Конспект урока "Клетка - основа жизни" ( 6 класс)
Оценка 5

Конспект урока "Клетка - основа жизни" ( 6 класс)

Оценка 5
docx
14.11.2021
Конспект урока "Клетка - основа жизни" ( 6 класс)
3.Клетка- основа жизни.docx

Тема урока: Клетка-основа жизни

Цель: раскрытие особенностей строения клетки, ее основных частей и органоидов, их функций, а также отличий в строении растительной клетки от животной; формирование умений видеть существенные признаки в наблюдаемых объектах, в частности в строении клеток растений и животных, сравнивать и делать выводы; расширение представлений об увеличительных приборах.

Задачи:

Образовательные:

·                   познакомить учащихся с особенностями клеточного строения живых организмов;

·                   научить отличать растительную и животную клетку друг от друга;

·                   расширить представления учащихся об увеличительных приборах.

Воспитывающие:

·                   Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

Развивающие:

·                   формирование умений видеть существенные признаки в наблюдаемых объектах, в частности в строении клеток растений и животных, сравнивать и делать выводы.

Формируемые результаты:

Личностные результаты: Признание высшей ценности жизни; формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: умение работать с учебником и разными видами информации и умение преобразовывать один вид информации в другой; умение проводить элементарные исследования, умение сравнивать, делать выводы.

Регулятивные УУД. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. Умение слушать учителя и сотрудничать с одноклассниками.

Предметные результаты: учащиеся должны научиться называть части клетки по рисункам учебника, соблюдать правила работы в кабинете обращения с лабораторным оборудованием.

Основные понятия урока: увеличительные приборы, лупа, микроскоп, мембрана, ядро, эукариоты, прокариоты, цитоплазма, органоиды.

Оборудование: учебники, письменные принадлежности, лупа, микроскоп, плакат «Строение клетки»

Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии: здоровьесбережение, развития исследовательских  навыков, развивающего обучения.

Методы, приемы, средства

Ход урока

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

Запись в тетрадь

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

?

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь

Демонстрация на плакате

 

 

 

 

Запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

Рис 15 стр 19

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

       I.            Организационный момент. Проверка ЗУН

Добрый день!

На прошлом уроке мы с вами познакомились с химическим составом живых организмов, давайте вспомним:

1.Какие два основных класса веществ выделяется в клетке?

2.Какие вещества относятся к неорганическим?

3.Какие функции выполняет вода?

4.Зачем живому организму минеральные соли?

5.Какие вещества относятся к органическим?

6.Перечислите функции белков?

7.Назовите основные функции углеводов?

8.Какие функции выполняют жиры?

9.Для чего нужны НК организму?

Молодцы, ребята!

    II.            Изучение нового материала

1.Вводная беседа

Наша планета населена многочисленными организмами. По подсчетам ученых, их более 2 млн видов. Несмотря на многообразие растений, животных, грибов, бактерий, биологи нашли черты сходства их строения.

Вы знаете, что каждый объект живой природы состоит из деталей. Тела живых объектов также состоят из деталей-клеток. И сегодня мы поговорим с вами, что же это за такие детали.

Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

Тема урока: Клетка-основа жизни

2.Увеличительные приборы

Все живые организмы состоят из клеток. Если клетка одна-организм называется одноклеточным (Бактерия), а если много-многоклеточным (растения). В многоклеточном организме одинаковые клетки объединяются в ткани. Большинство клеток настолько малы, поэтому чтобы их обнаружить и изучить, нужны увеличительные приборы.

Прочтите на стр 17 про увеличительные приборы.

Итак, что такое увеличительные приборы?

Какие выделяют увеличительные приборы?

Посмотрите при помощи лупы на дольку апельсина. Что вы видите?

Более детально изучить клеточное строение поможет микроскоп.

Первый микроскоп был изобретен в 17 веке. В настоящее время используется световой  и электронные микроскопы.

На странице 18 посмотрите на рис 14.

(Учитель демонстрирует микроскоп)

Не все клеточки маленькие, есть клетки-гиганты. Их видно невооруженным глазом.

Разломив дольку апельсина, мы увидим множество частичек, из которых он состоит. Это и есть клетки.

3.Строение клетки

Клетки растений, животных, грибов могут быть различными по форме, размеру, но все они имеют одинаковые основные части.

Каждая часть необходима, так как выполняет нужную всей клетке роль.

Клеточная мембрана покрывает клетку снаружи, защищает ее, помогает соединиться с соседними клетками.

Самая важная часть клетки - ядро. В нем находятся хромосомы ( в переводе с греч хрома - цвет и сома –тело), которые содержат нуклеиновые кислоты. Ядро регулирует все процессы, происходящие в клетке.

Все живые организмы, которые содержат ядро называются ядерными или эукариотическими, например растения, животные.

А вот бактерии не имеют оформленного ядра, поэтому их называют безъядерными или прокариотами.

Внутреннее пространство клетки заполнено жидким содержимым-цитоплазмой.

В цитоплазме расположены все органоиды клетки.

К ним относятся: рибосомы, ЭПС, АГ, лизосомы, митохондрии.

Рибосомы участвуют в образовании белковых молекул, АГ в обмене веществ и создании лизосом, ЭПС в создании и транспорте органических веществ,  в митохондриях происходит превращение энергии.

4.Растительная клетка

Но каждая клеточка обладает и своими особенностями, например, в растительной клетке клеточная мембрана покрыта еще твердой клеточной стенкой - наружный скелет клетки. Также в растительной клетке выделяют и вакуоли, которые хранят питательные вещества, и чем старше клетка, тем крупнее вакуоль, пластиды, которые делятся на три группы. Прочитайте какие на стр 21.

5.Подведение итогов

На сегодняшнем уроке мы выяснили, что же такое клетка, как она устроена, чем отличается животная и растительная клетка друг от друга.

1.      Клетка это

2.      Какие функции выполняет ядро?

3.      Что такое цитоплазма?

4.      Какие функции выполняют рибосомы, ЭПС, митохондрии, АГ?

5.      Чем отличается растительная клетка от животной клетки?

Молодцы, ребята!

 III.            Домашнее задание

Параграф 3, в тетрадь нарисовать растительную и животную клетку, запись в тетради.

 

 


 

Тема урока: Клетка-основа жизни

Тема урока: Клетка-основа жизни

Методы, приемы, средстваХод урока

Методы, приемы, средстваХод урока

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2021