Предмет: география
Класс: 6б
Дата: 13.02.2024
Тема урока: Первые кругосветные путешествия.
Цель урока: Познакомить с первым кругосветным путешествием и первым русским кругосветным плаванием.
Задачи урока
1.Образовательные:
сформировать у учащихся систему знаний о Великих географических открытиях, выяснить их причины; совершенствовать умение работать с картой, учебной литературой, применять знания для решения проблемных ситуаций, работая индивидуально и в сотрудничестве с учителем.
2.Коррекционно- развивающие:
коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании; коррекция пространственных представлений на основе упражнений в анализе; коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе; развитие навыка связного устного высказывания.
3.Воспитательные:
Воспитывать интерес к учебе, предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
-узнавать материки;
-уметь работать с контурной картой;
-уметь находить нужную информацию в учебнике.
Личностные:
-формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;
-уметь обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат.
Тип урока: КУ
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение: карточки, демонстративный материал, глобус, физическая карта полушарий.
Термины и понятия: материки, кругосветные путешествия, экспедиция, Магелланов пролив цинга.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель: взаимное приветствие; подготовка учащихся к работе; настрой учащихся на работу; проверка готовности к уроку; сообщение темы и цели урока.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь, тайны открывать,
Ответы полные давайте.
И на уроке не зевайте.
II.Актуализация опорных знаний
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания; выявлять уровень знаний учащихся; повторить пройденный материал; устранить обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях.
1. Как называется материк, где мы живем?
2. В каком полушарии больше материков?
3. Какой материк самый большой?
4. Какой материк самый жаркий?
5. Опишите материк по плану:
· В каком полушарии находится?
· Как расположен по отношению к линии экватора и полюсам?
· Какими океанами омывается?
6.Работа с контурной картой. Подписать материки
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Сообщение темы и цели урока.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала; привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
-Какое плавание называют кругосветным?
-Какую форму имеет Земля?
-Как люди узнали, что Земля круглая?
- Можно ли проплыть по океанам вокруг земного шара? Почему?
Сообщает тему урока: «Первые кругосветные путешествия» (Презентация, слайд 1.) Задача урока – узнать о первых кругосветных путешествиях.
- Сегодня мы «заглянем» в прошлое, чтобы понять, как люди узнавали нашу планету, совершали великие открытия.
IV. Сообщение нового материала.
Цель: дать общее понятие о первых кругосветных путешествиях и первых русских мореплавателях.
Сообщение учителем теоретических сведений с опорой на физическую карту полушарий.
и частей света.
- А теперь мы «отправляемся» в далёкое прошлое, где нам предстоит встреча с великим путешественником Фернаном Магелланом. Вот его портрет. (Показ - презентация, слайд 2)
- Ребята, давайте прочитаем имя и фамилию мореплавателя.
1. Сообщение о мореплавателе
«Родился Фернан Магеллан более пятиста лет назад в стране Португалии и прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Он был моряком и солдатом, отважным, храбрым человеком, умелым мореходом. Он отлично разбирался в картах и умел определять курс корабля. (Показ - презентация, слайд 3).
Его мечтой было кругосветное путешествие. И он, преодолев много препятствий, став адмиралом, смог организовать эту опасное, долгое плавание».
- А сейчас я вам предлагаю совершить воображаемое «кругосветное путешествие» вместе с Фернаном Магелланом и его спутниками. (Презентация, слайды 3-10)
Учитель показывает по ходу презентации путь экспедиции на карте, а также организует работу по словарным карточкам на доске. (Словарные понятия – экспедиция, Магелланов пролив.)
«Начало пути»
26 августа 1519 года флотилия из пяти кораблей
отплыла от Испании, возглавил экспедицию
Фернан Магеллан. Всего в плавание отправились 265 человек.
«Первые испытания»
Путешествие оказалось тяжелым: морякам часто приходилось бороться с ураганами и штормами.
«Холодные южные воды»
Чем дальше к югу плыли корабли вдоль берегов
Южной Америки, тем холоднее становилось.
Наступила зима – моряки страдали от морозов и ветров. Трудности и лишения привели к бунту, но Магеллан не отступил.
«Путь найден!»
Наконец, после долгих месяцев тяжелого плавания, Магеллан обнаружил пролив, который позже назвали его именем. Пролив привел флотилию в неизвестный океан. Магеллан назвал этот океан «Тихим» за его спокойный нрав. К этому времени флотилия состояла уже из трёх кораблей: один корабль разбился, а еще один повернул назад в Испанию.
«По Тихому океану»
Плавание через Тихий океан было мучительным испытанием. Моряки погибали от голода и жажды.
«Райские острова»
Наконец, показались острова, покрытые зеленью. На них путешественники впервые за долгие месяцы наелись досыта.
«Схватка с островитянами»
На одном из островов моряки приняли участие
в войне между местными жителями и жестоко поплатились за это. Магеллан и ещё несколько моряков погибли в схватке.
«Возвращение»
Оставшаяся команда на единственном уцелевшем
корабле отправилась в дальнейший путь.
Индийский океан встретил их сильными штормами.
Людей вновь преследовали голод, жажда и
болезни. Но, обогнув Африку, моряки в сентябре
1522 года все же вернулись в испанский порт.
На берег, спустя 3 года после начала плавания, сошли 18 измученных людей.
2. Практическая работа
Работав контурных картах, в которых заранее пунктиром проведён маршрут плавания. Ученики отмечают красным карандашом путь под командованием Магеллана.
V. Физминутка.
Сейчас немного отдохнём.
Встаньте. Игра "Океаны-материки".
Называю океан - вы плывёте, называю материк - вы шагаете на месте.
Тихий океан, Австралия, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Евразия, Африка...
Молодцы. Сделали вдох-выдох. Тихо сели.
VI Продолжение работы над темой.
- В 1803 году, через 282 года после завершения первого кругосветного путешествия, русские мореплаватели Иван Фёдорович Крузенштерн и Юрий Фёдорович Лисянский возглавили
первое русское кругосветное плавание (Презентация, слайд 11-16). На двух кораблях, они путешествовали 3 года. За это время они собрали большое количество научной информации, составили много подробных карт, а главное они открыли дорогу российским кораблям в Мировой океан.
Новые понятия: Иван Фёдорович Крузенштерн, Юрий Фёдорович Лисянский.
-Какие качества характера помогли участникам первых кругосветных путешествий преодолевать трудности?
2.Работа с учебником (с. 112-115)
-Найти и прочитать описание путешествия русских мореплавателей
3. Практическая работа.
Отметить на контурной карте путь русских мореплавателей( опора рис.95 с.114)
VII. Закрепление и обобщение полученных знаний.
Цель: закрепить и обобщить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу.
- Ребята, давайте вспомним:
-В каком году состоялось первое русское кругосветное плавание?
-Какие корабли приняли в нем участие?
-Кто руководил этой экспедицией?
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: сделать вывод и подвести итог, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке, отметить работу учащихся.
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
Как вы считаете, выполнили мы задачу урока?
Что вы узнали на уроке? Как работали на уроке?
Оценка учащихся на уроке с выставлением в журнал и дневник.
Д/З. Разбор и запись домашнего задания: с.112-115, карточка.
ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа№10» г. Орска Оренбургской области
Тема урока:
Первые кругосветные путешествия.
География
6б класс
учитель географии
Марченко С.П.
Орск, 2024
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.