Конспект урока "История создания повести Собачье сердце"

  • docx
  • 10.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала История создания повести Собачье сердце 9 классИКТ.docx

Тема урока «Биография М.А. Булгакова. История создания повести Булгакова «Собачье сердце»

Здравствуйте!

Посмотрите на слайд. Что изображено? Дворняга.

Вспомните произведения, в которых рассказывалось о собаках. Куприн «Белый пудель», Чехов «Каштанка», Тургенев «Муму».

Героем произведения, которое мы будем сегодня изучать, тоже будет собака. Это повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Сформулируйте тему урока: Биография М.А. Булгакова. История создания повести Булгакова «Собачье сердце»

Задачи урока:

1.Узнать биографию Булгакова.

2.Выяснить, какова история создания повести «Собачье сердце».

3.Познакомиться с главными героями повести.

 

Повесть Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. Всего за три месяца родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.

Какова биография Михаила Афанасьевича Булгакова?

Посмотрите видео о биографии писателя и ответьте на вопросы:

1.Что произошло, когда Булгакову было 16 лет? Умер отец.

2.Кем работал? Врачом.

3.В какой армии служили младшие братья Булгакова? В армии белых.

4.Куда приехал осенью 1921 года? В Москву.

5.Кто был прототипом профессора Преображенского в повести «Собачье сердце»? Профессор Покровский, который был дядей Булгакова.

6.Какое произведение было самым главным для Булгакова? Роман «Мастер и Маргарита».

 

Чем необычна жизнь Булгакова?

Предлагаю ученикам поработать с инфографикой в парах. А затем вместе нужно проверить и каждый ответ прокомментировать.

Факт

Да

Нет

Не хватает информации

1.Родился 15 мая, но День рождения праздновал 16 мая.

+

 

 

2.Булгаков родился в многодетной семье.

+

 

 

3.Его отец был профессором Киевской духовной академии.

 

 

+

4.У Булгакова не было детей.

+

 

 

5.Во время Первой Мировой Булгаков работал в театре.

 

+

 

6.Первая жена Булгакова стала прототипом Маргариты.

 

+

 

7.При жизни Булгакова роман «Мастер и Маргарита» не был опубликован.

+

 

 

8.Лишь после смерти Сталина, с 1955 произведения Булгакова стали появляться в печати и на театральной сцене.

 

 

+

 

Какова история создания знаменитой повести «Собачье сердце»?

Повесть готовилась к изданию в журнале «Недра». Прочитав текст, главный редактор отказался печатать такую откровенно враждебную к существующему политическому строю книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись «Собачьего сердца» была изъята. В первоначальном варианте книга называлась «Собачье счастье. Чудовищная история», позже она получила современное название.

Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса.

 

Произведение написано в 1926 году. Революция 1917 года привела к смене общественно – социального строя (от буржуазии власть перешла к рабочим).

Кого называли пролетариатом? Пролетариа́т — социальный класс, для которого работа по найму является по существу единственным источником средств к существованию.

В чем отличие пролетариата от буржуазии? Буржуазия — класс крупных собственников, широко использующих наёмный труд. Пролетариат — социальный класс, не имеющий средств для собственного производства, это наёмные рабочие.

 

Обратимся к тексту повести. Откроем первую главу. Текст главы учитель заранее распечатывает с сокращениями и выдаёт по одному экземпляру на парту.

Прочитайте первую главу повести «Собачье сердце» до слов «Пес собрал остаток…» и ответьте на вопросы:

1.Какая беда приключилась с собакой? Повар плеснул кипятком и обварил собаке левый бок.

2.О ком с благодарностью вспоминает пёс? О поваре графов Толстых, который подкармливал собак.

3.Что возмущает собаку? Новый повар варит суп из вонючей солонины, а люди об этом не знают.

4.Кто вышел из магазина? Господин.

5.По каким критериям пёс оценивает людей? По глазам, по одежде, по манере общения с другими людьми.

6.Как охарактеризовал пёс Филиппа Филипповича? Человек умственного труда, сытый, умный, знает свои права, не даст себя в обиду.

Какую жизнь вёл пёс? Псу жилось нелегко, он голодал, искал еду на помойках, постоянно мёрз, с ним обращались жестоко, часто били и прогоняли.

 

Что произойдёт дальше?

 Прочитайте первую главу со слов «Пес собрал остаток…» до конца и ответьте на вопросы:

1.Как пёс ест колбасу? Он давится, торопится, потому что очень голодный.

2.Кого Шарик считал опаснее дворника? Швейцара.

3.Что удивило Шарика? Господин провёл его мимо швейцара.

4.О чём узнал Филипп Филиппович от швейцара? В одну из квартир пустили четырёх жильцов.

5.Докажите, что у Филиппа Филипповича были свои привилегии. Жильцов должны были вселить во все квартиры, кроме квартиры Филиппа Филипповича. Видимо, этого человека очень ценили.

 

Что можно сказать о Филиппе Филипповиче? Какой это человек? Это интеллигентный человек, добрый, умный, влиятельный, его уважают, с его мнением считаются.

Какую роль в жизни собаки сыграл Филипп Филиппович? Он спас пса от голодной смерти.

Москва нам показана глазами собаки. Какой изображена Москва? Москва предстаёт грязной, неуютной. В этом городе царят злоба, жестокость, ненависть и хаос. Москва, которую революция вывернула наизнанку, где пролетарии «уплотняли» московские дома, в которых жили буржуи- интеллигенты. То, что эта неприглядная картина дана глазами собаки, делает её еще более ужасающей: голод, воровство, нищета, болезни, жестокость, унижения. И когда появляется «загадочный господин» и манит собаку куском колбасы, умный пес оценивает и себя и весь «мир голодных», сводя все к обобщению: «Рабская наша душа, подлая доля!» О старой Москве Шариков вспоминает с теплотой, желает Царствия Небесного барскому повару графов Толстых, за его доброту и щедрость. Тогда голодать не приходилось.

 

Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у нас получилось? Да.

Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

1.Как вы относитесь к собаке?

2.Хотели бы вы оказаться в Москве тех лет? Почему?

3.Что нового вы узнали на уроке?

 

Домашнее задание: прочитать вторую главу повести и ответьте на вопрос:  Почему жильцов квартир «уплотняли» и подселяли к ним других людей?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru