Конспект урока литературного чтения
Класс: 4
Тема: «И.А. Бунин «Листопад»
Тип урока: ОНЗ
Цель: создать условия для знакомства с биографией поэта и писателя И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад».
Задачи:
образовательные: познакомить с биографией И.А.Бунина; познакомить со стихотворением И.А.Бунина «Листопад»; формирование умения анализировать поэтические тексты;
развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, прививать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: познакомятся с жизнью и творчеством И.А.Бунина; с содержанием стихотворения «Листопад». |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; познавательные: понимать значение лирических текстов, размышлять над ними; определять настроение, главную мысль в тексте, последовательность событий; осуществлять поиск необходимой информации в тексте; понимать произведения живописи; коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических высказываний; умение работать в паре. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям. |
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|
1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) |
||
Организационный момент -Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Алеся Сергеевна. Сегодня я буду вести у вас урок литературного чтения. Ну-ка, проверь дружок, |
воспринимают речь учителя
|
|
2. Актуализация знаний. (7 мин.) |
||
Организует проверку домашнего задания: -С произведениями какого автора мы познакомились на прошлом уроке? -Какое задание вы выполняли дома? 1.Выразительное чтение стихотворений Н.А.Некрасова, подготовленных дома, и показ иллюстраций к стихотворениям. -Почему вы выбрали именно это стихотворение? 2.Выразительное чтение стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки». -Какие строки стихотворений больше всего привлекли ваше внимание? Прочитайте их. -Почему именно эти строки? -Подберите рифму к словам, записанным на доске: листок, листопад, туман, ночь. Речевая разминка: Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом- Чудеса увидишь в нём. (Лес) 1. Прочитайте про себя. 2. Прочитайте вполголоса. 3. Прочитайте выразительно. 4. Прочитайте с восхищением. 5. Прочитайте скороговоркой, то есть в быстром темпе с четким проговариванием каждого звука. |
отвечают: Н.А.Некрасов
отвечают выразительно читают стихотворения Н.А.Некрасова, показывают иллюстрации к ним
рассуждают
выразительно читают стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки» находят строки, объясняют
подбирают рифму к словам: листок- лепесток, цветок; листопад- звездопад, снегопад; туман – дурман, обман; ночь –дочь. читают загадку с разной интонацией
|
|
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.(15-20 мин.) |
||
-Над каким разделом учебника мы работаем в настоящее время? -Сегодня мы заканчиваем этот раздел. А с каким писателем и поэтом, лауреатом Нобелевской премии мы сегодня познакомимся, вы узнаете, прочитав только русские буквы: SБQRУWUНVZИFGНJL -Назовите имя и отчество поэта? -А название стихотворения, которое мы с вами будем читать, вы узнаете, отгадав загадку: В парке, в сквере и в саду В вальсе тихо на
ветру -Назовите тему урока. -Предположите задачи урока.
Организует беседу по картинам русских художников На доске: репродукции картин русских художников И.И. Левитана и И.С.Остроухова «Золотая осень». -Одинаковую ли осеннюю пору изобразили эти художники на своих картинах? -Почему картины так называются? -Чем они различаются?
-Что хотели нам сказать, показать художники? -Как вы думаете, с какими чувствами писали они свои картины? -Какое настроение у вас вызвали эти картины? -Какая картина вам больше нравится? Почему? Организует знакомство с биографией И.А.Бунина Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г. Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже (портрет на доске). Физкультминутка: А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. -Чтение стихотворения учителем. -Какое настроение выражает автор в стихотворении?
-Чем восхищается автор? О чем это стихотворение? -Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, то есть основная тема стихотворения? -Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту. Организует повторное чтение стихотворения с анализом -Объясните значения слов: • терем • лиловый • багряный • лазурь • золотой • просветы • вдова • мотылёк • пёстрый
-Прочитайте стихотворение выразительно. -Найдите и прочитайте описание леса - Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? -Какие краски использует Бунин? - Почему лес сравнивается со стеной? - Что общего у терема и у березы? - Что Бунину напоминают оконца? - А почему оконца, а не окна? - Какие запахи Бунин чувствует в лесу? - Кто такая вдова и почему она тихая? - Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? - А что там? -С чем сравнивается паутина? - А когда бывает много паутины? -Кто есть во дворе на поляне? - Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич? -А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? - Можно ли услышать тишину? - Прочтите заключение. -Какие звуки услышал автор в осеннем лесу? А тишину можно услышать? А какие звуки мы можем услышать на фоне тишины? -Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале. |
отвечают: Поэтическая тетрадь
воспринимают информацию
узнают фамилию поэта: Бунин
отвечают: Иван Алексеевич отгадывают загадку
формулируют тему урока: И.А.Бунин «Листопад» предполагают задачи урока: познакомиться с биографией И.А.Бунина; познакомиться со стихотворением «Листопад» и проанализировать его.
отвечают: одинаковую «Золотую осень»
на картине Левитана изображена река с березовой рощей на берегах, листья у деревьев желтые и зеленые, вдалеке виднеется деревня, небо синее с облаками; на картине Остроухова изображен кленовый лес, он уже весь окрашен в желтую краску, кое-где лишь пробивается зеленая травка, через осыпавшуюся листву показывают, как осень богата красками рассуждают с чувством радости рассуждают, объясняют
воспринимают речь учителя
выполняют физкультминутку
воспринимают речь учителя высказывают предположения: с одной стороны, автор показывает осень яркой, пышной, а значит, настроение радостное; с другой – бледной, угасающей, а значит, настроение грустное. отвечают: стихотворение об осени. О красоте осенней природы. О чувствах от увиденной красоты. рассуждают
подбирают названия
объясняют значения слов: Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни. Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый. Багряный – красный густого, тёмного оттенка. Лазурь – светло-синий цвет, синева. Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву. Вдова – женщина, у которой умер муж. Мотылёк – небольшая бабочка. Пестрый – яркий, разноцветный. читают выразительно стихотворение. анализируют стихотворение: пестрота красок
лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой деревья стоят плотно друг к другу резьба на наличниках и листочков просветы в небо между листвой маленькие запах березы и сосны она уже успокоилась, все позади с дворцом
паутина с сетью из серебра в дни теплых дней бабьего лета мотылек белый лепесток
метафора
тишину можно услышать читают последнее четверостишие отвечают: тишину, звуки шуршащей листвы в словах: молчанье, вышине, тишине, расслышать, шуршанье. воспринимают информацию |
|
4. Первичное закрепление во внешней речи.(6 мин.) |
||
- Какие изобразительные средства языка помогли нам представить и почувствовать красоту леса осенью в данном стихотворении? |
сравнения: Лес – терем расписной. эпитеты: «Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «мёртвое молчанье», «сонная поляна». олицетворения: осень - вдова |
|
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. (5 мин.) |
||
Организует работу в парах -Попробуйте прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам. К каждой строчке стихотворения подберите чувство, с которым вы считаете нужно ее читать, работая в парах. Карточки: Лес, точно терем расписной, торжественно -Прочитайте, что у вас получилось. |
воспринимают речь учителя подбирают к каждой строчке стихотворения настроение, с которым нужно читать ее, работая в парах
читают с разной интонацией |
|
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (5 мин.) |
||
-Прочитайте выразительно стихотворение. |
читают выразительно стихотворение |
|
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.(2 мин.) |
||
Организует рефлексию учебной деятельности -Откройте дневники и запишите домашнее задание. Домашнее задание: выразительно читать стихотворение, по желанию выучить. Написать небольшой рассказ о прогулке в осеннем лесу.
-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?
-Решили ли мы их на уроке? Молодцы, вы хорошо поработали! -Урок окончен. |
записывают домашнее задание
участвуют в рефлексии познакомиться с биографией И.А.Бунина; познакомиться со стихотворением «Листопад» и проанализировать его. решили, т.к познакомились с биографией, стихотворением, анализировали его |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.