МБДОУ Детский сад №4 "Сказка" с.Чикола
Выступление
на педагогическом совете
Консультация для воспитателей «Роль дыхательной гимнастики для детей раннего
возраста»
Подготовила и провела
воспитатель:
Казахова В.Х.
Особенности дыхательной системы детей раннего возраста
Дыхательная система - несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли, при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено (в чистом воздухе меньше микробов - уменьшается риск заболевания).
Жизненная ёмкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Прежде чем приступить к выполнению дыхательной гимнастике, нужно убедиться, что нос ребёнка чистый.
Туалет носа
Этой процедуре учим ребенка с первых дней пребывания в детском саду, так как грязный нос затрудняет дыхание ребенка. Дыхание носом тренирует диафрагму, а при дыхании ртом грудная клетка расширяется слабо и может остаться недоразвитой. Постоянное дыхание ртом может вызвать у ребенка деформацию лица, оно становиться узким и вытянутым, верхняя челюсть развивается неправильно, зубы растут криво. У детей с дефектом носового дыхания уже в раннем возрасте отмечаются рассеянность, подавленность, раздражительность, плаксивость, плохое настроение, у них ослабевает память.
Рассмотрим алгоритм туалета носа – высмаркивание:
1. Смочить носик водой.
2. Зажать ноздрю пальцем и выдуть из другой содержимое.
3. Зажать другую ноздрю пальцем и сделать то же самое.
4. Промыть носик водой.
Туалет носа совершается перед принятием пищи, выходом на прогулку и после, после дневного сна, а также по мере необходимости.
Дыхание — один из важных процессов в организме человека. Из окружающей нас атмосферы воздух через нос или через рот проникает в легкие. На первый взгляд может показаться, что не имеет значения, как дышать — ртом или носом; однако в действительности разница в этом большая. Дыхание через нос имеет значительные преимущества.
Даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме растущего человека. А тем более привычка дышать ртом. При дыхании через рот затрудняются нормальный ритм и глубина дыхания.
Отрицательные воздействия на организм ребенка при несоблюдении
правил гигиены и профилактики:
Неухоженный нос - Затруднение носового дыхания - Прямая угроза развитию и здоровью ребёнка!
Дыхание ртом: проблемы с речью; сухость полости рта; нарушение прикуса и "аденоидный" тип лица; нарушение осанки; недостаток кислорода; понижение слуха; плохое настроение, слабая память.
Дыхательные упражнения просто необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. На дыхание можно влиять. Насколько легкие наполнились воздухом, определяет глубина вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком — используются дыхательный, дополнительный объем и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.
Цель дыхательной гимнастики: научить ребёнка правильному носовому дыханию.
Задачи:
1. повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
2. развитие дыхательной мускулатуры.
Методы и приемы обучения дыхательным упражнениям: игровые, практические, словесные (показ, имитационные движения, повторение, упражнение, словесные указания, объяснения, использование дидактических пособий, ярких игрушек, прием удивления, неожиданности).
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: в закаливающих мероприятиях; на занятиях по логоритмике; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состояния детей); в домашних условиях.
Главное закаливающее средство при дыхательной гимнастике – это воздух. Воздух должен быть чистым и иметь определённую температуру. Рекомендуется проводить дыхательную гимнастику при открытой форточке в небольшом помещении, натощак или через час – полтора после еды.
Необходимые условия для проведения дыхательных упражнений с детьми раннего возраста:
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- привитие детям культурно-гигиенических навыков;
- постепенное увеличение нагрузки;
- не допускать длительных, непосильных нагрузок и утомления;
- учет индивидуальных возможностей детей;
- доступность и эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления малышей;
- проведение дыхательных упражнений в форме увлекательной игры;
- обязательный показ техники выполнения дыхательных упражнений.
Суть правильного дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Нужно научить ребенка хорошо очищать легкие.
Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Если малыш полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, мы поможем ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.