте
2. Сколько существует материков? Какие покажите по карте 3.Самый глубокий океан, самый холодный, самый теплый. 4.Что такое море? Виды морей.
III. Новая тема
УЧИТЕЛЬ: на экран проецирует картину И. К. Айвазовского «Чёрное море», читает стихотворение А.С. Пушкина (слайд 1)
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордо красотой…
Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какая тема объединяет картину и стихотворение? (волны).
Итак, запишем, число и тему урока! «Движение воды в океане» (слайд 2)
Цель урока: (слайд 3)
Вы, наверное, и не догадываетесь, сколь глубоки и обширны ваши «научные» познания о морских волнах. Ещё 100 лет назад один большой насмешник, Кузьма Прутков, высказал не лишённую справедливости мысль: (Слайд 4) «Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».
ВЫВОД:
Если не лениться наблюдать, как ведёт себя при этом вода, если задавать побольше вопросов, если стараться на них самому отвечать, то это будет не пустая забава, а самое настоящее научное исследование.
Какие же исследования мы сможем сегодня с вами провести?
II. Изучение нового материала. Ветровые волны.
Мировой океан находится в постоянном движении. Кроме волн, спокойствие вод нарушают : п/о, цунами, течения – все это разные виды движения вод в океане.
1) УЧИТЕЛЬ на экран проецирует рисунок волны. УЧЕНИКИ называют части волны и пробуют дать им определение. УЧИТЕЛЬ проверяет правильность ответов (слайд 6)., затем (слайд 7).,
2) УЧИТЕЛЬ задаёт? Откуда берутся в море волны? – каждый, пожалуй, сразу даст правильный ответ: волны раскачивает ветер. Люди поняли это давно: не зря по углам старинных морских карт изображали Ветродуев (слайд 8).
Как они выглядели и для чего их помещали на карты? (ветры, обычно изображены как пухлые физиономии с раздутыми щеками – они дуют на море, как на тарелку с горячим супом)
Итак, понаблюдаем, как образуются волны из видеофрагмента «Образование волн»
3) А вот ещё один важный вопрос, ответить на который будет потруднее: как и почему движутся волны?
Понаблюдаем, как двигаются волны из видеофрагмента «Движение волны»
УЧИТЕЛЬ – как движется вода в волне?
ВЫВОД: (слайд 9)
Каждая частичка, качнувшись вместе с волной, останется на том же месте. Волна не уносит с собой даже капли воды. Движутся лишь очертания волны. Волна – это лишь летящее известие, сообщение: «Где-то что-то произошло». Вспомните волны на пшеничном поле. Как и морские странницы, они пробегают всё поле от края до края, но ни один колосок не преодолевает этот путь вместе с волнами.
4) А знаете ли вы? От чего же зависит высота волны? Ответы учеников см учебник
УЧИТЕЛЬ проецирует правильную схему. УЧЕНИКИ оценивают свои знания (слайд 10). Сила ветра, глубина моря, продолжительность ветра.
5) УЧИТЕЛЬ проецирует на экран картину Мальцева П. Т. «Морской берег» (слайд 11). Мы с вами видим уже вторую картину моря. Какие чувства они у вас вызывают? (Свежесть ветра, влажность воздуха). Этот ветер называется дневной бриз, от силы ветра зависит и силы волны (самая маленькая это штиль, шторм и самая разрушительная ураган).
ВЫВОД: причиной образования ветровых волн является ветер. Частицы воды в волне колеблются вертикально и перемещения воды при этом не происходит. Высота волны зависит от силы ветра, длительности его действия, глубины водоёма.
Учитель : 1. Описание цунами - чтение отрывка
Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…
Учитель: О чем идет речь в только что прослушанном отрывке?
Дети: – цунами
Следующим видом движения воды в океане, являются - цунами.
6) Цунами. (слайд 12).
УЧИТЕЛЬ: Вспомните причину их возникновения.
3. Причины образования (землетрясения) (слайд 13,14).
Видеофрагмент «Цунами»
Почему слово цунами имеет японское происхождение? (часто здесь случаются)
6. География волн цунами – карта «Землетрясения» (слайд – 15). Работа с картой: где на Земле возможны цунами?
7. Последствия цунами – (слайд 16).
7) Приливы и отливы.
УЧИТЕЛЬ:
ребята, я недавно читала о приключениях Капитана Врунгеля, но вот беда – кто - то вырвал пару страниц на самом интересном месте (слайд 17). Как вы думаете, что с ним могло приключиться? Если учащиеся затрудняются ответить, то предлагаю посмотреть еще слайд о приливах и отливах (слайд 18).
Видеофрагмент «Приливы и отливы»
Видеофрагмент «Приливы »
Учитель: Назовите причину вызывающую приливы и отливы (луна) (слайд 19).
УЧИТЕЛЬ: Какие виды волн есть в океане? (Слайд 20) Какие причины их вызывают?
III. Домашнее задание.
(слайд 21)
IV. Закрепление знаний.
Подведем итоги урока
«За страницами учебника географии»
Проверка выполнения. На экран проецируются правильные ответы. Итог урока. В природе самое прекрасное – то, что ещё не познано. Так что ищите эту красоту и смелее спрашивайте. Хорошо заданный вопрос – это уже половина ответа. Всем спасибо за сотрудничество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.