Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами"

  • docx
  • 25.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.docx

История Средних веков. 6 класс

1. Тема урока: Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

2. Тип, вид/форма урока: Урок изучения нового материала

3. - Цели урока

-сформировать представление о личности и деятельности императора Юстиниана в Византии

    - Задачи

а) предметные:

-объяснить особенности развития Византии

-раскрыть сущность реформ и войн Юстиниана  

б) метапредметные:

-развитие умений работать с источниками, анализируя материал

в) личностные:

- сформировать оценочное суждение о роли личности Юстиниана

4. Оборудование: учебник: Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А. А. Сванидзе. — М. : Просвещение,. — 288 с., 2018 портреты Юстиниана, иллюстрации «Реформы Юстиниана», фильм» Византия при Юстиниане (рус.) История средних веков» https://www.youtube.com/watch?v=DoSQaT5bcsE

5. Основные понятия, даты, персоналии урока: Юстиниан, 527—565, Византия, Свод  гражданского права

6. План:

1. Византия и ее столица

2. Император Юстиниан и его реформы

3. Войны Юстиниана

4. Вторжение арабов

7. Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: добрый день, ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении, поскольку нам с вами предстоит очень сложная, но в то же время очень интересная работа, давайте начнем урок

II. Определение задач данного урока

Учитель: итак, ребята, мы с вами изучили очень большую тему, где рассмотрели некоторые процессы начала Средневековой Европы, а именно на западной ее части, сегодня же мы с вами начинаем изучать новый раздел, посвященный Византии, что это за государство, кто внес значимый вклад в ее развитие, нам и предстоит сегодня выснить

III. Объяснение нового материала

1. Учитель: Византийская империя возникла в результате обособления вост. части Рим. империи 330 г., Название «Византи́я» (от г. Визáнтий) условно – его ввели в оборот западноевропейские учёные. Сами жители Византии называли своё государство Романией, продолжая считать её (вплоть до османского завоевания) Римской империей, а себя – ромеями (т. е. римлянами). Константинополь-столица Византии образован в V веке

Учитель: В отличие от Западной Римской империи Византия не только устояла под натиском варваров, но и просуществовала более тысячи лет. А что случилось с Западной и когда?

Ученики: она пала в 476 г.

2.Учитель: верно, особую роль в Византии играл император, потому что в отличие от стран Западной Европы, в средневековой Византии сохранялось единое государство с императорской властью. В учебнике на стр. 48 найдите функции императора

Ученики: император был верховным судьёй, назначал военачальников и высших чиновников, принимал иностранных послов.

Учитель: верно, империя особенно расширила свои границы в правление Юстиниана. Запишем годы его правления: Юстиниан (527—565)

Учитель: поговорим о личности Юстиниана. Умный, энергичный, хорошо образованный, Юстиниан умело подбирал и направлял своих помощников. Посмотрите на слайд, как говорит о нем Прокопий Кесарийский? Какой вывод можно сделать из этих слов?

Ответы учеников:

Учитель: отлично, основным правилом Юстиниана было: «Единое государство, единый закон, единая религия», рассмотрим подробнее каким образом он внедрял в жизнь это правило. Запишем это правило

Учитель: смотрим на слайд

Что мы можем отнести к правилу «единая религия»?

Ученики: Желая заручиться поддержкой церкви, он жаловал ей земли и ценные подарки, строил много храмов и монастырей

Учитель: а «единый закон»?

Ученики: «Свод гражданского права»

Учитель: верно, а что это такое сейчас и выясним. Это законы императоров с объяснением римскими юристами, законы самого Юстиниана, собранные в один свод, запишем это в тетрадь

Учитель: посмотрите на слайд, так выглядел свод, на стр.49 найдите значение принятия этого свода.

Ответы учеников

3.Учитель: верно, но не только внутренней политикой был занят Юстиниан, он проводил разнонаправленную внешнюю, Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю в прежних границах.

Учитель: смотрим фильм, отвечаем на вопросы:

-чем закончились планы по завоеванию остготов?

-как защищались границы?

-почему Византия стала терпеть поражения в войнах?

4. Учитель: с начала VI века на Византию нападали славяне, а в VII веке с юга на владения Византии нападали арабы, которые захватили весьма обширные территории. На стр. 52 работаем с картой, какая из них относится к VI веку?

Ученики: третья

Учитель: верно, а первая показывает, что со времён Юстиниана территория империи сократилась почти втрое. Византия сохранила лишь Малую Азию, южную часть Балканского полуострова и некоторые области в Италии.

IV. Закрепление знаний

Учитель: ребята, для закрепления выполним небольшую работу, здесь на этих листах, где и задание

В_______году Восточная Римская империя стала самостоятельным государством. Ее столица_________________- был основан в __веке. Византийцы считали свое государство_________империей, а себя_________. При императоре____________ 527-565 гг. введены единые законы, издан__________________

V. Обобщение и систематизация знаний

Учитель: ребята, мы изучили особенности развития Византии, поговорили про очень значимую фигуру в истории, императоре Юстиниане, дали характеристику его личности и деятельности. Рассмотрели, как изменилась территория государства после Юстиниана и почему. Но о Византии есть еще много интересного, о чем мы поговорим на следующих уроках

VI. Подведение итогов занятия (рефлексия)

Учитель: ребята, я думаю, что мы хорошо и продуктивно поработали на сегодняшнем занятии, что очень интересного вы сегодня узнали?

VII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению 

Учитель: домашнее задание: § 6, задание 4,5 письменно


 

Посмотрите также