24.02.2024
Тема: Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: дать представление о насекомых как классе животных, их отличительных особенностях, показать их значение в природе, их многообразие и красоту, воспитывать бережное отношение к природе, к полезным насекомым.
Ход урока
1. Организационный момент. Организационно-мотивационный этап.
2. Повторение ранее изученного материала.
2.Отдельные ученики делают небольшие сообщения о деревьях.
3.Фронталный опрос.
-Угадайте по описанию дерево.
-Древесина этого дерева не знает износа. Внутренние детали соборов Московского Кремля сделаны из этого дерева и служат уже почти 400-500 лет. Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из этой древесины. Она не гниет и со временем становится ещё тверже – как бы каменеет. (Лиственница)
-Хвойное тенелюбивое дерево. (Ель.)
-Хвойное светолюбивое дерево. (Сосна.)
-Осенью золотые хвоинки этого дерева падают на землю. (Лиственница.)
- Давайте вспомним, почему хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму? Какое значение имеет листопад? С чем связано изменение окраски листьев?
3. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
-Закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на лугу. Сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они? Догадайтесь! (Ответы детей)
Дети называют друзей Муравьишки, учитель вывешивает на доске соответствующие картинки.
-Как назвать этих животных одним словом? (Насекомые)
-Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое)
-О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых)
Тема урока «Кто такие насекомые?»)
-Какие задачи мы перед собой поставим? (Узнать, кто же такие насекомые, для чего они нужны в природе, как отличить их от остальных групп животных)
-К концу урока мы должны будем ответить на вопрос:
-Какой отличительный признак у насекомых? (проблемный вопрос)
4. Изучение новой темы
-Ребята, самая многочисленная из групп животных – это насекомые. Их так много, что из 1,5 миллионов известных ученым видов животных 1 миллион видов составляют насекомые. Они живут повсюду, за исключением морских глубин.
Самое большое насекомое – бабочка-орнитоптера с Соломоновых островов. Размах её крыльев - около 30 см. Длина жука-голиафа – более 20 см., а самое маленькое насекомое – жук-трихоптерикс. Его длина равна всего лишь третьей части миллиметра.
-Как вы предполагаете, почему насекомые так называются? (У них есть на теле «насечки»)
-Обратите внимание, сколько ног у насекомых? (Шесть)
-Какие животные входят в эту группу, что у них есть общее? (У всех насекомых шесть ног)
Физкультминутка. Восстановление работоспособности.
-Конечно, мы с вами назвали далеко не всех насекомых. Давайте подробнее познакомимся с некоторыми из них.
Просмотр видеоролика о насекомых
5. Закрепление изученного.
Работа в группах. Задания каждой группе даются на карточках.
1.Проблемная ситуация:
-Один мой знакомый маленький мальчик, узнав о сегодняшнем уроке, попросил вас ответить на некоторые его вопросы. Давайте постараемся это сделать.
1. После летних каникул я опять встретился со своим лучшим другом Колей. Он пришел ко мне и хвалился коллекцией красивых бабочек, которых поймал и засушил летом. Но расстались мы с Колей, поссорившись. Как вы думаете, почему?
2. отдыхая летом в деревне, я заметил, что есть много насекомых, которые приносят вред: съедают культурные растения, даже меня всего искусали мошки и комары. Может, нужно их всех уничтожить, чтобы они нам не вредили? Как вы думаете?
3. Был я в лесу и видел муравейник, который был огорожен со всех сторон. Зачем это было сделано? Как вы думаете?
4. Недавно увидел в нашей квартире спящую между оконными рамами бабочку. Я хотел достать ее, но мама предложила не делать этого. Как вы думаете, почему?
6. Проверка усвоения нового материала
7.Подведение итогов урока
– Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
– Давайте вспомним, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? Решили ли мы их?
– Нам удалось выяснить, какой отличительный признак у насекомых?
– Какие знания, полученные на уроке, пригодятся нам в жизни?
8. Рефлексия деятельности на уроке
9.Рекомендации для занятий дома
Подготовить небольшое сообщение о насекомом (по желанию), выполнить задание в рабочей тетради на с.22.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.