Конспект урока «И.А. Бунин «Листопад»
Оценка 4.8

Конспект урока «И.А. Бунин «Листопад»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русская литература
4 кл
08.12.2024
Конспект урока «И.А. Бунин «Листопад»
познакомить с биографией И.А.Бунина; познакомить со стихотворением И.А.Бунина «Листопад»; формирование умения анализировать поэтические тексты;
Литературное чтение, 4 класс, Конспект урока литературного чтения по теме- И.А.Бунин _Листопад_.docx

Конспект урока литературного чтения

Класс: 4

Тема: «И.А. Бунин «Листопад»

Тип урока: ОНЗ

Цель: создать условия для знакомства с биографией поэта и писателя И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад».

Задачи:                                                                                                                     

образовательные: познакомить с биографией И.А.Бунина; познакомить со стихотворением И.А.Бунина «Листопад»; формирование умения анализировать поэтические тексты;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, прививать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

познакомятся с жизнью и творчеством И.А.Бунина; с содержанием стихотворения «Листопад».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

регулятивные:   осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

познавательные: понимать значение лирических текстов, размышлять над ними; определять настроение, главную мысль в тексте, последовательность событий; осуществлять поиск необходимой информации в тексте; понимать произведения живописи;

коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических  высказываний; умение работать в паре.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:  формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям.

Средства обучения: учебник – Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др., Литературное чтение. 4 класс. Ч. 1. – М.: Просвещение; индивидуальные карточки, репродукции картин, портрет И.А.Бунина, демонстрационный материал.

Ход урока:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.      Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Алеся Сергеевна. Сегодня я буду вести у вас урок литературного чтения.

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!

воспринимают речь учителя

 

 

 

 

2. Актуализация знаний. (7 мин.)

Организует проверку домашнего задания:

-С произведениями какого автора мы познакомились на прошлом уроке?

-Какое задание вы выполняли дома?

1.Выразительное чтение стихотворений Н.А.Некрасова, подготовленных дома, и показ иллюстраций к стихотворениям.

-Почему вы выбрали именно это стихотворение?

2.Выразительное чтение стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки».

-Какие строки стихотворений больше всего привлекли ваше внимание? Прочитайте их.

-Почему именно эти строки?

-Подберите рифму к словам, записанным на доске: листок, листопад, туман, ночь.

Речевая разминка:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём. (Лес)

1.      Прочитайте про себя.

2.      Прочитайте вполголоса.

3.      Прочитайте выразительно.

4.      Прочитайте с восхищением.

5.      Прочитайте скороговоркой, то есть в быстром темпе с четким проговариванием каждого звука.

 

отвечают: Н.А.Некрасов

 

отвечают

выразительно читают стихотворения Н.А.Некрасова, показывают иллюстрации к ним

 

рассуждают

 

выразительно читают стихотворения Н.А.Некрасова  «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»

находят строки, объясняют

 

 

подбирают рифму к словам: листок- лепесток, цветок; листопад- звездопад, снегопад; туман – дурман, обман; ночь –дочь.

читают загадку с разной интонацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.(15-20 мин.)

-Над каким разделом учебника мы работаем в настоящее время?

-Сегодня мы заканчиваем этот раздел. А с каким писателем и  поэтом, лауреатом Нобелевской премии мы сегодня познакомимся, вы узнаете, прочитав только русские буквы:

SБQRУWUНVZИFGНJL

-Назовите имя и отчество поэта?

-А название стихотворения, которое мы с вами будем читать, вы узнаете, отгадав загадку:

В парке, в сквере и в саду

В вальсе тихо на ветру
Листья жёлтые кружат.
Что же это…(Листопад)

-Назовите тему урока.

-Предположите задачи урока.

 

Организует беседу по картинам русских художников

На доске: репродукции картин русских художников И.И. Левитана и И.С.Остроухова «Золотая осень».

-Одинаковую ли осеннюю пору изобразили эти художники на своих картинах?

-Почему картины так называются?

-Чем они различаются?

 

 

 

 

 

 

-Что хотели нам сказать, показать художники?

-Как вы думаете, с какими чувствами писали они свои картины?

-Какое настроение у вас вызвали эти картины?

-Какая картина вам больше нравится? Почему?

Организует знакомство с биографией И.А.Бунина

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г. Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже (портрет на доске).

Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

-Чтение стихотворения учителем.

-Какое настроение выражает автор в стихотворении?

 

 

 

-Чем восхищается автор? О чем это стихотворение?

-Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, то есть основная тема стихотворения?

-Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту.

Организует повторное чтение стихотворения с анализом

-Объясните значения слов:

• терем 

• лиловый 

• багряный 

• лазурь 

• золотой 

• просветы 

• вдова 

• мотылёк 

• пёстрый 

 

 

-Прочитайте стихотворение выразительно.

-Найдите и прочитайте описание леса

- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними?

-Какие краски использует Бунин?

- Почему лес сравнивается со стеной?

- Что общего у терема и у березы?

- Что Бунину напоминают оконца?

- А почему оконца, а не окна?

- Какие запахи Бунин чувствует в лесу?

- Кто такая вдова и почему она тихая?

- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна?

- А что там?

-С чем сравнивается паутина? 

- А когда бывает много паутины?

-Кто есть во дворе на поляне?

- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?

-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием?

- Можно ли услышать тишину?

- Прочтите заключение.

-Какие звуки услышал автор в осеннем лесу? А тишину можно услышать? А какие звуки мы можем услышать на фоне тишины?

-Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

отвечают: Поэтическая тетрадь

 

воспринимают информацию

 

 

узнают фамилию поэта: Бунин

 

 

отвечают: Иван Алексеевич

отгадывают загадку

 

 

 

 

 

формулируют тему урока: И.А.Бунин «Листопад»

предполагают задачи урока: познакомиться с биографией И.А.Бунина; познакомиться со стихотворением «Листопад» и проанализировать его.

 

 

отвечают: одинаковую «Золотую осень»

 

 

на картине Левитана изображена река с березовой рощей на берегах, листья у деревьев желтые и зеленые, вдалеке виднеется деревня, небо синее с облаками; на картине Остроухова изображен кленовый лес, он уже весь окрашен в желтую краску, кое-где лишь пробивается зеленая травка, через осыпавшуюся листву

показывают, как осень богата красками

рассуждают

с чувством радости

рассуждают, объясняют

 

 

 

воспринимают речь учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

воспринимают речь учителя

высказывают предположения:  с одной стороны, автор показывает осень яркой, пышной, а значит, настроение радостное; с другой – бледной, угасающей, а значит, настроение грустное.

отвечают: стихотворение об осени. О красоте осенней природы. О чувствах от увиденной красоты.

рассуждают

 

 

подбирают названия

 

 

 

объясняют значения слов:

Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.

Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.

Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.

Вдова – женщина, у которой умер муж.

Мотылёк – небольшая бабочка.

Пестрый – яркий, разноцветный.

читают выразительно стихотворение.

анализируют стихотворение:

пестрота красок

 

лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой

деревья стоят плотно друг к другу

резьба на наличниках и листочков

просветы в небо между листвой

маленькие

запах березы и сосны

она уже успокоилась, все позади

с дворцом

 

паутина

с сетью из серебра

в дни теплых дней бабьего лета

мотылек

белый лепесток

 

метафора

 

тишину можно услышать

читают последнее четверостишие

отвечают: тишину, звуки шуршащей листвы в словах: молчанье, вышине, тишине, расслышать, шуршанье.

воспринимают информацию

4. Первичное закрепление во внешней речи.(6 мин.)

- Какие изобразительные средства языка помогли нам представить и почувствовать красоту леса осенью в данном стихотворении?

сравнения:

Лес – терем расписной.
Елочки темнеют – как вышки.
Синеют просветы в небо, что оконца.
Паутина – как сеть из серебра.
Мотылек – точно белый лепесток.

эпитеты:

«Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «мёртвое молчанье»,  «сонная поляна». 

олицетворения: осень - вдова

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.  (5 мин.)

Организует работу в парах

-Попробуйте прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам. К каждой строчке стихотворения подберите чувство, с которым вы считаете нужно ее читать, работая в парах.

Карточки:

Лес, точно терем расписной,      торжественно
Лиловый, золотой, багряный,    восторженно
Весёлой, пёстрою стеной           очарованно
Стоит над светлою поляной.      радостно
Берёзы жёлтою резьбой              радужно
Блестят в лазури голубой,           весело
Как вышки, ёлочки темнеют,      светло
А между клёнами синеют            восхищенно
То там, то здесь в листве сквозной     легко
Просветы в небо, что оконца.        восторженно
Лес пахнет дубом и сосной,          восхищенно
За лето высох он от солнца,          радостно
И Осень тихою вдовой                  светло
Вступает в пёстрый терем свой.    нежно
Сегодня на пустой поляне,            игриво
Среди широкого двора,                 нежно
Воздушной паутины ткани         светло
Блестят, как сеть из серебра.       тепло
Сегодня целый день играет        светло
Во дворе последний мотылёк     спокойно
И, точно белый лепесток,          светло
На паутине замирает,            удовлетворительно
Пригретый солнечным теплом;     нежно
Сегодня так светло кругом,       радостно
Такое мёртвое молчанье         спокойно
В лесу и в синей вышине,        спокойно
Что можно в этой тишине         нежно
Расслышать листика шуршанье.     спокойно
Лес, точно терем расписной,       торжественно
Лиловый, золотой, багряный,     восторженно
Стоит над солнечной поляной,  восхищенно
Заворожённый тишиной…    очарованно

-Прочитайте, что у вас получилось.

 

воспринимают речь учителя

подбирают к каждой строчке стихотворения настроение, с которым нужно читать ее, работая в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

читают с разной интонацией

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (5 мин.)

-Прочитайте выразительно стихотворение.

читают выразительно стихотворение

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.(2 мин.)

Организует рефлексию учебной деятельности

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Домашнее задание: выразительно читать стихотворение, по желанию выучить. Написать небольшой рассказ о прогулке в осеннем лесу.

 

-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

 

-Решили ли мы их на уроке?

Молодцы, вы хорошо поработали!

-Урок окончен.

 

 

записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

участвуют в рефлексии

познакомиться с биографией И.А.Бунина; познакомиться со стихотворением «Листопад» и проанализировать его.

решили, т.к познакомились с биографией, стихотворением, анализировали его

 


 

Конспект урока литературного чтения

Конспект урока литературного чтения

Организует проверку домашнего задания: -С произведениями какого автора мы познакомились на прошлом уроке? -Какое задание вы выполняли дома? 1

Организует проверку домашнего задания: -С произведениями какого автора мы познакомились на прошлом уроке? -Какое задание вы выполняли дома? 1

Почему картины так называются? -Чем они различаются? -Что хотели нам сказать, показать художники? -Как вы думаете, с какими чувствами писали они свои картины? -Какое настроение…

Почему картины так называются? -Чем они различаются? -Что хотели нам сказать, показать художники? -Как вы думаете, с какими чувствами писали они свои картины? -Какое настроение…

Прочитайте стихотворение выразительно

Прочитайте стихотворение выразительно

К каждой строчке стихотворения подберите чувство, с которым вы считаете нужно ее читать, работая в парах

К каждой строчке стихотворения подберите чувство, с которым вы считаете нужно ее читать, работая в парах

Организует рефлексию учебной деятельности -Откройте дневники и запишите домашнее задание

Организует рефлексию учебной деятельности -Откройте дневники и запишите домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2024