Конспект урока истории России в 8 классе
по теме «Екатерина I и Петр II»
Цель урока: охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику российских государей в 1725-1730 годах.
Задачи:
• формирование
основ общественно-политических, гуманитарных знаний об эпохе дворцовых
переворотов;
• вырабатывать умения систематизировать и анализировать
полученные знания;
• развитие навыков отбора самого главного и существенного в
материале, концентрации внимания, логического мышления;
• способствовать нравственно-патриотическому воспитанию
школьников;
• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с учебником.
Основные термины и понятия:
Дворцовые перевороты, фаворит.
Оборудование и материалы: Схема «Дворцовые перевороты», рабочие листы урока с заданиями, презентация «Дворцовые перевороты», кадры из фильма С.Дружининой «Дворцовые перевороты», учебник «История России XVIII век», 8 класс, В.Н.Захаров, Е.В.Пчелов.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Тип урока – урок открытия нового знания
1 этап. Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока
1. Оргмомент
2. Просмотр отрывка № 1 из фильма «Дворцовые перевороты».
Слайд 1.
3. Обсуждение отрывка:
- Какое историческое событие иллюстрирует просмотренный отрывок?
(Отсутствие завещания Петра)
- Но мы с вами закончили изучение эпохи Петра Великого и на прошлом уроке начали новую тему. Какое отношение этот отрывок из фильма имеет к нашей новой теме?
(главная причина дворцовых переворотов)
- Какую историческую неточность вы увидели в этом отрывке? (Письменное завещание)
Слайд 2.
-Назовите хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов (1425-1762)
- Посмотрите на слайд и определите, чье правление мы будем изучать сегодня?
Слайд 3 – тема урока
- Ребята, зная тему, определите, каковы цели нашего урока.
4. Формулирование учащимися целей урока.
Цели:
1. Изучить основные мероприятия правления Екатерины I и Петра II.
2. Оценить итоги правления Екатерины I и Петра II.
3. Научиться соотносить мероприятия и правителя, при котором они осуществлялись.
4. Научиться соотносить исторических деятелей и периоды правления Екатерины I и Петра II.
Слайд 4.
5. Планирование видов деятельности – план урока. Выберите из списка в ваших рабочих листах, какие виды деятельности нам сегодня помогут достичь целей урока.
План урока: (на доске)
II этап. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.
Планирование и организация работы групп.
III этап. Изучение нового материала – работа в группах.
IV этап. Первичное закрепление знаний -публичное выступление групп.
1 группа – отрывок №2 из фильма.
2 группа – Слайды 5, 6, 7, 8.
3 группа.
4 группа - отрывок №3 из фильма.
5 группа – Слайды 9, 10, 11, 12.
6 группа – Слайды 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.
- Постановка проблемы на следующий урок – Слайд 21.
V этап. Контроль и самопроверка знаний – выполнение самостоятельной работы.
Организация самопроверки по эталону. Слайды – 22, 23, 24, 25, 26. 27, 28.
VI этап. Рефлексия.
- Ребята, проанализируйте причины своих затруднений. Как вы будете их ликвидировать?
VII этап. Информация о домашнем задании: § 9, задание 1. Сообщение об Э. Бироне. – слайд 29.
Приложение
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Систематизация учебного материала.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Анализ проблемных ситуаций.
- Работа с исторической картой.
- Подготовка и защита проектов.
- Работа с иллюстративным материалом.
- Учебный диалог.
- Составление рассказа.
- Составление исторического портрета.
- Работа с учебником и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников);
- Подготовка и публичное выступление
- Самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности;
- Взаимооценка учебной деятельности.
- Оценка учителем учебной деятельности
- Рефлексия
Формы организации самостоятельной работы:
· индивидуальная ;
· фронтальная;
· групповая.
Рабочий лист урока
Тема: Личность Екатерины I.
Задание группе:
Сформируйте своё впечатление о личности Екатерины I, используя материал параграфа и текст документа.
Учебник – стр. 60, 1 абзац.
Документы:
1. Биографический справочник.
Екатерина I (Марта Самуиловна Скавронская, Екатерина Алексеевна Михайлова; (1684-1727) — российская императрица с 1721 как супруга царствующего императора, с 1725 как правящая государыня; вторая жена Петра I Великого, мать императрицы Елизаветы Петровны.
Марта (и еще около 400 человек) попала в русский плен в 1702 г. после взятия крепости Мариенбург фельдмаршалом Шереметевым. Известно, что Петр 1-й встретил Марту именно в доме князя, где девушка работала служанкой. Марта получает православное имя, обучается грамоте, чтению и наукам, и приносит мужу 6 дочерей и 2 сына, из которых дожила до взрослого возраста только одна — Елизавета. В 1724 году в честь жены Петр создает орден и спустя 10 лет будущую государыню коронуют в столице в Успенском соборе. Коронация происходит в результате отмены былого порядка престолонаследия и дворцовых переворотов. Екатерина 1-я взошла на русский престол в ходе гвардейского мятежа 28 января 1725 г., став первой женщиной, правившей Россией.
Простой народ любил императрицу за то, что она сострадала несчастным и охотно помогала им. При ней были уменьшены подати и помилованы многие заключенные и сосланные. В её передних постоянно толпились солдаты, матросы и ремесленники: одни искали помощи, другие просили царицу быть у них кумой. Она никому не отказывала и обыкновенно дарила каждому своему крестнику несколько червонцев. Сама императрица любила веселье и развлечения.
2. Историк С.Ф. Платонов.
« Энергичная и умная жена Петра была в высшей степени замечательной женщиной в узкой среде семейных и частных отношений, но не стала заметным деятелем в широкой сфере государственной жизни. Ей не хватало ни образования, ни привычки к делам, и потому она скрывалась за личностью талантливого Меншикова, который, пользуясь расположением и доверием императрицы, стал полным распорядителем дел, временщиком.»
План подготовки выступления группы № 1:
Годы жизни |
Путь к престолу |
Качества личности, способности |
|
|
|
Рабочий лист урока
Тема: Внутренняя и внешняя политика Екатерины I.
Задание группе: перечислите мероприятия внутренней и внешней политики Екатерины I, используя материал учебника и документ.
Учебник: стр. 60-61, 1 подзаголовок.
Документ: Справочные материалы.
- Екатерина продолжила дело Петра:
В феврале 1725 года дала поручение В. Берингу снарядить мореходную экспедицию к берегам Камчатки. В мае 1725 года учредила кавалерственный орден Александра Невского. В декабре 1925 года официально открыла Академию Наук.
- Вся власть Екатерины ограничивалась проставлением подписи на документах, которые ей подавали ее влиятельные фавориты. Ей была неинтересна жизнь подчиненных. Однако императрица следила за русским флотом, поскольку при жизни мужа она активно участвовала в сборах и всех крупных военных операциях.
- Царствование началось с понижения подати из-за увеличения цен на хлеб из страха народных восстаний. Также во время царствования была понижено значение Сената и ликвидированы местные виды органов (вместо них введен совет с воеводами), создана генералитетная и флагманская комиссия для заботы о русском войске.
Документ: Справочные материалы.
- За 2 года правления Екатерины I не велись большие войны.
-Западное направление. Что касается Европы, то Россия ухудшила отношения с Данией и Англией. В результате в 1726 году Россия примыкает к Венскому союзу (Австрия, Пруссия, Испания).
- Юго-восточное направление. Россия добилась уступок от Турции и Персии на Кавказе, и завладела Ширванской областью.
- Дальневосточное направление. В октябре 1725 года отправила графа Савву Владиславовича в Китай для установления прочных границ и для распространения взаимной торговли.
План
подготовки выступления группы № 2:
Внутренняя политика |
Внешняя политика |
1. |
1. |
Рабочий лист урока
Тема: Итоги правления Екатерины I.
Задание группе: назовите причины раннего ухода Екатерины I из жизни и особенности ее эпохи, используя справочные материалы и учебник.
Учебник: стр. 60, 3 абзац.
Документ: Справочные материалы.
- Екатерина I правила недолго. Балы, празднества, застолья и кутежи, следовавшие непрерывной чередой, подорвали её здоровье, и с 10 апреля 1727 императрица слегла. Кашель, прежде слабый, стал усиливаться, обнаружилась лихорадка, больная стала ослабевать день ото дня, явились признаки повреждения лёгкого. Царица скончалась в мае 1727 года от осложнений абсцесса лёгкого. Правительству пришлось срочно решать вопрос о престолонаследии.
- Императрицу интересовали только балы и маскарады, смотры и прогулки по Неве, пиры и прочие развлечения.
- Историк Н.И. Костомаров: «…Болезнь мучила Екатерину с зимы; весною она усилилась; 16 апреля все думали, что императрица тогда же скончается... Тогда по приказанию императрицы велено было раздать бедным 15 000 рублей, выпустить из тюрем заключенных и молиться в церквах о государыне. В то время, когда все ожидали, что Екатерина I испустит дыхание, с нею сделался сон, продолжавшийся пять часов, и после того ей стало как будто легче; появилась слабая надежда на выздоровление. Около больной императрицы неотступно находилась ее дочь Анна Петровна. В первых числах мая врачи заметили, что у императрицы образовался в легких нарыв. Этот нарыв прорвался, и 6 числа мая, в девятом часу пополудни, Екатерина скончалась тихо и спокойно… Екатерина скончалась кстати, оставив по себе в истории светлое воспоминание — как многолетняя спутница великого русского государя, нежно им любимая, и как добрая женщина, всегда, насколько было возможно, готовая облегчить чужие бедствия и никому не делавшая зла…»
«…можно признать к ней за особенную милость Провидения, что она пережила своего супруга только двумя годами и тремя месяцами. Кто знает, что ожидало бы ее в этом омуте козней сталкивавшихся между собою временщиков, коварных себялюбцев, алчных корыстолюбцев, старавшихся один другого утопить, чтоб самому стать повыше. Во всяком случае, ей предстояла роль не блестящая, скорее жалкая, а может быть, и плачевная. Судьба избавила ее от этого искушения…»
План подготовки выступления группы № 3:
Причины смерти императрицы |
Оценка историка |
|
|
Рабочий лист урока
Тема: Личность и мероприятия Петра II.
Задание группе:
Сформируйте своё впечатление о личности Петра II и его мероприятиях , используя материал параграфа и текст документа.
Учебник – стр.61, 2 абзац; стр. 63.
Документы:
1. «…Постепенно Пётр II становится нетерпимым - то горяч и вспыльчив, то ревнив и мрачен.» А.И. Алексеева.
2. «Молодой царь... начал показывать в своём характере такие черты, что иностранцы, следившие за ходом дел при дворе, находили, что в некоторых случаях Пётр Второй напоминал своего деда Петра Первого, именно тем, что не терпел никаких возражений и непременно требовал, чтоб всё делалось вокруг него так, как ему хочется... Пётр день ото дня становился своенравнее, у него уже являлась наклонность к жестокости.» Н.И. Костомаров.
3.«…мальчик стал упрям, повелителен, он не терпит противоречий».
С.М. Соловьев.
Справочные материалы:
1. По завершении коронации император остается в Москве, куда переезжает императорский двор и иностранные дипломаты. Здесь же находился и Верховный тайный совет. Перенос столицы в Москву вполне соответствовал чаяниям родовой аристократии.
2. Петр практически не занимался государственными делами. Хотя во внутренней политике была несколько упорядочена налоговая система, повышен статус Малороссии в рамках Российской империи, лифляндскому дворянству было возвращено право созывать собственный сейм, а духовенству запрещено носить мирскую одежду.
3. После выздоровления А. Меншикова был объявлен указ о его преступлениях, в том числе казнокрадстве, произволе и самоуправстве. Меншиков лишался всех должностей и наград, все его огромное имущество было конфисковано, а сам он отправлен в ссылку.
4. Осенью 1729 года Петр познакомился с сестрой своего фаворита Ивана Алексеевича Екатериной Долгорукой. Уже в ноябре было объявлено об их помолвке, венчание назначили на 19 января 1730 года, повелев до того времени именовать Екатерину Долгорукую «ее высочеством, государыней-невестой».
План подготовки выступления группы № 4:
Качества личности |
Мероприятия |
|
|
Рабочий лист урока
Тема: Влияние окружения. Итоги правления.
Задание группе:
Выясните, кто и как оказывал влияние на Петра II , найдите в документе итоги его правления, используя материал параграфа и текст документа.
Учебник – стр.60, 3 абзац;
стр. 61, 3 абзац;
стр. 63, последний абзац;
стр.64, 1 абзац.
Документ:
- «Все в России в страшном расстройстве, – доносили иностранные посланники своим дворам, – царь не занимается делами и не думает заниматься; денег никому не платят, и бог знает, до чего дойдут финансы; каждый ворует сколько может. Все члены Верховного совета нездоровы и не собираются; другие учреждения также остановили свои дела; жалоб бездна; каждый делает то, что ему придет на ум. Об исправлении всего этого серьезно никто не думает, кроме барона Остермана, который один не в состоянии сделать всего». В этих известиях была правда.»
С.М.Соловьев об итогах правления Петра II.
План подготовки выступления группы № 5:
Кто оказал влияние на юного царя |
Причины ранней смерти |
Итоги правления для страны |
1. В начале правления ________________
2. В конце правления ________________ |
|
|
Рабочий лист урока
Тема: Причины отставки А.Д. Меншикова.
Задание группе:
Сформулируйте причины отставки А.Д. Меньшикова, коротко опишите ссылку и судьбу детей, используя материал параграфа и текст документа.
Учебник – стр. 61-62.
Документы:
Историк С.М. Соловьев.
В 1718 г. Меншикову поручили прорыть канал от Волхова к началу Невы. На строительство затратили более двух миллионов рублей. Деньги исчезли, канал не построили.
Меншиков имел монополию на добычу "морского зверя" на Белом море. А еще люди Меншикова за бесценок скупали у местных жителей все "морское" и по монопольным ценам продавали всем желающим…
Историк Костомаров Н.И.
3. « Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная».
Петр I о Меншикове после смерти Лефорта.
План подготовки выступления группы № 6:
Причины отстранения от власти |
Место ссылки |
Судьба семьи Меншикова |
|
|
|
Самостоятельная работа
Класс ______ ФИ ___________________
1. Эпоха дворцовых переворотов длилась с:
1) 1682-1689 гг.
2) 1700-1721 гг.
3) 1730-1740 гг.
4) 1725-1762 гг. Ответ:____________________(1 балл)
2. Кто из указанных монархов правил раньше остальных?
1) Екатерина II
2) Елизавета Петровна
3) Петр II
4) Анна Иоанновна Ответ:__________________(1 балл)
3.Запишите термин:
«Придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику».
Ответ:______________________( 1 балл)
4. Соотнесите правителя и событие:
1. Екатерина I А. Создание Кабинета министров
2. Петр II Б. Создание Верховного Тайного Совета
3. Анна Иоанновна В. Отстранение А.Д. Меньшикова
Ответ:_______________________(2 балла)
5. Установите соответствие(правители и фавориты)
1. Екатерина А) И. Долгорукий
2. Петр Б) А.Г. Разумовский
3. Елизавета Петровна В) А.Д. Меньшиков
Ответ:______________________(2 балла)
6. Ответьте на вопросы к документу.
«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, там он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей, любимец Петра Великого».
1)К какому веку относятся описываемые события? __________________(1 балл)
2) Кого автор называет «бывшим повелителем России», «бывшим генералиссимусом», выдающимся государственным деятелем? _________________________(1 балл)
3) Что послужило причиной «несчастья», «отчуждения», опалы этого государственного деятеля?___________________________________________________________
___________________________________________________________(1 балл)
Баллы________ Отметка_______
Шкала перевода баллов:
9-10 баллов – отметка 5
8 баллов – отметка 4
6-7 баллов – отметка 3
Рабочий лист урока № 1
1. Материал для построения плана урока
1 этап урока |
2 этап урока |
3 этап урока |
1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Просмотр учебных фильмов. 3. Анализ графиков, таблиц, схем. 4. Работа с исторической картой. 5. Работа с иллюстративным материалом. 6. Работа с учебником и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников).
|
1. Учебный диалог 2. Составление рассказа. 3. Составление исторического портрета. 4. Систематизация учебного материала. 5. Подготовка и защита проектов. 6. Подготовка и публичное выступление
|
1. Самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности; 2. Взаимоконтроль и взаимооценка учебной деятельности. 3. Оценка учителем учебной деятельности 4. Рефлексия
|
Формы организации самостоятельной работы:
Рабочий лист урока № 2
6 группа
Тема: Причины отставки А.Д. Меншикова.
Задание группе:
Сформулируйте причины отставки А.Д. Меньшикова, коротко опишите ссылку и судьбу детей, используя материал параграфа и текст документа.
Учебник – стр. 61-62.
Документы:
Историк С.М. Соловьев.
В 1718 г. Меншикову поручили прорыть канал от Волхова к началу Невы. На строительство затратили более двух миллионов рублей. Деньги исчезли, канал не построили.
Меншиков имел монополию на добычу "морского зверя" на Белом море. А еще люди Меншикова за бесценок скупали у местных жителей все "морское" и по монопольным ценам продавали всем желающим…
Историк Костомаров Н.И.
Петр I о Меншикове после смерти Лефорта.
План подготовки выступления группы № 6:
Причины отстранения от власти |
Место ссылки |
Судьба семьи Меншикова |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.