Открытый урок по химии учителя химии
МКОУ «Аладашская СОШ-детский сад»
Ибрагимовой Фатимат Мурадагаевной
по теме:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» 8 КЛАСС.
Цель: Изучить классификацию неорганических соединений, познакомиться с составом основных классов неорганических веществ, научиться выявлять из всего многообразия соединения каждого класса, выявить основной принцип классификации сложных неорганических веществ.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация урока.
План:
1. Актуализация знаний учащихся. Игра «Третий лишний»;
2. Новая тема:
· Общая схема классификации сложных веществ;
· Понятия «оксиды», «кислоты», «основания», «соли».
· Классификация оксидов;
· Классификация кислот;
· Классификация оснований.
3. Закрепление изученного материала.
Ход урока:
1. Актуализация знаний учащихся. Игра «Кто лишний» (Слайд 1)
Выберите «лишнее» вещество:
А). Mg, H2O, NaCl, ZnO;
Б). Al2O3, CaCO3, H2, Ag2O;
В). BaSO4, I2, Ca, N2;
Г). Fe, S, Br2, C;
Д). Au, Ag, Cu, P.
-По какому принципу вы выделяли «лишнее» вещество? (простое, сложное вещество; металл, неметалл)
-Какие вещества называются простыми?
-Какие вещества называются сложными?
-На какие группы делятся простые вещества? (металлы и неметаллы)
2. Новая тема
С некоторыми группами сложных веществ мы уже знакомились при изучении свойств простых веществ.
-Вспомните, какие это вещества?
Сегодня мы поподробнее познакомимся с группами сложных веществ.
Учащиеся записывают тему.(слайд 2)
В любой науке сходные явления, понятия классифицируют, то есть разделяют по сходным признакам на большие группы, для того, чтобы легче было ориентироваться во всём многообразии.
-Вспомните, на какие большие группы можно подразделить растения, животных? Какие общие части слова выделяют филологи? Какие разделы физики вы изучаете?
Химических веществ очень много, и чтобы ориентироваться в этом многообразии ученые классифицируют вещества
Основные задачи сегодняшнего урока- определить основной принцип классификация сложных веществ и научиться выявлять вещества каждого изученного класса из общей массы представленных формул.
-Какие группы веществ вы уже знаете? (неорганические и органические, простые и сложные).
На экране представлена схема классификации неорганических веществ (Слайд 3)
А также представлены формулы веществ соответствующих классов
Задание. Проанализируйте формулы данных веществ. Выявите общие черты. Дайте определение каждому из классов веществ
В конце- проверка, в ходе беседы выбор наиболее приемлемой формулировки.(слайд 4)
Каждый класс веществ можно разделить на ещё более мелкие таксоны
Задание. (слайд 5) Проанализируйте формулы данных оксидов. Какие элементы помимо кислорода входят в их состав?
Исходя из состава, оксиды можно разделить на:
· Основные- образованы атомами металлов и кислорода;
· Кислотные- образованы атомами неметаллов и кислорода.
Задание. Из перечня веществ выберите формулы основных оксидов, а затем-кислотных. Проверьте ответы. (Слайд 6)
Учащиеся видят противоречие- оксид марганца (II)- основный оксид, а оксид марганца (IV)- кислотный. Почему? Чем отличаются? (Валентностью)
Уточняются формулировки понятий «основные оксиды» и «кислотные».
Теперь рассмотрим кислоты.(слайд 7)
Задание. Проанализировать состав данных формул кислот. Что общего? Чем отличаются?
· Различно содержание кислорода- кислоты кислородсодержащие и бескислородные.
· Различно число атомов водорода- 1, 2, 3- кислоты делятся на одноосновные, двухосновные, трёхосновные.
Учащиеся записывают основные формулировки
Основания. Попробуем проанализировать состав этих веществ
Но перед этим решите уравнения реакций:
· CaO+H2O=
· CuO+H2O=
Почему не идет вторая реакция? (образуется нерастворимое вещество)
Все основания делятся на растворимые и нерастворимые.
Растворимые основания называют также щёлочи.
Учащиеся записывают основные формулировки
-Итак, по каким признакам можно классифицировать вещества?
Вывод: Таким образом, в основе классификации сложных неорганических веществ лежит их состав.
3. Закрепление.
Распределите вещества из приведённого перечня в соответствующие колонки таблицы. (слайд 8):
HCl, Fe2O3, CO, H2SO4, KBr, HNO3, H2S, Mg(OH)2 , NO, H3PO4, AgNO3, Pb(OH)2, HF, CaO, LiOH, CaCO3, Cu(OH)2, B2O3
ОКСИДЫ |
КИСЛОТЫ |
ОСНОВАНИЯ |
СОЛИ |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.