9 класс дата Тема: «Теорема синусов и косинусов».
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации, закрепления знаний.
Цель урока: систематизация знаний по теме «Теоремы синусов и косинусов».
Задачи урока: - образовательная: формирование умений и навыков при решении задач по геометрии с применением теорем синусов и косинусов;
- воспитательная: воспитание коммуникативности, умения слушать, уважительно относится к различным мнениям;
- развивающая: развитие критического мышления, самостоятельных наблюдений, умения делать выводы и обобщения.
Оборудование к уроку, средства обучения: слайд-презентация PowerPoint с рисунками к задачам; компьютер; проектор; карточки с дифференцированным домашнем заданием.
План урока
№ |
Этап урока |
Время (мин.) |
Средства обучения |
1 |
Организационный момент |
1-2 |
- |
2 |
Актуализация опорных знаний |
8 |
презентация |
3 |
Формирования умений и навыков |
14 |
презентация |
4 |
Контроль знаний |
10 |
презентация |
5 |
Представление индивидуального домашнего задания |
5 |
презентация, тексты с материалом сообщения |
6 |
Постановка домашнего задания |
3 |
карточки |
7 |
Подведение итогов урока |
3 |
- |
Ход урока
1. Организационный момент.
С целью развития критического мышления учитель предлагает учащимся составить кластер по теме сегодняшнего урока. Эту работу учитель выполняет сам, записывая на доске ассоциации учеников по данной теме, а класс при этом также оформляет кластер у себя в тетрадях. После выполнения данного задания учитель предлагает проверить, на сколько ассоциации учащихся совпадают с точными математическими определениями, чтобы расставить в кластере связующие стрелки. Для этого ученики выполняют математический диктант, который представлен на слайдах. На подготовку дается 2 минуты, чтобы вспомнить ранее изученный материал, а затем учитель по своему выбору опрашивает учащихся. После завершения ответов, учитель, вместе с учениками, обобщает все сказанное, и расставляют связующие стрелки в кластере.
Получившийся кластер:
Пропорциональность
Квадрат стороны Решение треугольников
Теорема синусов и
косинусов
Окружность Углы Стороны треугольника
Итог этапа: учащиеся повторили формулировку теорем синусов и косинусов, вспомнили, как они используются при решении задач.
3. Формирование умений и навыков.
Форма проведения: фронтальная работа.
Цель этапа урока: формирование умений и навыков при решении задач по геометрии с применением теорем синусов и косинусов.
Средства обучения: презентация PowerPoint.
Организация учебной деятельности.
С целью развития самостоятельных наблюдений, умения делать выводы и обобщения учитель предлагает на данном этапе использовать метод готового чертежа, который будет реализован при выполнении учащимися трех видов заданий:
1) Подобрать чертеж к условию задачи.
2) Составить условие задачи по данному чертежу.
3) Подобрать условие задачи к данному чертежу.
Причем,
при выполнении данных заданий необходимо решение тех задач, которые
удовлетворят условию самого задания. Решение каждой подходящей задачи
оформляется одним учеником на доске, а остальными у себя в тетрадях.
Для данного задания верным является чертеж под номером 2. Учащиеся, работая устно, доказывают, почему остальные чертежи не подходят для этой задачи. После выяснения этих моментов ребята приступают к решению задачи (один человек решает у доски, остальные в тетрадях).
Задача. В треугольнике АВС,
АВ=4, АС=6, ВС=2, ÐА=60°.
Найдите ВH-высоту,
проведенную из вершины В к стороне ВС.
Дано:
∆ АВС,
ÐА=60°,
АВ=4,
АС=6,
ВС=2.
Найти:
BH.
Решение:
В первой формуле есть неизвестный элемент BH, как раз то, что необходимо найти, поэтому ей пока воспользоваться не сможем. Зато во второй формуле все элементы известны и можно найти площадь треугольника, используя вторую формулу. Так как первая и вторая формулы являются тождествами, то результаты, полученные по второй формуле можно приравнять к первой, чтобы найти неизвестный элемент в задаче.
Составим уравнение и решим его относительно неизвестной BH:
Ответ: .
Для данного чертежа верными являются условия задач под номерами 1 и 2, так как только эти две задачи можно решить с помощью тех элементов, которые даны на чертеже. Ребята, работая устно, доказывают это, а уже после оформляют решение в тетрадях, а один учащийся на доске.
Задача №1. В треугольнике АВС ÐА=30°, АВ=8, АС=6. Найдите длину стороны ВС.
Дано:
∆ АВС,
ÐА=30°,
АВ=8,
АС=6.
Найти:
ВС.
Решение:
Ответ:
.
Задача №2. В треугольнике АВС ÐА=30°,АВ=8, АС=6. Найдите SАВС.
Удобнее при решении данной задачи воспользоваться формулой для вычисления площади, если известны две стороны и угол между ними.
Дано:
∆ АВС,
ÐА=30°,
АВ=8,
АС=6.
Найти:
SАВС.
Решение:
Ответ: .
Предполагается, что при выполнении данного задания учащиеся составят несколько задач по данному чертежу (все задачи озвучивают вслух, не производя никаких записей), среди которых точно будет задача, решение которой непосредственно связано с темой урока. Именно эту задачу класс и будет решать, но только после четко сформулированного математически грамотным языком условия данной задачи.
Задача. В параллелограмме
ABCD, AB=4,
ÐВАD=60°.
Найти высоту, проведенную к стороне AD.
Дано:
АВСD-параллелограмм,
ÐBАD=60°,
АВ=4.
Найти:
BH.
Решение:
Рассмотрим прямоугольный треугольник АВH, в котором неизвестным элементом является катет BH. Используя теорему синуса найдем неизвестную величину.
Ответ: .
При выполнении заданий данного этапа реализуются поставленные воспитательные задачи – это умения слушать и уважительно относится к различным мнениям.
4. Контроль знаний.
Проводится самостоятельная работа по теме урока. Класс делится на два варианта, у каждого варианта свое задание. «Изюминка» данной работы заключается в том, что пока ученик не решит первое задание ко второму он приступить не сможет, так как ответ первой задачи является недостающим элементом для решения второй.
После выполнения заданий самостоятельной работы, учащиеся в парах обмениваются решениями и выставляют друг другу оценки, но проверяют только получившийся ответ, который будет показан на экране, ход решения учитель проверяет сам.
5. Представление индивидуального домашнего задания.
Учитель предлагает выступить с докладом по теме «Теорема косинусов в сферической тригонометрии» учащегося, который занимается исследовательской работой по данной теме. Такое задание он получает заранее, как индивидуальное домашнее задание. В данном рассказе идет знакомство класса с такими понятиями как: сферический треугольник, углы сферического треугольника, формулировка теоремы косинусов для сферического треугольника, а также применение данной теоремы в различных областях науки, помимо математики.
6. Постановка домашнего задания.
Учитель предлагает учащимся выбрать карточки с дифференцированным домашним заданием: на «пятерку», на «четверку», на «тройку».
Задания на оценку «5»
Задача
№1. В равнобедренном треугольнике ABC длины боковых сторон AB и AC
равны b, угол при вершине A равен 2
. Прямая, проходящая через вершину B и центр O описанной
около треугольника ABC окружности, пересекает сторону AC в точке D.
Найдите длину отрезка BD.
Задача №2. Найдите биссектрисы треугольника, если одна из его сторон равна a, а прилежащие к этой стороне углы равны α и β.
Задания на оценку «4»
Задача №1. Найдите стороны треугольника АВС, если ÐА=45°, ÐС = 30°, а высота AD равна 3 м.
Задача №2. В треугольнике АВС, АС=12 см, ÐА=75°, ÐС = 60°. Найдите АВ и SABC.
Задания на оценку «3»
С помощью теорем синусов и косинусов решите треугольник АВС, если:
1) ÐА=60°,ÐВ=40°, с=14;
2) ÐА=80°, a=16, b=10;
3) a=14, b=18, c=20.
Ученик сам осознает и выбирает уровень своих знаний и выполняет соответствующие задания.
6. Подведение итогов урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.