История Средних веков, 6 класс
1. Тема урока: Возникновение и распад империи Карла Великого
2. Тип, вид/форма урока: Комбинированный урок
3. - Цели урока:
-дать целостное представление об империи Карла Великого, ее возникновении и причинах распада
- Задачи
а) предметные:
-раскрыть этапы становления и развития империи
-выяснить причины распада империи Карла Великого
б) метапредметные:
-развитие умения анализировать материал, полученный из разных источников
в) личностные:
-сформировать оценочное суждение о роли личности Карла Великого
4. Оборудование: учебник: Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А. А. Сванидзе. — М. : Просвещение,. — 288 с., 2018, схема меловая на доске: Верденский раздел, фильм: «Империя Карла Великого. Видеозаписи Современный учитель истории»
5. Основные понятия, даты, персоналии урока: Карл Великий, 768-814 гг., 800 г.., 843 г., Верденский раздел
6. План:
1. Личность Карла Великого
2. Войны Карла Великого и покорение саксов
3. Создание империи Карла Великого
4. Причины распада империи Карла Великого
7. Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: добрый день, ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении, поскольку нам с вами предстоит очень сложная, но в то же время очень интересная работа, давайте начнем урок
II. Проверка домашнего задания в виде:
– фронтальный опрос
Учитель: ребята, какую тему мы изучили на прошлом занятии?
Ученики: христианская церковь в раннее Средневековье
Учитель: верно, давайте вспомним основные моменты нашего прошлого урока
-как можно охарактеризовать влияние церкви на государство и государства на церковь?
-кто из правителей франков первым принял христианство? Какова была цель этого?
-кто такие епископы, архиепископы, монахи, аббаты?
-назовите представителей церковной организации, начиная с первой ступени
-что представлял из себя монастырь?
-каким образом велось обучение в соборных школах?
III. Определение задач данного урока (путём перехода от предыдущего материала к новому – целеполагание, актуализация знаний, мотивация)
Учитель: отлично, молодцы. Итак, на прошлых занятиях мы вели речь о процессах, которые происходили на территории Европы в период раннего Средневековья, а именно образовании варварских королевств, одно из которых смогло выстоять и не распалось под влиянием каких-либо факторов, а именно государство франков. Мы рассмотрели то, как сформировалось и развивалось это государство сначала при Меровингах, а затем с приходом к власти новой династии. А как же сложилась судьба франкского государства, каким образом, а главное кто превратил его в империю, мы сегодня и выясним. Запишите тему сегодняшнего урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого»
IV. Объяснение нового материала
1. Учитель: прежде всего выясним, кто же такой Карл? И почему в дальнейшем его стали называть Великим? И заслуженно ли? Ответим на этот вопрос в конце урока. Запишем годы правления: Карл Великий 768-814 гг.
Учитель: посмотрите на слайд, где изображен потрет Карла, а в учебнике на стр. 27, прочтите первый абзац, ответьте на вопрос: каким человеком видели современники Карла?
Ученики: умным, смелым, прославляли его подвиги и справедливость
Учитель: сколько лет Карл был у власти?
Ученики: целых 46 лет
2. Учитель: прекрасно, таким образом, мы понимаем, что это был очень сильный человек, которому удалось сделать очень многое для своего государства, а что именно он сделал, мы сейчас и рассмотрим
Учитель: для укрепления мощи своего государства Карл проводил активную внешнюю политику, сейчас выполняем задание по видео: смотрим фрагмент и отвечаем на вопрос: кого и на каких территориях завоевал Карл? Обратите внимание на карту
Просмотр видео:
Ученики: Лангобарды в Италии, Авары на Дунае, много лет сражался против арабов в Испании
Учитель: а какое племя вело долгую и изнурительную борьбу, сколько лет она длилась?
Ученики: племя Саксов, борьба шла 30 лет
Учитель: верно, смотрим дальше, каким же образом ему удалось их покорить?
Ученики: он прибег к суровым мерам: взял много заложников, насильно их переселял
Учитель: верно, таким образом, к концу правления Карлу удалось добиться хотя бы внешней покорности саксов- самого непокорного для Карла племени.
3. Учитель: со временем территория государства Карла Великого значительно увеличилась в размерах. И в 800 году произошло очень знаковое событие, а какое сейчас узнаем, продолжаем просмотр.
Итак, что произошло в 800 году и где?
Ученики: в 800 году в Риме папа Лев III провозгласил Карла императором
Учитель: верно, почему этому событию придают мировое значение, говоря, что на территории Европы спустя несколько веков вновь появилась империя, о какой исчезнувшей империи здесь идет речь? Когда она распалась?
Ученики: о Западной Римской империи, она распалась в 476 году
Учитель: верно, каким же образом было построено управление в империи Карла? Продолжаем просмотр:
Вопросы: что такое «королевский двор»?
Марки-это
Маркграфы-это
Ответы учеников
Учитель: отлично, таким образом, мы можем сказать, четкой системы управления еще не сложилось, поскольку даже столица переезжала из города в город
4. Учитель: но империя просуществовала недолго, в 843 году из-за не усобиц, возникших между внуками Карла Великого, произошел раздел империи на несколько частей, который вошел в историю как Верденский раздел. Итак, запишем, что привело к феодальной раздробленности, но что это такое мы поговорим на следующем уроке:
843г.-Верденский раздел
И зарисуем схему:
Империя Карла Великого
Восточные земли Западные земли Италия
(Германия) (Франция)
Учитель: но почему так произошло? Записываем: Причины распада империи Карла Великого. Выделяем причины из видео
1. Разное по составу население, нет фактора объединения
2. Отсутствие экономических связей между частями империи
3. Потеря королем полноты своей власти
V. Закрепление знаний
Учитель: итак, ребята, закрепим пройденный материал:
-годы правления Карла Великого
-когда он был провозглашен императором, где?
-какие территории были завоеваны?
-почему и когда распалась его империя?
VI. Обобщение и систематизация знаний
Учитель: итак, ребята изучили тему возникновения и распада империи Карла Великого, какой вопрос мы поставили в начале урока?
Ученики: можно ли назвать Карла Великим?
Учитель: да, верно, так можем ли мы так охарактеризовать Карла и почему?
Ответы учеников
VII. Подведение итогов занятия (рефлексия)
Учитель: ребята, тема сегодня была очень сложная, но вы справились, спасибо за работу!
VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Учитель: домашним заданием у вас будет: § 3 и работа с пунктом «Каролингское возрождение», можно использовать дополнительные источники, необходимо: дать характеристику этому периоду, найти несколько произведений, которые относятся к этому времени
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.