Борсук Любовь Леонидовна, учитель изо, высшая квалификационная категория, г. Новокузнецк, МБОУ СОШ №97
Тема урока: Пропорции и строение фигуры человека.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Цель урока: Создание условий для формирования представлений о конструкции фигуры человека и ее основных пропорциях.
Задачи: 1. Способствовать расширению знаний учащихся об индивидуальной изменчивости пропорций
2. Развивать творческую активность.
3. Воспитывать толерантность при работе в группах.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, наглядно-практический; фронтальная, групповая, парная.
Образовательные ресурсы: Википедия. Свободная энциклопедия.- Режим доступа:
Русская живопись.- Режим доступа:
Оборудование: Плотная белая бумага А4,карандаш, фломастеры, ластик.
Наглядно-демонстрационный материал:
Мультимедийный ряд: презентация «Пропорции и строение фигуры человека».
Зрительный ряд: карточки с изображением фигур людей, карточки с изображением силуэтов ребенка, подростка, взрослого с соблюдением пропорций.
Планируемые результаты:
Предметные |
Метапредметные (УУД) |
Личностные |
Научатся: классифицировать объекты по заданным основаниям, самостоятельно сравнивать объекты, их индивидуальную изменчивость. Получат возможность: Научиться различать условность и образность схем конструкции тела человека. Познакомятся: с пропорциями в изображении фигуры человека в разные исторические периоды |
Познавательные: Ставят и формулируют проблему урока (выдвигают версии об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью(передают в плоскостном рисунке фигуры человека в пропорции), планируют деятельность в учебной ситуации (выполнение поэтапно рисунка человека по заданному алгаритму), самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы, определяют тему (образ человека- выражение особенностей духовной культуры эпохи) Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу в сотрудничестве с учителем, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные: Проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познаватеьных задач (излагают свое мнение в диалоге, корректируют его в соответствии с мнением товарищей), организуют работу в группе, задают вопросы, формулиируют свои затруднения, предлагают друг другу помощь и сотрудничество. |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности; осознают свои интересы (умеют добиваться поставленной цели); осваивают новые социальные роли и критически их осмысливают; понимают значение знаний для человека и умения рисовать. |
Организационная структура урока:
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формируемые умения (УУД) |
Промежуточный контроль |
1. Организационный момент |
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии. |
На экране (слайд1) показаны силуэтные изображения людей разной комплекции и роста. Учитель задает вопрос: - Как вы думаете, ребята, для чего я демонстрирую эти изображения? (мы будем рисовать человека) -Да, но почему мы видим не одно изображение, а несколько? На одном- высотой все одинаковые, но разные… полные и худые… фигуры, на другом- по высоте разные (изображены разные люди: высокие и низкие,) Учитель показывает (слайд2,3,4,5) с изображением людей и расчетами пропорций человеческого тела, выполненные Л. Да Винчи, египетскими художниками и Древней Греции, А.Дюрером. -С древнейших времен ученые и художники Египта и Древней Греции, а позднее- Леонардо да Винчи и другие работали над открытием некой тайны. Вы узнаете, что это за тайна, отгадав пропущенное слово в предложении. (слайд6) На экране предложение с пропущенным словом: Леонардо да Винчи считал, что знание идеальных____________- необходимое условие для правильного изображения тела человека. Учащиеся вставляют пропущенное слово- ПРОПОРЦИЙ. (слайд7) -Правильно ребята, тема урока «Пропорции и строение фигуры человека» Мы узнаем о постоянных пропорциях тела человека и об их индивидуальной изменчивости.
|
Рассматривать изображения силуэтов фигур. Определяет их индивидуальные особенности. Отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями.
Обдумывают ответ и отвечают на вопрос. |
Фронтальная работа |
Познавательные: Сравнивать объекты. Регулятивные: Выдвигают версии об увиденном на уроке. Коммуникативные:корректируют свое мнение ( в соответствии с мнениями товарищей). Личностные: осознают свои интересы; демонстратируют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, истории; осознают готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание. |
Устный вопрос |
2. Изучение нового материала |
Наглядно-правктический, аналитический |
«Много в природе дивных сил, но сильней человека нет» Софокл («Антигона») (слайд8) Тысячелетия пытаются люди найти математическую закономерность в пропорциях тела человека. Долгое время отдельные части тела служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Еще в Древнем Египте за единицу измерения принимали длину стопы, в более поздние времена- длину среднего пальца руки. В соответствии с Каноном древнего скульптора Поликлета единицей измерения тела человека служила -голова (1/8). -Леонардо да Винчи изучал анатомию человека и сделал открытие: голова человека качественно изменяется в размерах примерно до 5 лет, далее ее изменения незначительны. Поэтому за определенную точку измерения пропорций человеческого тела он взял голову человека. Слайд.9. -Художники с древних времен пытались вычислить идеальные пропорции человеческого тела. Так А.Дюрер гравюру «Адам и Ева» создал по трактату Витрувия (1/8 высоты фигуры) с тремя канонами пропорций 1/7,1/8,1/9 Самостоятельная работа: Слайд.10, -По предложенным карточкам рассчитайте пропорции человека. Обратите внимание на соотношение головы человека к длине ног, на то как это соотношение меняется на протяжении жизни человека. Слайд.,11,12,13,14. На каждом-по полминуты.на последнем остановиться ОТВЕТЫ. Голова в теле ребенка «помещается» 5раз, подростка-6-7раз, в теле взрослого человека-7-8раз. Длина ног маленького ребенка к высоте головы-1:2, подростка-1:3, взрослого 1:4 -В настоящее время происходит изменение пропорций человека. В начале 20 век мера в -7 голов,сейчас принята мера в 8 голов, в настоящее время есть люди с пропорциями 1/9 и 1/10.Мы выбираем при изображении фигуры человека канон-меру 1/8
Дети;У новорожденного голова укладывается в тело 4 раза, у ребенк 3лет-5 раз, 7 лет-6 раз, 14 лет-7 раз Проверка научных открытий о строении фигуры и пропорций человека на практике. 1. Возьмите карандаш и на вытянутой руке установи вершину карандаша на макушке-верхней части головы, а большой палец опусти по карандашу до окончания подбородка=это высота головы- ваш модуль. Сосчитайте, сколько раз этот модуль поместился в общий рост человека. Узнали и проверили,что в тело взрослого человека входит 8 голов. 2. Вызываются по парам девочка и парень, и на примере их фигур и роста рассказываются и показываются все правила пропорций. Слайд.15 Пятиминутка. Отгадай любимого героя по силуэтам |
Выполняют зарисовки схем фигуры человека.
Анализируют пропорции человека в различных возрастных категориях и отвечают на поставленные вопросы. |
Индивидуальная работа.
Работа в паре |
Познавательные: классифицирую объекты по по заданным основаниям Регулятивные: Работают по плану, сверяясь с целью Коммуникативные: организуют работу в парах Личностные: осваивают новые социальные роли |
зарисовки |
3. Творческая практическая деятельность. |
Исследовательский |
Слайд.16 - Ребята, идеальные пропорции говорят о физическом совершенстве человека и чтобы изобразить человека, необходимо знать его пропорции. 1задание. Нарисовать человека в соответствии с рассчитанными пропорциями, создавая свой неповторимый собранный образ. (Изображение человека происходит в игровой форме в группой команде по 4-6 человек . Каждым рисуется по очереди на передаваемых листах по часовой стрелке: Голова плечи и руки, талия и ноги, одежда согласно изображению головы, аксессуары для изображенного человека) Слайд.17(возможные варианты изображения людей на слайде),
2задание. Теперь вырежьте своих героев. Я попрошу выйти ко мне и встать для показа своих творческих работ тех, кто считает свои работы выполненными на отлично. Критерии работ: соблюдение пропорций, оригинальность, аккуратность, эстетичность, цветовое решение.(обсуждение и дискуссия по самооценке и взаимооценке работ) 3 задание. Приклейте их на ленте для праздничного шествия.
|
Учащиеся рисуют силуэт человека в соответствии с пропорциями. Вырезают силуэт. Прикрепляют фигуры людей в единой бумажной ленте |
Индивидуальная работа
Работа в малых группах, в парах |
Познавательные: приобретают опыт создания художественного образа,опыт работы различными художественными материалами и в разных техниках Регулятивные: Планируют деятельность в учебной ситуации Коммуникативные: организуют работу в парах, группах,; Личностные: учатся радоваться успехам товарищей; демонстрируют ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию. |
Рисунок |
4. Итоги урока
|
Демонстрация и анализ работ |
Слайд18 -Кто-то из древних говорил: «Мы смотрим на человека глазами, а видим и любим его сердцем» -Сейчас я вам дарю эти оливковые веточки, которые дарили на Олимпийских играх в Древней Греции спортсменам за победу, а вам, чьи работы, по мнению экспертов заслуживают высшей оценки-отлично. (Поднимите веточки, чтобы я поставила оценки в журнал. ) |
Внимательно слушают. Просмотр презентации иобсуждение и оценивание работ. Узнавание в силуэтах известных героев и людей. |
Фронтальная работа
Индивидуальная работа |
Регулятивные: Оценивают результаты усвоения изучаемого материала Коммуникативные: Излагают свое мнение в диалоге Личностные: понимают значение знаний для человека |
Оценивание работ учащихся |
5. Рефлексия
|
|
Чтобы красиво изобразить фигуру человека, что необходимо знать? (Идеальные пропорции фигуры человека) -Все ли фигуры людей идеальны? - Что в создании фигуры человека оказалось самым трудным? |
Отвечают на вопрос |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.