Конспект урока: «Лирика Н. А. Некрасова». 10 класс.
Цели:
Задачи:
Планируемые результаты:
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Некрасов
- целое поэтическое государство,
Живущее во своим законам.
Р.Гамзатов
Н.А.Некрасов - один из гигантов русской поэзии XIX в. Продолжив традиции своих великих предшественников - Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу; в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт-новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.
- В чём же заключается неповторимость, новаторство Некрасова?
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Работа с таблицей по биографии Некрасова. (Презентация кадр 3.) Сопоставьте события биографии Некрасова и их влияние на жизнь поэта.
Именно из Грешнева |
А. явилась началом всей страстной, страдальческой поэзии его на всю жизнь |
Раненное в самом начале жизни сердце, никогда не заживающая рана |
Б. укрепил дух правдоискательства, несогласие с отцовским образом жизни |
От отца он перенял |
В. лиричность, любовь к чтению, отзывчивость и всепрощение, чуткость и стремление помочь нуждающимся |
Крепостнический произвол отца |
Г. Закалил характер, открыл жизнь петербургских низов |
От матери |
Д. силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели, заразился охотничьей страстью. |
Сердечная привязанность к русскому крестьянству - |
Е. поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию |
Полуголодное существование в Петербурге, хождение по мукам |
Ж исключительная народность его произведений |
III. «Открытие нового знания»
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися.
Класс работает по группам.
Задание для 1 группы:
1. Прочитайте вслух стихотворение «Я сегодня так грустно настроен…» и запишите в лист наблюдений (в левую колонку) слова, которые бы отражали ваши ощущения от прочитанного. Сходную работу проделайте со стихотворением «Ещё весна, - как будто неземной…»
«Я сегодня так грустно настроен…» |
«Ещё весна, - как будто неземной…» |
2. Теперь выпишите из стихотворения «Я сегодня так грустно настроен…» в левую колонку ключевые слова и метафоры, выражающие состояние лирического героя (поэтическое «Я».
Например, из второй строфы можно выписать «недуг, сердце гнетущий», «горько веселит», «грозящая смерть» и т.д.
В правую колонку выпишите слова и словосочетания, выражающие состояние лирического героя стихотворения, например, «Ещё весна,- как будто неземной…», а также те слова и словосочетания, создающие образ мира, который окружает лирического героя, например, «весна», «неземной дух», «ночной сад» и т.д.
«Я сегодня так грустно настроен…» |
«Ещё весна, - как будто неземной…» |
|
Лирический герой |
Лирический герой |
Образ мира |
3. Обратите внимание: две последние строфы в обоих стихотворениях в сущности об одном и том же: о желании жизни и о близости и неизбежности смерти. Чем же отличаются эти строфы?
Задание для 2 группы:
Выпишите в соответствующие колонки ключевые слова и метафоры, при помощи которых поэты создают образ мира в стихотворении. Предлагаются отрывки из стихотворений Н.А.Некрасова и А.А.Фета (Отрывок из стихотворения «До сумерек», цикл «О погоде») «Под жестокой рукой человека» и «Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад…».
«Под
жестокой рукой |
«Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад…» |
Сделайте вывод об особенности мировосприятия поэтов.
Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и её тематикой, идейностью.
В отличие от лирики Фета, который даже в грустных стихотворениях оптимистичен, даже грустные стихотворения наполнены счастьем и верой в лучшее.
IV. Применение знаний на практике. Исследовательская работа
Задание 1.
Вашему вниманию предлагается подборка стихотворений Некрасова и Фета.
Опираясь на слова, выписанные вами их стихотворений Н.А.Некрасова («Я сегодня так грустно настроен» и «Под жестокой рукой человека» и А.Фета (Ещё весна,- как будто неземной…» и «Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад…») попробуйте выбрать среди них стихотворения Некрасова. Пометьте их. Прочитайте.
При чтении обращайте внимание на интонацию, ритм, эмоциональный и звуковой строй стиха.
Выпишите те слова и словосочетания, которые помогли вам определить автора:
Список стихотворений:
Некрасов Н.А.
Фет А.А.
Задание 2. Используя полученные на уроке знания, попробуйте выполнить задание:
Представьте, что перед вами повреждённый поэтический черновик, набросок лирического стихотворения.
Что нужно сделать
Попробуйте на основании этого фрагмента:
V. Подведение итогов урока. Оценка деятельности
VI. Домашнее задание
Письменный ответ на вопрос: Что нового принес в русскую поэзию Некрасов?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.