Конспект урока. Имя прилагательное. Повторение изученного в 5-м классе.

  • docx
  • 21.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6 кл Имя прилагательное как часть речи..docx

План-конспект урока русского языка.

Составитель: Павлова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы первой категории.

 

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

Тип урока: Урок повторение изученного материала.

 Цели урока:

 1) Образовательная - повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль, употребление в речи) и закрепить умение правильно писать падежные окончания;

2) Развивающая - создать условия для развития языковой, лингвистической и речеведческой компетентности учащихся, образного и логического  мышления, их познавательной активности и творческих способностей, обогащение активного словаря учащихся;

 3) Воспитывающая - воспитать любовь к родному языку, родной природе, творчеству мастера словесного искусства А.С.Пушкина, привить интерес к их познанию.

 

Методы и приемы: репродуктивный, слово учителя, частично-поисковый, языковой разбор; работа с учебником, таблицами.
Оборудование урока: орфографический словарь, раздаточный материал, таблица учебника.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мобилизирующий этап.

а) Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения. (Записано на доске.)

Под……………….. н..бесами

……………………. к..врами,

Бл..стя на солнце, снег лежит;

                                                    .……………. лес один черне..т,

И ель сквозь иней зелене..т,

И реч(?)ка подо льдом бл..стит.

                                                                               (    ?    )

-Прочитайте его выразительно.

-Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»).

-Запишите этот отрывок в тетрадь. (3 ученика вставляют по одному слову на доске: голубыми, Великолепными, Прозрачный)..

б) Орфографическая работа. 

- Сгруппируйте слова с одинаковой орфограммой парами, объясните их написание ебесами – коврами, блестя – блестит, чернеет – зеленеет). Какие из них являются однокоренными? (блестя – блестит)  А реч(?)ка? Найдите для неё пару среди слов в записанном отрывке (прозрачный).

в) -Какие слова в стихотворении говорят о том, что перед нами действительно зимнее утро? (Снег, иней, подо льдом).

-Назовите только слова, которые вы вставили. К какой части речи они относятся?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имена прилагательные)Запись темы в тетрадях и на доске.

г) Объявление цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе, а именно: значение, изменение, их роль в предложении и нашей речи, а также правописание падежных окончаний прилагательных.

3. Актуализация знаний и умений учащихся.

а) -Для начала вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

-Что изучает морфология? (Слова как части речи).

-Какую часть речи мы уже изучили? (Имя существительное).

-А с сегодняшнего дня мы отправляемся в государство под названием «Имя Прилагательное»           

-И будем работать по привычному для вас плану характеристики части речи

( напечатан на альбомном листе):

                                                  1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

                                                 3. Как изменяется?

              4.Каким членом предложения является?

б)  -Начнём со значения. Как бы вы ответили на первый вопрос? (Имя прилагательное обозначает признак предмета).

-Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество……).

-А теперь подберите к существительным, которые записаны на доске в столбик, признаки, выраженные именами прилагательными, и запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Постарайтесь, чтобы признаки были разными: цвет, размер, качество и т.п.

                                                                       Ветер

                                                                       снег

                                                                       облака

деревья

Сильный ветер, рыхлый снег, лёгкие облака, высокие деревья и др.)

- Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными? Обозначьте их соответствующим значком Ï.

в) -Какие ещё слова в стихотворении, кроме прилагательных, помогают нам увидеть картину зимнего утра «в цвете»? (Чернеет, зеленеет).

-К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы). Почему вы так решили? ( Они отвечают на вопрос: что делает?).

-А на какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Это  уже второй вопрос плана).

 (Какой? Чей?).

-Давайте поиграем! Встаньте! Я буду называть однокоренные слова. Если вы услышите среди них имена прилагательные, то присядьте на корточки. Не забывайте про вопросы! Заодно и разомнёмся немного. Всем ли понятно условие игры?  

-Зима, зимний, зимовать, зимостойкий, зимовка, зимой, зимоустойчивый.

г) -А теперь настала пора вспомнить, как же изменяются имена прилагательные. (Третий вопрос нашего плана)

-Сравните слова голубыми и прозрачный сначала по признаку числа, а затем -  падежа. Как правильно определить эти признаки  у прилагательных? (Сначала найти имена существительные, от которых зависят эти прилагательные) Далее учащиеся надписывают в тетрадях над словами: голубыми – мн.ч., Т.п.; прозрачный – ед.ч., И.п. Сделайте 1-ый вывод. (Как и существительные, от которых они зависят, прилагательные изменяются по числам и падежам)

-Сравните прилагательные в словосочетаниях  прозрачный лес и прозрачная даль. Укажите над прилагательным прозрачный  его род (м.р.). Сделайте 2-ый вывод. (В отличие от существительных, прилагательные изменяются ещё и по родам)

д) -Повторим орфограмму №19. Найдите её на переднем форзаце учебника. Прочитайте её название, содержание и обозначение.

-Какое из трёх прилагательных в тексте имеет ударное окончание? (Голубыми). Можно ли в нём сделать ошибку? Выделите окончание, поставьте ударение.

-Объясните правописание окончаний в двух других прилагательных, выделите их.

-В домашней работе вам предстоит закрепить эту орфограмму, выполняя упражнение №272. Откроем учебник на стр.108  и прочитаем задание к нему. Всё ли вам понятно?

е) -Ну и наконец, поговорим о роли прилагательных в предложении и нашей речи. Как бы вы ответили на четвёртый вопрос плана? ( Чаще всего в предложении прилагательные бывают определениями).

- Обратимся к нашему тексту. Сколько в нём предложений? (Одно). Найдите и подчеркните в нём грамматическую основу (или основы). Работа выполняется на доске (несколько человек) и в тетрадях: снег лежит,   лес чернеет, ель зеленеетречка блестит.

-Сделайте вывод: какое это предложение по количеству грамматических основ? (Сложное) 

-Подчеркните прилагательные из стихотворного текста как члены предложения. (Все они являются определениями:голубымивеликолепнымипрозрачный)

-Для чего употребляются прилагательные в речи? ( Делают нашу речь выразительной, яркой, красивой, образной, эмоциональной)

5. Запись домашнего задания

6. Подведение итогов урока 

Литература:

1.      У чебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. для 6 класса

2.      Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. О.Б. Адаева, Л.И. Журавлева, М. Г. Санникова

3.      Поурочные разработки по русскому языку Н.В. Егорова.

 

Педагогические выводы

В соответствии с учебными целями обучающиеся повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль, употребление в речи) и закрепить умение правильно писать падежные окончания.
На уроке выполнялись упражнения различного типа, что позволило учащимся не только повторить и закрепить сведения о прилагательном, но также повторить разные виды языкового разбора: морфемный анализ, синтаксический анализ словосочетаний, знания по лексике – подбор синонимов к прилагательным, знания по орфоэпии – произношение некоторых прилагательных.
Урок был отмечен активностью учащихся. На поставленные вопросы в основном были получены аргументированные ответы; школьники строили устные рассуждения; изложение материала, подобранного учителем, позволило ученикам самостоятельно сформулировать вывод о признаках прилагательного, его отличии от других частей речи.
Цели урока были достигнуты.

 


 

Посмотрите также