Конспект урока по теме: Рисование с натуры. Фрукты на столе.
Тип урока: смешанный урок
Цель: Учить рисовать с натуры и по шаблону предметы круглой овальной и треугольной формы, выполняя творческую работу по теме «Рисование с натуры. Фрукты на столе » в технике акварели.
Задачи:
Обучающие:
-Формирование умения работать с шаблонами ,
-учить выполнять изображения с натуры;
-учить различать предметы по форме и цвету;
- закрепить понятие «композиция»;
- овладевать образным языком изобразительного искусства по средствам формирования художественных знаний, умений и навыков при работе с живописным материалом
Воспитательные:
- прививать интерес к изобразительному искусству
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства
- прививать аккуратность, уважение к труду.
Коррекционно-развивающие:
- развивать усидчивость,
- умения анализировать пропорции, очертания предметов
- развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов
- формировать художественно-творческую активность
- развивать пространственное, перспективное мышление
Зрительный ряд: картины русских художников (И.И.Машков «Фрукты на блюде», И.Е.Репин «Яблоки и листья»), демонстрационные карты, образец педагогического рисунка
Музыкальный ряд: Фредерик Шопен – «Осенняя мелодия», «Осенняя прогулка».
Материалы и инструменты: бумага для рисования, простой карандаш,ластик, кисти, акварельные краски, баночка с водой.
Оборудование: компьютер, телевизор, колонки, презентация, муляжи фруктов, геометрические фигуры, образец педагогического рисунка, фрукты.
Словарная работа: композиция, натюрморт.
Планируемые результаты:
Предметные: различают оттенки красок; имеют простейшие представления о понятии «композиция»; умеют анализировать форму предмета, применять цвет для достижения своего замысла; активно овладевают необходимыми .
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; отвечать на вопросы; овладевают способностью понимать учебную задачу урока; стремятся к овладению приемами творческого самовыражения, оценивать свои достижения на уроке; организовывать рабочее место
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Методическое обоснование |
Организационный момент (3 мин) |
Приветствие учащихся. -Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. На меня все посмотрели Улыбнулись и присели. Порядок на столе. Порядок в голове. И как всегда мы снова Начать урок готовы!
Проверка готовности к уроку. - Прежде чем начать урок, проверим, все ли у вас готово, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности. - Ребята, послушайте внимательно стихотворение об одном мальчике. Художник Наш Сережа, как художник, Тяп да ляп – спешит всегда: Рисовал в окошке дождик, Получилась борода; Солнце толстое, как мыло, У цыпленка три ноги, Танк похож на крокодила, А дома – на утюги. На кувшин без ручки – кошка, Слон – на ящик и кровать. И не может сам Сережка, Кто и что тут, разобрать. Удивляется – откуда Хвост на шее у верблюда И рогатая у льва, Где-то сбоку, голова? Ну а нам не в удивленье, Тут простой на все ответ: - Нет терпенья – Нет уменья, Нет уменья – Толку нет! - Ребята, о чем вы узнали из этого стихотворения?(Нужно учиться рисованию) - Почему у Сережи не получались хорошие рисунки?(не было терпения) - Можно ли Сережу назвать художником? Почему?(нет) - Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником? (Нужно учится и обладать терпением) - Будем этому учиться? - Да, конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем. - Сегодня ребята, мы с вами будем выполнять рисунок с натуры: -Что значит «с натуры»?(то, что видите перед собой.) Что же это будет? Послушайте.
|
Дети настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку
Слушают учителя, обсуждают прочитанное стихотворение
Отвечают на вопросы учителя. |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Фронтальная работа, устный опрос, диалог.
|
Введение в тему урока (5 мин) |
- Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. -Что это?(Осень) Осень – это чудесное время года, погода балует нас теплыми деньками, листья на деревьях и кустарниках становятся разноцветными. Так же это пора изобилия фруктов и овощей. Для того, чтобы они появились на наших столах, пришлось много потрудиться и сельским труженикам, и вашим родителям, бабушкам и дедушкам. Думаю, что многие из вас тоже помогали им – ухаживали за растениями и собирали урожай. Но осень закончилась и на улице станет очень холодно, а с первыми холодами люди начинают простужаться и болеть. Свое здоровье надо укреплять заранее. Кто знает, что нужно для этого делать? (кушать овощи и фрукты) - Итак, как вы думаете, что же мы будем сегодня рисовать?(Фрукты) - Ребята, у меня есть волшебный мешочек, я вам сейчас буду загадывать загадки, а вам нужно будет отгадать, что же у меня в нем лежит. Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки.(Яблоко)
Фрукт похож на неваляшку, Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала... (Груша)
Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? (Лимон)
В огороде рос красавец Наш зеленый молодец Найдешь зимой его ты в банке Длинный, сочный …(Огурец)
-Что здесь лишнее? (огурец) -Почему?(все фрукты, а он овощ) - Ребята, что же мы все- таки будем рисовать? (фрукты) - Правильно. Мы с вами будем сегодня рисовать фрукты. - Ребята, вспомните что такое композиция?( расположение предметов на картине) - Перед тем, как начать рисовать, давайте мы с вами посмотрим, а как же художники изображают фрукты на своих картинах. |
Внимательно слушают учителя.
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают
Отгадывают загадки, рассматривают фрукты.
|
Фронтальная работа, устный опрос, диалог. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы |
Основная часть (7 мин) |
- Посмотрите внимательно на картину Ильи Ивановича Машкова «Фрукты на блюде». Что вы можете сказать об этой картине? Что на ней изображено? - Обратите внимание, что изображение целиком заполняет картинную плоскость. Мы видим угол стола покрытого белой скатертью, на нем лежат фрукты. Ярко-оранжевый апельсин образует центр композиции, он выделяется своими размерами, формой, цветом, тоном, особенно на фоне окружающих его темных, сине-фиолетовых слив. Построение композиции фруктов очень своеобразно: изображение как бы расходится кругами от центра: кольцо слив, за ним – кольцо белого блюда и, наконец, кольцо разноцветных, бархатистых персиков. - А сейчас посмотрите на другую картину. Это картина Ильи Ефимовича Репина «Яблоки и листья». Что вы можете сказать об этой картине? Что на ней изображено? - Да, на картине крепкие, спелые яблоки, сочные зеленые листья окружает воздушная среда. Обратите внимание, что формат картины квадратный. На первый взгляд, предметы расположены достаточно хаотично. Центр композиции в картине – несколько яблок, которые смещены влево от центральной оси. Сложный ритмический рисунок расположения яблок, изгибов листьев, ритм света и тени на них вносят движение в картину. Изображение предметов предельно реалистично, мастерски передана их фактура. На гладкой поверхности яблок сверкают световые блики, поверхность листьев матовая и шероховатая. Цветовая гамма обладает важным качеством – каждая поверхность содержит в себе теплые и холодные оттенки, подчиненные единому колориту. Назовите эти оттенки. Каким способом выделены яркие фрукты? (очерчены темным контуром) - Ребята, скажите пожалуйста чем похожи эти две картины? А чем они различаются? - Да правильно. У художников различен замысел и соответственно средства его выражения. - Ребята, сегодня мы с вами будем только учиться рисовать фрукты с натуры. - А чтобы нам правильно нарисовать фрукты, рассмотрим форму каждого фрукта. На доске учитель вывешивает геометрические фигуры: круг, овал, треугольник. - Какую форму имеет яблоко? - Груша имеет такую же форму, что и яблоко? А какую? Посмотрите, как она сужается вверху. - На какую геометрическую фигуру похож лимон? Сравниваются все фрукты, которые будут предложены для рисования. - Посмотрите на яблоко, какого оно цвета? - А какого цвета груша? - Но желтый цвет может быть разных оттенков: ярким, насыщенным, густым, светлым, бледным. - Какой цвет мы выберем для нашей груши? - А для лимона? - Посмотрите внимательно, что еще есть у каждого фрукта? - Какого цвета веточки? |
Рассматривают и описывают репродукции картин, отвечают на вопросы.
Сравнивают репродукции, находят общее и различное.
Слушают, участвуют в обсуждении; учатся задавать уточняющие вопросы. Анализируют, сравнивают форму, размер и цвет фруктов. Высказывают свои предположения. Обсуждают. Приходят к верному ответу на поставленный учителем вопрос.
Рассматривают фрукты, отвечают на вопросы, составляют вопросы для получения необходимых сведений. |
Беседа с целью описания изображенных в произведениях живописи фруктов. Фронтальная работа, устный опрос.
Фронтальная работа, устный опрос, диалог. Анализ формы изображаемых предметов. Изучение цвета предметов. |
Физминутка (2 мин) |
- А сейчас, давайте немножечко отдохнем. Физминутка с Машей |
Дети выполняют движения, показанные на слайде.
|
|
Основная часть (5 мин) |
- Теперь зная форму и цвет фруктов, можно приступить к выполнению рисунка. Но сначала посмотрите внимательно на образец того, что у вас должно получиться.(показ образца) - Кто мне скажет, какие материалы были использованы для выполнения этой работы? - Верно. Мы будем с вами использовать акварельные краски. Учитель объясняет последовательность выполнения работы и показывает на образце. .Обратите внимание на композицию рисунка. Чтобы рисунок был выразительным, фрукты на листе бумаги надо разместить красиво. Рисунки должны быть крупными, но иметь те же пропорции, что и в натуре. Когда предметы на листе бумаги размещены красиво и свободно, рисунок получается ярким и выразительным. 1.) проводим горизонтальные линии, отмечая положение фруктов; 2.) определяем положение центрального предмета и относительно его положение двух остальных.
-Где у нас яблоко?(Ученик ставит яблоко на середину стола) -Где груша?(Ученик кладет грушу слева от яблока) -Где находится лимон? ?(Ученик кладет лимон справа от яблока)
3.) Построение формы предметов: - обозначим форму предметов: яблоко – круг, груша – треугольник, лимон – овал. - рисуем фрукты более детально 4.) Заливка фруктов цветом: раскрашиваем фрукты в основные цвета. Хорошо подумайте как раскрасить фрукты. (Груша – светло-желтого цвета. Яблоко- ярко красное, лимон -ярко желтый. ) 5.)Прорисовывание деталей: прорисовываем каждый фрукт более детально. В рисунок каждого фрукта можно внести оттенки другого цвета. Затем тонкой кисточкой рисуем мелкие детали: веточки, листочки. - Я вам в помощь приготовила демонстрационные карты с поэтапным рисованием фруктов. Посмотрите на них внимательно. - Мы с вами составили план работы. Ребята, всем понятно, что мы должны с вами сегодня сделать? |
Рассматривают и анализируют образец педагогического рисунка, слушают внимательно объяснение учителя, наблюдают за действиями. Обсуждают последовательность выполнения работы и наблюдают за приемами работы , демонстрируемыми учителем.
Составляют композицию из фруктов на столе. |
Анализ педагогического рисунка, Объяснение и демонстрация приемов работы над рисунком. |
Творческая практическая работа (16 мин) |
- Тогда выполните самостоятельно рисунок на тему: «Рисование с натуры. Фрукты». Учитель контролирует процесс выполнения работы обучающимися. Во время работы тихо звучат музыкальные произведения |
Самостоятельно выполняют творческую работу |
Композиционные поиски
Индивидуальная работа
Использование аудио материалов |
Физминутка |
|
Дети повторяют. |
|
Итог урока. Рефлексия. (2 мин)
Витаминизированная пауза(1 мин) |
- Заканчиваем работу. Убираем краски, выливаем воду, моем кисточки и непроливайки. Чтобы рисунок не испортился и хорошо подсох аккуратно убираем на край стола. Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Позже на доске мы закрепим ваши рисунки. - Посмотрите, кто из вас смогли точно передать цвет фруктов и их форму. Яблочки – румяные, груши – сочные. Так и съела бы их! Молодцы! - У кого работа получилась хорошо, правильно, удачно? Посмотрите, как многие из вас смогли точно передать цвет фруктов и их форму. Яблочки – румяные, груши – сочные. Так и съел бы их! Молодцы! - Какую работу мы выполнили на уроке? (Рисовали фрукты). -Какого цвета, формы Яблоко,лимон,груша? -Зачем нужно кушать фрукты? ( Чтобы быть здоровыми. - У кого и что получилось наиболее удачно? - В чем возникло затруднение? - У кого работа сегодня не заладилась, что-то не получилось, что не успели, то можно на внеурочной деятельности, добавить то, что не успели. У меня для вас сюрприз. За то что вы так хорошо изобразили фрукты, я угощу вас ими.
- Урок окончен. |
Рассматривают работы, оценивают их;
Уборка рабочего места
Дети кушают фрукты. |
Выставка работ обучающихся |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.