Конспект урока истории на тему: "Символы России"

  • doc
  • 12.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок истории. Символы России..doc

Конспект учебного занятия
с использованием ЦОР

Город: Магнитогорск

Учитель:  Попова   Галина    Владимировна

   Класс: 4 

  Тема учебного занятия: Урок истории « Государственная символика России»

 Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: Комбинированный урок.

Цели учебного занятия:

1.Формировать представление о государственных символах.

2.Развивать познавательный интерес, умение делать выводы, анализировать.

3.  Воспитывать любовь к своей Родине, уважение к традициям своего народа.

Оборудование: компьютерный класс (локальная сеть), ЦОР «Природа, человек, общество».

Дидактические материалы к учебному занятию:

1.А.А.Плешаков Мир вокруг нас 4 класс (часть 2).

2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка.

3.О.И.Дмитриева, О.А.Мокрушина Поурочные разработки по курсу Окружающий мир.(4 класс)

4. Энциклопедия по истории.

Ход учебного занятия:

1. Организация начала урока 2 мин.

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Организация внимания и внутренней готовности…

 

Умение организоваться

словесный

фронтальный

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие,  проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Мы о символах России

Речь сегодня поведем.

Подготовка к работе.

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. 10 мин.

Цель этапа: Обобщить знания учащихся.

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Федерация

Государство

Символ

Государственные символы России

 

Работать со словарем.

Беседа

Коллективная.

 Природа, человек, общество. Россия - наша Родина. Символика России. Фотоальбом.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Тема урока «Государственная символика России»

-Как понимаете, что такое

государство?

-Как называется государство, в котором мы живем?

(На доске)

Россия, Российская Федерация (РФ)

-Как понимаете, что такое «Федерация»?

Работа со словарем.

Покажите на карте границы Российской Федерации.

- Назовите столицу России. Покажите на карте.

 

 -Кто является главой государства?

 

-Как зовут президента России? (показ портрета)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы будем говорить о символах России.

А что такое символ?

-Государственный символ?

-Какие символы России вы знаете?

- Да, у каждой страны есть три обязательных  символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это: герб, флаг, гимн.

В декабре 2000г. они были узаконены.

-Где можно увидеть герб?

 

 -Где можно увидеть флаг?

 

Записывают тему.

Отвечают на вопросы.

Россия, Российская Федерация.

Ищут определения в словаре, отвечают на вопросы.

«Федерация»- это государство, состоя­щее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств.

Работают с физической картой мира.

Москва.

Президент России.

 Путин Владимир Владимирович.

 

-Это условный знак, обозначение.

-Государственный знак.

Герб, флаг, гимн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-На официальных бумагах, флагах, монетах, печатях.

 

- На кораблях, Доме правительства…

 

 

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.  12 мин.

Цель этапа: Познакомить с основными государственными символами современной России.

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Герб

Флаг

Гимн

 

Работать в группе, анализировать,

делать выводы.

Репродуктивный, Частично-поисковый.

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Природа, человек, общество. Россия - наша Родина. Символика России. Фотоальбом

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 

- Сейчас мы будем работать в группах. (Класс делится на 3 группы по интересам)

1 группа - объяснить при помощи дополнительной литературы смысл слов - «герб», «флаг»

2 группа - смоделировать герб России

из данных двух составных частей: изображения двуглавого орла и  изображения герба Москвы.

Подготовить рассказ о гербе России.

3 группа – раскрасить флаг России. Подготовить рассказ о флаге.

 (заранее подготовить 3-х учеников, которые дополнят ответы детей.)

Приложение №1.

-Есть еще один из важнейших символов России - государственный гимн. Что такое гимн?

-Где и когда можно услышать гимн?

-Как слушают гимн?

- Давайте послушаем аудиозапись гимна России. Автор слов-поэт С.В.Михалков, Музыка- композитора А.В.Александрова. Можно подпевать. Слова лежат на парте.

 

-Как оценивается в гимне наша страна?

-Чем она славна?

-Почему мысль об Отчизне в гимне связана с мудростью предков?

-О каком союзе говориться в тексте гимна?

(дополняет заранее подготовленный ученик) Приложение №1.

 

Рассаживаются по группам.

Ø Работают со словарем. Находят и выписывают объяснение смысла слов -«герб», «флаг».

Ø Работают с моделями, составляют рассказ о гербе России.

Ø Раскрашивают флаг России, составляют рассказ о флаге.

Отчет каждой группы о проделанной работе.

Работают со словарем.

 

На соревнованиях, встречах президента…

 

Стоя.

 

 

Поют.

Гимн России

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава

-Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете!

Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля.

Припев.

Широкий простор

для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Отвечают на вопросы.

 

4. Этап первичной проверки понимания изученного.  10 мин.

Цель этапа: Закрепление основных понятий.

 

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Герб

Флаг

Гимн

 

Обобщать, делать выводы.

Репродуктивный

Коллективная, самостоятельная работа.

Природа, человек, общество. Россия - наша Родина. Символика России. Фотоальбом

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа с учебником с.168-172.

Блицтурнир

-Что такое символ?

-Назовите государственные символы России.

-Когда они появились?

-Какое старинное русское название флага?

- Какого цвета флаг России?

- Что такое «гимн»?

 

- Кто написал музыку и слова?

 

 

- Где можно услышать гимн?

 

-Что такое герб?

 

 

-Что изображено на гербе России?

 

 

 

Сравните рисунки.

-В чем сходство современного герба и изображение на печати Ивана III?

 

 

 

-Отличительный знак

-Герб, флаг, гимн.

 

-Еще в древности.

- Стяг

- Три полосы: белый, синий, красный.

- Торжественное музыкальное произведение.

-Автор слов-поэт С.В.Михалков, Музыка- композитора А.В.Александрова.

 -На соревнованиях, встречах президента…

- Отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу, государству.

-двуглавый орел, под 3-я коронами, в лапах – скипетр и держава; серебряный всадник на коне, поражающий копьем черного дракона.

-Изображен двуглавый орел.

5. Этап   закрепления  новых знаний.  -8мин.

Цель этапа: Развитие мышления, фантазии, воображения.

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Государственные символы России

 

Умение фантазировать

Поисковый

 

Практическая работа, групповая работа.

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Группа №1 Придумывает и рисует герб своего класса.

Группа №2.  Придумывает и рисует герб своей школы.

Группа №3  Придумывает и рисует герб

своей семьи.

 

Работа в группе.

 

 

 

Герб  4- б класса:

Герб школы:      Герб семьи:

       

 

5. Этап  рефлексии 3мин.

Цель этапа: Подвести итог урока.

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Герб

 

 

индивидуальная, групповая.

 

Деятельность учителя

Подведение итога. Выставка рисунков.

Деятельность ученика

Защита работ.

Приложение №1

      Герб России.

 Государственный герб - законодательно утвержденная, геральди­чески оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государствен­ный герб является внешним признаком суверенитета и международ­ного признания.

Слово «герб» происходит от немецкого егЪе, что значит наслед­ство. Государственный герб Российской Федерации - золотой дву­главый орел в красном поле.

Из федерального закона «О гербе Российской Федерации: «Госу­дарственный герб Российской Федерации представляет собой четы­рехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым ор­лом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соеди­ненными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем пла­ще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

Двуглавый орел - один из древнейших символов. Происходит он из стран Древнего Востока. В XI в. двуглавый орел становится эле­ментом восточного орнамента особенно на тканях. В XIV веке он встречается на медных монетах золотоордынского хана Джани-бека (1341-1357). В период крестовых походов двуглавый орел рас­пространяется по Европе. Со времен Штауфенов двуглавый орел

стал королевским гербом.

В пределах Византийской империи двуглавый орел выступал в качестве как светской, так и религиозной эмблемы. Однако гербом в Византии он так и не стал. В отличие от Византии, во многих южно­славянских и соседних с ними странах (Сербии, Болгарии, Черного­рии, а также Албании и Румынии) двуглавый орел служил именно

гербом.

Рождение двуглавого орла в символике России относится к жало­ванной грамоте Ивана III - меновой и отводной (определявшей гра­ницы земель), данной в июле 1497 г. его племянникам. К ней была привешена печать великого князя. На лицевой ее стороне с изобра­жением всадника, поражающего дракона, в круговой надписи распо­лагались имя и начало титула великого князя: «ИОАНЪ БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ», а на обороте - двуглавый дважды коронованный орел с распростер­тыми крыльями. Принятие двуглавого орла в качестве символа Рос­сии связано с идеей провозглашения Москва третьим Римом (преем­ницей Византии).

Впоследствии в герб вносились многочисленные изменения (свя­занные, прежде всего, с введения в него титульных гербов), не ме­нявшие его общего вида.

Последний раз в царской России герб был утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: «В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой при-волоке (мантии) на серебряном, покрытом багряною тканью, с золо­той бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым с восьмиконечным крестом наверху, копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положен­ные золотые скипетра, соединенные Андреевскую лентою».

После Февральской революции государственный герб в старом виде перестал употребляться. С принятием Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. введен новый государственный герб - герб РСФСР: изображение серпа и молота на фоне земного шара в окружении ко­лосьев, перевитых лентой с надписью «Пролетарии всех стран, со­единяйтесь!» на нескольких языках. Позднее рисунки гербов РСФСР и СССР менялись.

Государственный флаг России.

 Наряду с государственным гербом официальным символом госу­дарства является государственный флаг. Его описание и положение

о нем устанавливается законодательными актами. Международное сообщество выработало целый ряд общих норм по отношению к флагам. Важнейшая из них - взаимное уважение. Посягательство на полотнище другого государства однозначно воспринимается во всем мире как знак неуважения и враждебности.

Флаги ведут свое происхождение от знамен, штандартов. Знамена -символы объединения и власти. К первым относятся знамена организа­ций, воинских частей и соединений, флаги государственные, нацио­нальные, морские; ко вторым - императорские, царские, королевские, президентские...

Самое раннее известие о знамени с полотнищем датируется 1122 г. до н. э. временем китайского императора Чоу.

Штандарты прошлого представляли собой шест с фигуркой пти­цы или зверя на вершине, которые ассоциировались со скоростью, силой или боевым духом. Такие штандарты впервые появились на Ближнем Востоке примерно 5000 лет назад. Египтяне тоже исполь­зовали такие штандарты как при передвижении по земле (их несли в руках или прикрепляли к повозкам) так и на море. Различные облас­ти царства имели свои штандарты - к примеру, провинция Ибис обозначалась вырезанным ибисом. Некоторые фигуры представляли богов или духов-охранителей; предполагалось, что их присутствие может охранить в пути и принести победу. Древние стеллы повест­вуют, что любимой эмблемой ассирийцев было изображение их бога Ашшура в виде лучника, натягивающего стрелу. Согласно Библии, племена древнего Израиля собирались на собрания под штандартом, хотя его точная форма не установлена.

Самым первым римским штандартом быв манипулус (дословно -«ручной»), который представлял собой связку соломы, закреплен­ную на копье; она служила сигналом для сбора солдат манипула (подразделения легиона), а также средством связи. Позднее каждый манипул стал нести свою собственную эмблему с животным (таким, как лошадь или волк) на древке.

Принятый в 1991 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней -красного цвета. Государственный флаг Российской Федерации под­нимается на зданиях органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубе­жом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств и т.д. Трехцветный Государственный флаг Российской Федерации восходит к флагу, введенному Петром I. Го­сударственный флаг СССР представлял собой красное прямоуголь­ное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золо­тых серпа и молота и красной 5-конечной звезды, обрамленной зо­лотой каймой, над ними.

Гимн.

Гимн в переводе с греческого -  торжественная песня. В России долго не было своего гимна. Во времена Петра І и Екатерины ІІ в качестве гимна использовались разные музыкальные произведения, например, полонез Козловского на слова Державина “Гром победы раздавайся”: впервые он был исполнен на празднике в Петербургском доме Г.А.Потемкина в честь взятия Измаила (1791). С 1816 года официальным в России стал английский гимн. И только в 1833 году по указанию императора Николая І композитор А.Ф.Львов написал русский национальный гимн. Особенно необычна история создания текста. Первая строчка текста является точным переводом английского гимна “Боже, храни короля”, две следующие принадлежат Пушкину, который еще в 1816 году сделал первый оригинальный перевод английского текста. А в 1833 году В.А.Жуковский дополнил и закончил текст гимна, который получил название “Молитва русского народа”. Первое публичное слушание этого произведение состоялось в 1833 году в Большом театре, и имел огромный успех. Вскоре после этого указом императора Николая І гимн “Боже, царя храни” был объявлен официальным и являлся таковым до 1917 года. В советское время (с 1917 по 1943г.г.) Государственным гимном был “Интернационал”- международный пролетарский гимн (текст Э.Потье, музыка П.Дегейтера).Музыку второго гимна СССР написал А.В.Александров на основе своей песни “Гимн партии большевиков”; авторами текста были С.В.Михалков и Г.Г.Эль-Регистан. Впервые гимн прозвучал по радио 1 января 1944г. 10 лет (с 1991 и до 2001г.г.) в качестве гимна в России исполнялась музыка из оперы М.И.Глинки “Жизнь за царя”. 12 января 2001 года Государственным гимном снова стало произведение с модифицированным, современным текстом С.В.Михалкова на музыку А.В.Александрова. Текст гимна утвержден Государственной думой и Президентом.