МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Немана»
Калининградской области
Конспект урока
по литературному чтению
Тема
«Обобщающий урок по разделу
«Великие русские писатели».
3 класс
УМК «Школа России»
Составила:
учитель начальных классов
Норвидене Светлана Николаевна
г.Неман, 2020г.
Цель:
· обобщить знания по разделу «Великие русские писатели».
Задачи:
· развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях;
· совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, басен;
· развивать творческие способности обучающихся, их речь, память, мышление;
· поддерживать интерес к изучению русской литературы;
· развивать умение работать в группе, договариваться, оценивать свою работу и работу одноклассников в группе.
Планируемые результаты.
Личностные:
- формирование мотивации к обучению;
- формирование умение высказывать своё мнение;
- формирование умения ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово.
Метапредметные:
Познавательные
- уметь сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное;
- осознавать значение и сущность сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Толстого, Крылова) как часть русской национальной культуры.
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении урока;
- оценивать свои достижения и результаты своих сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.
Коммуникативные:
- уметь строить рассуждение и доказательство своей точки зрения;
- проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- осознавать цель своего высказывания;
- уметь строить диалог в паре или группе.
Предметные:
- читать вслух бегло, без искажений, осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, выделяя при чтении важные по смыслу слова;
- уметь задавать вопросы по прочитанному произведению, находить ответы на них в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на поставленный вопрос или подтверждения собственного мнения.
Основные понятия урока: биография, жанры.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Оборудование: экран, компьютер для демонстрации презентации, карточки с заданиями, таблица «Диагностика качества усвоения темы», жетоны для оценивания ответов обучающихся.
Приёмы и формы работы, использованные на уроке для решения поставленных задач. Это итоговый урок по теме «Великие русские писатели».
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, фронтальная.
Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
Ход урока.
1 этап. Организация начала урока. Слайд 1.
2 этап. Речевая разминка. Слайд 2.
- Начнем наш урок с речевой разминки.
Прочитаёте шёпотом
Прочитайте вполголоса
Прочитайте громко, выделяя голосом обозначенные слова.
«Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!»
3 этап. Постановка темы и цели урока. Слайд 3.
- Заглянем на минутку в картинную галерею. Кто это? Назвать этих знаменитых людей вам помогут небольшие подсказки.
- Тот, кто изображён на 1 портрете, погиб на дуэли в 27 летнем возрасте от рук старого товарища Мартынова? (Михаил Лермонтов).
- У человека на 2 портрете была любимая няня Арина Родионова. (Александр Пушкин)
- Кто более 30 лет проработал в Петербургской публичной библиотеке? (Крылов)
- Кто создал в Ясной поляне школу для крестьянских детей? (Лев Толстой).
1. Михаил Лермонтов
2. Александр Пушкин
3. Иван Крылов
4. Алексей Толстой
- Что объединяет этих людей? Ответив на вопрос, вы сформулируете тему урока. (Это великие русские писатели).
- Вы на нескольких уроках изучали творчество этих замечательных писателей. Какова же будет наша цель на последнем уроке по этой теме?
Продолжите предложение. Слайд 4.
- Повторять и обобщать ….
(Повторять и обобщать знания о творчестве великих русских писателей).
- Как вы думаете, что обязательно нужно будет сделать на уроке, чтобы достичь его цели?
- За различные задания вы будете получать жетоны, а в конце урока мы подведём итог, и по количеству набранных жетонов, вы можете получить оценку.
4 этап. Актуализация. Планирование работы.
(На доске карточки).
1.Зал поэзии.
2. Блиц-опрос по произведениям Л.Толстого.
3.Творческая работа.
- Работать будем по следующему плану. Прочитайте.
5 этап. Работа над темой урока по плану.
1). Произведения А.С.Пушкина.
- Назовите однокоренные слова к слову «поэзия» (поэт поэтесса, поэтизировать, поэтика)
- Чтобы попасть в зал поэзии. Нужно вспомнить, что такое стихотворение?
(Стихотворение – литературный жанр, небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками).
- Ориентируясь по содержанию учебника в разделе «Великие русские писатели» назовите имена великих поэтов. (Пушкин, Лермонтов)
(Учитель крепит карточки: ПУШКИН, ЛЕРМОНТОВ)
- Какие поэтические произведения Александра Пушкина вам запомнились?
(Ответы)
- (Ф.И. обучающегося)______ прочитает наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро».
(Оценивание ответа).
- Прочитайте выразительно стихотворение Александра Пушкина «Зимний вечер»
(Обучающиеся выразительно читают стихотворение А.С.Пушкина).
(Оценивание).
Вопросы:
- Одинаковы ли произведения по настроению?
- Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?
2). Произведения М.Ю. Лермонтова.
- Какие поэтические произведения Михаила Лермонтова вы изучили в этом разделе?
- Прочитайте выразительно понравившееся стихотворение.
(Выразительное чтение понравившихся стихотворений).
(Оценивание).
- (Ф.И. обучающегося) ___________ расскажет наизусть стихотворение «Осень».
(Чтение стихотворения наизусть).
3). Физминутка.
4). Блиц-опрос по произведениям Л.Н.Толстого.
(На столах карточки с текстом).
- Прочитайте текст. (Чтение цепочкой).
«Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились.
Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил - и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.
«Не называется меня «ваше сиятельство», - сказал он, - Меня зовут …………………., так и зовите меня».
- Вы догадались, о ком идет речь?
- Вы читали произведения Льва Николаевича Толстого и знакомились с разными стилями и видами текста.
- Предлагаю блиц-опрос, в котором вы должны продемонстрировать свои знания.
(В корзинке вопросы).
1. К какому жанру относятся произведения Льва Николаевича Толстого «Акула» и «Прыжок»? ( Рассказ).
2. Какое произведение Толстого можно отнести к научно-познавательному стилю текста? Назови тип текста. («Куда девается вода из моря?». Текст рассуждение. Чувства и эмоции не передаются, приводятся только факты.
3. Можно ли рассказ «Какая бывает роса на траве» отнести к научно-познавательному стилю? Докажи. (Нет. Преобладают образные слова и выражения)
4. Как называется произведение, в котором рассказывается о верной дружбе? (Быль «Лев и собачка»).
(За верный ответ - жетон).
5). Творческая работа. Работа в группах.
- Каждая команда получает кейс-задание.
- Какие правила работы в группах вы знаете. (Ответы).
- На выполнение кейс- задания даётся 5 минут. Время пошло. Удачи.
(Обучающиеся работают в группах).
(Выступление обучающихся).
6 этап. Диагностика качества усвоения темы.
- Установим степень усвоения темы «Великие русские писатели».
(Работа на карточках. Заполнение таблицы).
- Предлагаю пройти небольшой тест. Слайд.5. Если утверждение верное ставьте «+», если неверное - « - ».
1. Л.Н.Толстой написал произведение «Утёс» (-)
2. В произведении «Лев и собачка» главный герой лишился шляпы из-за проделок обезьяны? (-)
3. Строчки “Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками” из произведения «Акула» (+)
4.Произведение «Зеркало и обезьяна» - это рассказ? (-)
5. «Горные вершины» - это поэтическое произведение. (+)
6. «Сказку о царе Салтане» написал А.С.Пушкин. (+)
7.Произведение «Лев и собачка» - это быль. (+)
8. «Акула» и «Прыжок» - это прозаические произведения.(+)
- Ответ «да» - 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов.
- У кого «5», «4», «3».
- Все молодцы!
7 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
1). Учитель: Книг заветные страницы
Мы успели повторить.
И теперь настало время
Итоги подводить!
- Итак, наш урок подходит к концу.
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
- Что мы для этого сделали?
2). Мне хотелось бы узнать ваше отношение к уроку. Закончите фразы. Слайд 6.
Сегодня на уроке:
- было интересно………
- было трудно……….
- нам захотелось……….
- поняли, что……….
(Подведение итогов – выставление отметок по количеству набранных жетонов).
- Спасибо за внимание. Слайд 7.
8 этап. Домашнее задание.
- Представьте, что у вас появилась возможность написать письмо Великим русским писателям: «За что хотим поблагодарить великих писателей?»
- Кому бы вы его написали?
- О чём бы вы им рассказали, за что поблагодарили?
Пользуйтесь карточкой - сигналом: выбираете синий цвет - для рассказа «Акула», серый цвет - для рассказа «Прыжок».
Тест по рассказам и биографии Л.Н.Толстого (каждой команде выдаётся листок с тестом, побеждает та команда, которая быстрее и правильнее ответит на все вопросы)
- Какое произведение написал Л.Н.Толстой?
А)“Акула”
Б) “Утёс”
В)“Зимнее утро”
Г)“Зеркало и Обезьяна”
- Герой какого произведения лишился шляпы из-за проделок обезьяны?
А)“Куда девается вода из моря?”
Б)“Лев и собачка”
В) “Акула”
Г)“Прыжок”
- В каком произведении говорится о дружбе животных?
А)“Котёнок”
Б)“Акула”
В)“Прыжок”
Г)“Лев и собачка”
- Из какого произведения приведённые строки?
“Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками”
А)“Прыжок”
Б)“Лев и собачка”
В)“Акула”
Г)“Какая бывает роса на траве?”
- Найди лишнее произведение.
А)“Акула”
Б) “Какая бывает роса на траве?”
В)“Прыжок”
Г) “Зимний вечер”
- Какое из приведённых произведений можно назвать научно-познавательным?
А)“В тот год осенняя погода...”
Б)“На севере диком”
В)“Куда девается вода из моря?”
Г)“Горные вершины”
- Сколько братьев и сестёр было у Л.Н.Толстого?
А) два брата и две сестры
Б) один брат и одна сестра
В) три брата и одна сестра
Г) 4 сестры и один брат
- Сколько лет было маленькому Толстому, когда скончалась его мать?
А) пять лет
Б) полтора года
В) десять лет
Г) три года
- Узнайте произведение по ключевым словам.
Корабль, Африка, капитан, мальчики, матросы, артиллерист, морское чудовище. _____________________________________________
- Как называется явление, о котором написал Л.Н.Толстой?
А) смена времён года
Б) вращение Земли вокруг своей оси
В) вращение Земли вокруг Солнца
Г) круговорот воды в природе
Работа в группах
Михаил Юрьевич Лермонтов
Название «_____________________»
По лазури весело играя;
Ночевала тучка золотая
Утром в путь она умчалась рано,
На груди утёса великана,
Прочитайте вслух отрывок или всё стихотворение.
Памятка для работы в группах
1. Слушай, что говорят другие.
2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
3. Говори спокойно ясно, только по делу.
4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
6. Точно выполняй предложенное задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Кейс-задание (1 группа)
1 задание.
Чем басня отличается от других жанров литературы? Выберите правильный ответ, подчеркните.
– это лирическое произведение, где присутствует рифма (созвучие строк).
– прозаическое произведение повествовательного характера.
– небольшое, чаще стихотворное, произведение с нравоучением, в котором действую животные, но подразумеваются люди.
– вымышленное произведение, повествовательного или стихотворного характера. Бывают волшебные, бытовые, о животных.
2 задание.
Из какой басни И.Крылова эта мораль? Напишите.
Название «___________________________________»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Из какой басни И.Крылова эта мораль? Напишите.
Название «_____________________________________»
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь – цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней, то он её ещё и гонит.
Из какой басни И.Крылова эта мораль? Напишите.
Название «____________________________________»
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
3 задание.
Дополни список басен И.Крылова (напишите 2 названия):
1. «Стрекоза и ……………………….»
2. «Лебедь, щука, ……………………»
Памятка для работы в группах
1.Слушай, что говорят другие.
2.Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
3.Говори спокойно ясно, только по делу.
4.Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
5.Помогай товарищам, если они об этом просят.
6.Точно выполняй предложенное задание.
Кейс-задание (2 группа)
1 задание.
Из какого произведения Л.Н.Толстого отрывок?
«По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль».
Ответ: _________________________________________________________
2 задание.
Восстановите последовательность событий этого рассказа (приклейте карточки на шкалу).
1.Купальня в парусе.
2. Выстрел.
3.Акула.
4. Дети спасены.
5.Мальчики в открытом море.
3 задание.
Придумай свой конец рассказа (2-3 предложения).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
Кейс-задание (1 группа)
1 задание.
Чем басня отличается от других жанров литературы? Выберите правильный ответ, подчеркните.
Ответ: – небольшое, чаще стихотворное, произведение с нравоучением, в котором действую животные, но подразумеваются люди.
2 задание
В какой басне была такая
мораль?
Название «Ворона и Лисица»
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Из какой басни И.Крылова эта мораль? Напишите.
Название «Мартышка и очки»
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь – цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней, то он её ещё и гонит.
Из какой басни И.Крылова эта мораль? Напишите.
Название «Зеркало и обезьяна»
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
3 задание.
Дополни список басен И.Крылова (напишите 2 названия):
1. «Стрекоза и муравей»
2. «Лебедь, щука, рак»
Кейс-задание (2 группа)
1 задание.
Из какого произведения Л.Н.Толстого отрывок?
«По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль».
Ответ: «Акула»
2 задание.
Восстановите последовательность событий этого рассказа (приклейте карточки на шкалу).
1.Купальня в парусе.
2.Мальчики в открытом море.
3.Акула.
4.Выстрел.
5.Дети спасены.
3 задание.
Придумай свой конец рассказа (2-3 предложения).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Л.Н.Толстой написал произведение «Утёс»? (-)
2. В произведении «Лев и собачка» главный герой лишился шляпы из-за проделок обезьяны? (-)
3. Строчки “Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками” из произведения «Акула» (+)
4.Произведение «Зеркало и обезьяна» - это рассказ? (-)
5.М.Лермонтов написал стихотворение «Горные вершины». (+)
6. «Сказку о царе Салтане» написал А.С.Пушкин. (+)
7.Произведение «Лев и собачка» - это басня. (-)
№ |
Вопрос |
Ответ (да/нет) |
1. |
Л.Н.Толстой написал произведение «Утёс»? |
|
2. |
В произведении «Лев и собачка» главный герой лишился шляпы из-за проделок обезьяны? |
|
3. |
Строчки “Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками” из произведения «Акула». |
|
4. |
Произведение «Зеркало и обезьяна» - это рассказ? |
|
5. |
М.Лермонтов написал стихотворение «Горные вершины». |
|
6. |
«Сказку о царе Салтане» написал А.С.Пушкин |
|
7. |
Произведение «Лев и собачка» - это басня. |
|
8. |
«Акула» и «Прыжок» - это прозаические произведения.(+)
|
|
ИТОГО: |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.