Тема «Древнерусские воины – защитники».
Ход урока:
I. Постановка проблемы (беседа)
-Ребята, что вы рисовали на прошлом уроке?
-Древнерусские города. Какое значение имело слово город в древней Руси? Как называли Русь в западноевропейских странах?
- Кроме ремесленников в городах жили и другие люди, как они выглядели?
Чтобы это узнать, мы разделились на 3 творческие группы, каждая группа представляет такого человека своим сообщением (домашняя работа)
1 слайд. Князь (сообщение детей)
Кто такой князь? Где жил? Как выглядел?
У. - От славянского князь «конязь» конный воин. Он вождь на войне, он собирал дань, он объявлял войну, он заключал мир. На слайде князь Владимир Мономах и Ярослав Мудрый. Александр Невский.
2 слайд. Дружинник (сообщение детей)
У. -Дружинник это советник князя. Дружина - отряд, который защищал князя и его княжество.
3 слайд. Богатырь. (сообщение детей)
У. - Образы былинных богатырей всегда были примером для народа.
5 слайд - Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри».
- Назовите былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
Илья Муромец – был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьём-разбойником.
Добрыня Никитич – прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем.
Алёша Попович не только силён, но и хитёр, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке.
II. Формулировка темы урока
Князь, его дружина, богатыри. Ребята, кто эти люди?
Древнерусские воины - защитники. Тема нашего урока.
III. Беседа.
Воины защитники надевали доспехи, в Древней Руси они считались облегченными. Ковали доспехи кузнецы из меди и железа. Доспехи не только защищали воинов, они были частью костюма, украшением человека.
8 слайд. Шлем - головной убор воина. Шлем напоминает сторожевую башню крепости.
9 слайд. Кольчуга – рубаха, сплетенная из металлических колец, плетеная броня. Доспех из металлических пластин – панцирь.
10 слайд. Щит. Щиты миндалевидные, круглые (первые были деревянными). Мечи, сабли различной формы. Обратите внимание на символы, знаки – обереги. У каждого князя были свои обереги на одежде, на доспехах.
11 слайд. Лук и стрелы. Чехлы и колчаны шили из сафьяна, украшали вышивкой, драгоценными камнями.
12 слайд. Доспехи это и другое оружие - топор, секира, копье, палица. Вы видите воина, на доспехах которого символы, обереги переплетаются в орнамент и составляют украшение в образе защитника. Однообразие в вооружение не было, всякий воин имел доспехи по своему желанию и достатку.
13 слайд. Изучаем некоторые обереги и символы.
14 слайд. Князь и его дружина.
IV. Задание. У каждой творческой группы будет своё задание.
В помощь вам рабочие тетради с изображениями древнерусских защитников и доспехов, не забывайте украшать одежду и доспехи. На работу отводится 20 минут. Работаем по схеме: 1. обсуждаем, 2. планируем, 3. распределяем задание каждому, 4. выполняем задание, 5. создаем целостный образ,6. представляем работу на доске. Работаем дружно, согласованно, командиры групп слушает каждого, каждый слушает командира.
Творческие группы выполняют задание (Учитель выступает как помощник, как консультант).
V. Рефлексия.
Работы ребята развешивают на доске (муз. сопровождение) Учащиеся отвечают на вопросы:
-Узнайте воинов-защитников на доске
-Что вы узнали нового?
-Что понравилось делать на уроке?
-Как вы оцениваете работу вашей группы?
-Как вы оцениваете работу других творческих групп?
Анатация.
Обоснование использования ИКТ.
На уроке я использовала ИКТ – презентацию, благодаря которой учащиеся получили сжатую, краткую и понятную информацию в виде картин, зарисовок, схем. Каждый слайд комментируется сообщением творческой группы, полученным предварительно из разных источников: энциклопедия, окружающий мир, интернет. Ответ дополняется учителем. Я считаю, что использование ИКТ на данном уроке, было необходимым и целесообразным и позволил успешно организовать детей к творческой работе.
Использование ИКТ на уроках ИЗО позволяет:
-создать условия для положительной мотивации к предмету;
-создать условия для эффективного обучения;
-эмоционально настроить учащихся к творческой активной деятельности;
-виртуально посещать музеи мира и знакомиться с произведениями искусства;
-расширять информационный кругозор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.