План-конспект урока русского языка.
Составитель: Павлова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы первой категории.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Тип урока: Урок повторение изученного материала.
Цели урока:
1) Образовательная - повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль, употребление в речи) и закрепить умение правильно писать падежные окончания;
2) Развивающая - создать условия для развития языковой, лингвистической и речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей, обогащение активного словаря учащихся;
3) Воспитывающая - воспитать любовь к родному языку, родной природе, творчеству мастера словесного искусства А.С.Пушкина, привить интерес к их познанию.
Методы
и приемы: репродуктивный,
слово учителя, частично-поисковый, языковой разбор; работа с учебником,
таблицами.
Оборудование урока: орфографический словарь, раздаточный материал,
таблица учебника.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мобилизирующий этап.
а) Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения. (Записано на доске.)
Под……………….. н..бесами
……………………. к..врами,
Бл..стя на солнце, снег лежит;
.……………. лес один черне..т,
И ель сквозь иней зелене..т,
И реч(?)ка подо льдом бл..стит.
( ? )
-Прочитайте его выразительно.
-Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»).
-Запишите этот отрывок в тетрадь. (3 ученика вставляют по одному слову на доске: голубыми, Великолепными, Прозрачный)..
б) Орфографическая работа.
- Сгруппируйте слова с одинаковой орфограммой парами, объясните их написание (небесами – коврами, блестя – блестит, чернеет – зеленеет). Какие из них являются однокоренными? (блестя – блестит) А реч(?)ка? Найдите для неё пару среди слов в записанном отрывке (прозрачный).
в) -Какие слова в стихотворении говорят о том, что перед нами действительно зимнее утро? (Снег, иней, подо льдом).
-Назовите только слова, которые вы вставили. К какой части речи они относятся?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имена прилагательные). Запись темы в тетрадях и на доске.
г) Объявление цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе, а именно: значение, изменение, их роль в предложении и нашей речи, а также правописание падежных окончаний прилагательных.
3. Актуализация знаний и умений учащихся.
а) -Для начала вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?
-Что изучает морфология? (Слова как части речи).
-Какую часть речи мы уже изучили? (Имя существительное).
-А с сегодняшнего дня мы отправляемся в государство под названием «Имя Прилагательное»
-И будем работать по привычному для вас плану характеристики части речи
( напечатан на альбомном листе):
1. Что обозначает?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Как изменяется?
4.Каким членом предложения является?
б) -Начнём со значения. Как бы вы ответили на первый вопрос? (Имя прилагательное обозначает признак предмета).
-Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество……).
-А теперь подберите к существительным, которые записаны на доске в столбик, признаки, выраженные именами прилагательными, и запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Постарайтесь, чтобы признаки были разными: цвет, размер, качество и т.п.
Ветер
снег
облака
деревья
( Сильный ветер, рыхлый снег, лёгкие облака, высокие деревья и др.)
- Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными? Обозначьте их соответствующим значком Ï.
в) -Какие ещё слова в стихотворении, кроме прилагательных, помогают нам увидеть картину зимнего утра «в цвете»? (Чернеет, зеленеет).
-К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы). Почему вы так решили? ( Они отвечают на вопрос: что делает?).
-А на какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Это уже второй вопрос плана).
(Какой? Чей?).
-Давайте поиграем! Встаньте! Я буду называть однокоренные слова. Если вы услышите среди них имена прилагательные, то присядьте на корточки. Не забывайте про вопросы! Заодно и разомнёмся немного. Всем ли понятно условие игры?
-Зима, зимний, зимовать, зимостойкий, зимовка, зимой, зимоустойчивый.
г) -А теперь настала пора вспомнить, как же изменяются имена прилагательные. (Третий вопрос нашего плана)
-Сравните слова голубыми и прозрачный сначала по признаку числа, а затем - падежа. Как правильно определить эти признаки у прилагательных? (Сначала найти имена существительные, от которых зависят эти прилагательные) Далее учащиеся надписывают в тетрадях над словами: голубыми – мн.ч., Т.п.; прозрачный – ед.ч., И.п. Сделайте 1-ый вывод. (Как и существительные, от которых они зависят, прилагательные изменяются по числам и падежам)
-Сравните прилагательные в словосочетаниях прозрачный лес и прозрачная даль. Укажите над прилагательным прозрачный его род (м.р.). Сделайте 2-ый вывод. (В отличие от существительных, прилагательные изменяются ещё и по родам)
д) -Повторим орфограмму №19. Найдите её на переднем форзаце учебника. Прочитайте её название, содержание и обозначение.
-Какое из трёх прилагательных в тексте имеет ударное окончание? (Голубыми). Можно ли в нём сделать ошибку? Выделите окончание, поставьте ударение.
-Объясните правописание окончаний в двух других прилагательных, выделите их.
-В домашней работе вам предстоит закрепить эту орфограмму, выполняя упражнение №272. Откроем учебник на стр.108 и прочитаем задание к нему. Всё ли вам понятно?
е) -Ну и наконец, поговорим о роли прилагательных в предложении и нашей речи. Как бы вы ответили на четвёртый вопрос плана? ( Чаще всего в предложении прилагательные бывают определениями).
- Обратимся к нашему тексту. Сколько в нём предложений? (Одно). Найдите и подчеркните в нём грамматическую основу (или основы). Работа выполняется на доске (несколько человек) и в тетрадях: снег лежит, лес чернеет, ель зеленеет, речка блестит.
-Сделайте вывод: какое это предложение по количеству грамматических основ? (Сложное)
-Подчеркните прилагательные из стихотворного текста как члены предложения. (Все они являются определениями:голубыми, великолепными, прозрачный)
-Для чего употребляются прилагательные в речи? ( Делают нашу речь выразительной, яркой, красивой, образной, эмоциональной)
5. Запись домашнего задания
6. Подведение итогов урока
Литература:
1. У чебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. для 6 класса
2. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. О.Б. Адаева, Л.И. Журавлева, М. Г. Санникова
3. Поурочные разработки по русскому языку Н.В. Егорова.
Педагогические выводы
В
соответствии с учебными целями обучающиеся повторить изученный в 5 классе
материал об имени прилагательном как части речи (значение, изменение,
синтаксическая роль, употребление в речи) и закрепить умение правильно писать
падежные окончания.
На уроке выполнялись упражнения различного типа, что позволило учащимся не
только повторить и закрепить сведения о прилагательном, но также повторить
разные виды языкового разбора: морфемный анализ, синтаксический анализ
словосочетаний, знания по лексике – подбор синонимов к прилагательным, знания
по орфоэпии – произношение некоторых прилагательных.
Урок был отмечен активностью учащихся. На поставленные вопросы в основном были
получены аргументированные ответы; школьники строили устные рассуждения;
изложение материала, подобранного учителем, позволило ученикам самостоятельно
сформулировать вывод о признаках прилагательного, его отличии от других частей
речи.
Цели урока были достигнуты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.