Конспект урока географии 7 класс "Климат Евразии"
Оценка 5

Конспект урока географии 7 класс "Климат Евразии"

Оценка 5
doc
21.12.2020
Конспект урока географии 7 класс "Климат Евразии"
климат еврахзии2.doc

1.Предмет: география

2.Учитель: Денисова Юлия Владимировна

3. Класс: 6

4. Тема урока: «Климат Евразии»

Цель урока: Создать условия для самостоятельного изучения  учащимися климата материка Евразия.

Задачи урока:

Образовательные:

1.         Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Евразия через систему географических задач.

2.         Рассмотреть причины, определяющие особенности климата.

3.         Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата.

4.         Продолжить формирование умения работать с климатическими диаграммами и географическими картами.

5.         Расширить и углубить знания учащихся о климате Земли.

Развивающие:

1.         Используя субъектный опыт каждого ученика о климате, умении самостоятельно получать информацию с помощью карт, сформировать знания об особенностях климата Евразии.

2.         Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.

3.         Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

1.         Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, коммуникабельность.

2.         Формировать представление о целостности природы и взаимосвязи её компонентов.

3.         Поддерживать психологический комфорт урока.

 

Тип урока: Урок изучения нового материала.

 

Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа).

 

Форма организации работы: групповая.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, карточки для распределения по группам, кроссворд для географической разминки, условные знаки для устного диктанта, конверты с заданиями, географические атласы.

Примечание: к данному уроку должны быть подготовлены двое ребят-экспертов (опережающее обучение), которые будут проводить экспертизу ответов учащихся класса. Перед уроком ребята с помощью карточек  (по типу паззл с изображением материков) распределяются на группы по 4-5 человек.

Ход урока

 


Евразия, Евразия,

Огромный континент.

Большой до безобразия,

Конца и края нет.

И если ты когда-нибудь

Решишь его пройти,

То сколько же чудесного

Ты встретишь на пути!


 

I.               Географическая разминка.  В начале урока в группах проводится традиционная работа по изучению географической номенклатуры. Проверку работы проводят ученики-эксперты.

 

II.           Постановка цели урока.

На слайде 1 презентации – изображения людей на Чукотке, в Париже, в пустыне Аравийского полуострова и на пляжах островов Индонезии.

 

Вопросы и ответы учащихся, которые они сформулируют по ходу рассуждения:

 

·        Могут ли эти люди быть одеты таким образом в одно и то же время?  - Да.

 

·        Почему это возможно?  - Потому что материк Евразия – очень большой по площади  и на материке сложился разнообразные природные условия.

·        Как вы думаете, какой сегодня будет тема урока?  - Климат Евразии.

·        По вашему мнению, какую проблему мы должны решить в ходе урока? – В чем причина разнообразия рельефа Евразии?

III.            Актуализация знаний.

Слайд 2  - задание «Выберите факторы, которые влияют на климат». Выполнение фронтальное.

IV.             Изучение нового материала.

1)                 Для определения влияния географической широты на климат материка применяется диктант в устной форме  «Я утверждаю, что…», учащиеся в группе на основе карты климатических поясов мира (слайд 3) принимают решение и сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью условных знаков. Эксперты после каждого вопроса сразу корректируют ответ.

Я утверждаю, что…

1.         На территории Евразии и Северной Америки сформировалось 7 климатических поясов.

2.         На территории Северной Америки отсутствует субэкваториальный пояс.

3.         На территории Северной Америки отсутствует экваториальный пояс.

4.         Общими для двух материков являются только арктический, субарктический и умеренный пояс.

5.         В отличие от Северной Америки тропический пояс в Евразии прерывается.

6.         И в Евразии, и в Северной Америке наибольшую площадь занимает умеренный пояс.

7.         Для Северной Америки характерны те же климатические пояса, что и в Евразии, кроме экваториального пояса.

В качестве вывода ребята еще раз называют климатические пояса Евразии.

2)   Определение типов климата Евразии по признакам. Ребята работают в группе, формулируют ответы и в письменном виде предоставляют их экспертам для оценки. Данный прием эвристической деятельности позволяет выяснение того, что представляет собой неизвестное по имеющимся данным.

 

 

 

1.

v  Не происходит смены времен года.

v   Весь год преобладают постоянные воздушные массы, высокие температуры, большое количество осадков.

v   В поясе располагаются в основном южные острова, например, острова Индонезии.

(экваториальный)

2.

v  Летом преобладают тропические, а зимой – умеренные воздушные массы.

v  Зимой выпадают осадки, лето сухое.

v  Имеет три климатических сектора.

v  На западе сектор средиземноморский, на востоке – муссонный.

v  В западной части осадки выпадают зимой, на востоке – летом.

v  В центральном секторе находится нагорье Тибет.

(субтропический)

3.

v  Располагается на крайнем севере Евразии.

v  В течение всего года преобладает одна воздушная масса. Зимой морозно, летом холодно.

v  В пределах этого пояса находятся острова Шпицберген.

(арктический)

4.

v  Летом преобладают экваториальные воздушные массы, зимой тропические.

v  Является переходным климатическим поясом, занимает территорию полуостровов Индостан и Индокитай.

(субэкваториальный)

5.

v  Летом господствуют умеренные воздушные массы, а зимой арктические.

v  Осадки выпадают в летний период, вызываются приходом умеренных воздушных масс.

v  В этом поясе находится остров Исландия.

(субарктический)

6.

v  Пояс не протягивается через весь материк.

v  Пояс занимает Аравийский полуостров.

v  Пояс является постоянным. Осадков мало в течение всего года, температуры высокие, особенно в летний период.

(тропический)

7.

v  Пояс имеет наибольшую протяженность с севера на юг.

v  Преобладают западные ветры.

v  Пояс является постоянным, с холодной снежной зимой и теплым летом.

v  Делится на пять секторов.

v  Уральские горы являются климаторазделом двух климатических секторов.

v  Находится полюс холода Евразии (зафиксирована температура -70ºС).

(умеренный)

 

3)   Работа с климатограммами. Учащиеся вовлекаются в дискуссию. После обсуждения каждая группа ребят озвучивает свое мнение и обосновывает его, эксперты подтверждают или опровергают правильность ответа.

 

Задание: Проанализируйте климатограмму по плану:

1.      Чему равны максимальная и минимальная температуры, и на какие месяцы приходится максимум и минимум? Определите амплитуду температур.

2.      Определите годовое количество осадков и режим их выпадения.

3.      Сделайте вывод: о климате какого города идет речь.

Варианты:

1.      Индонезия, город Джакарта.

2.      Италия, город Рим.

3.      Саудовская Аравия, город Эр-Рияд.

4.      Россия, город Москва.

5.      Индия, город Мумбаи.

 

4)   С целью выявить  другие факторы разнообразия климата Евразии, кроме географической широты, можно применить эвристический метод «мозговой штурм». В целях предотвращения превращения урока в беспорядочную перепалку учащиеся должны владеть правилами участия в мозговом штурме, изучив заранее памятку (приложение).  Задание – выбрать конверт с вопросом, в ходе «Мозгового штурма» ответить на вопрос и сделать вывод о влиянии других климатообразующих факторов на формирование климатических условий Евразии. Способствует развитию устной речи.

1.    На склонах Уральских гор – западном и восточном – выпадает разное количество осадков. Почему?  (Факторы – господствующие в умеренном поясе западные ветра и рельеф – Уральские горы, которые вызывают орографические осадки).

 

2.    Самым влажным местом в мире является деревня Черрапунджи в Индии, у подножия самых высоких гор мира. Объясните, почему в предгорьях Гималаев выпадает самое большое количество осадков? (Факторы – господствующие в субэкваториальном поясе пассаты и рельеф – Гималаи, которые вызывают орографические осадки).

 

3.    На  востоке материка реки Амур, Хуанхэ и Янцзы разливаются летом. Чем объяснить летнее половодье именно восточных рек Евразии? (Причина – муссоны, которые господствуют в восточной части умеренного и субтропического поясов).

 

4.    На острове Исландия, который находится за Полярным кругом, можно увидеть среди растений очень теплолюбивые культуры, например, пальмы. Заполярный город Мурманск в России не замерзает зимой и работает круглый год. Чем объяснить эти уникальные факты? (Причина – теплые течения Гольфстрим и Североатлантическое, которые оказывают отепляющее влияние на Исландию и северо-запад России).

 

5.    Почему полюс холода Северного полушария находится не на севере материка, а южнее – в Якутии? (Факторы – удаленность от океана и характер подстилающей поверхности. Полюс холода расположен на территории, удаленной от морей и океанов, в области резко-континентального климата с очень низкой влажностью. К тому же большая масса материка Евразия зимой промерзает быстрее и сильнее, чем вода океанов). 

 

V.  Рефлексия.

 «Экспертная комиссия» анализирует деятельность всех групп, указывают успехи и ошибки. В заключении они просят ребят пантомимой показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

VI.        Творческое домашнее задание.

Представьте в виде презентации смену климатов во время путешествия по Евразии. Варианты:

  1. Норильск – Красноярск – Пекин – Джакарта
  2. Стокгольм – Рим – Эр-Рияд - Коломбо

 

 

Приложение.

Правила участия в «мозговом штурме». Памятка для учащихся

1.Формируйте свои мысли точно, но конкретно.

2.Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.

3.Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения.

4.Запрещаются критические замечания и промежуточные оценки - это мешает формулировать новые идеи

5.Чем больше выдвинуто предложений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые, ценные идеи.

6.Приветствуются все дополнения и уточнения.

7.Разрешаются задавать вопросы, если они не содержат оценки высказываний предыдущих ораторов.


Предмет : география 2.Учитель:

Предмет : география 2.Учитель:

I. Постановка цели урока

I. Постановка цели урока

Не происходит смены времен года

Не происходит смены времен года

Задание: Проанализируйте климатограмму по плану: 1

Задание: Проанализируйте климатограмму по плану: 1

I.

I.
Скачать файл