И. Куприн «Слон» Родная речь Л.Ф. Климанова, 3 класс
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и
его произведением «Слон»; формировать умение прогнозировать содержание читаемого
текста, опираясь на решение творческих задач с помощью противоречий.
Развивающие: развивать речь учащихся, творческое мыщление
Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Введение в тему произведения.
1
Игра « Данет», отгадкой слово – слон. (Слайд 2)
Ребята, а что вы знаете о слонах? (ответы детей)
(Слайды 39)
Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4
метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне.
Индийские слоны меньше – 23 метра в высоту и до 5 тонн весом.
Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по
горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.
У слонов есть хобот.
На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает,
добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит,
как из шланга. Хоботом он защищается от врага.
2 Ознакомление с жизнью и творчеством писателя. (Слайд 10)
Рассказывает: Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе
Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда
мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион.
Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он
оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром,
организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с
А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн
с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А.
Куприн в 1938 году в Ленинграде. Много разных рассказов написано Куприным для
взрослых, но есть у него и рассказы для детей.
3. Работа в группах
Прежде чем мы начнём читать, выясним значения некоторых слов, которые нам
встретятся.
Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей)
Что нам в этом поможет? (толковый словарь) Работаем в группах.
Заслушиваем работу групп
Какую работу мы проделали на этом этапе? Для чего мы её выполняли?
4. Выборочное чтение рассказа.
5. Составление по главному содержанию текста творческой задачи.
6. Определение проблемных систем. 7 . Решение проблем творческой задачи по алгоритму противоречий.
Учитель
(Слайды 1125)
Дети*
Учебник (с. 2528), чтение
Не нужно обещать, если не
Составление задачи:
Маленькая девочка нездорова.
Она больна равнодушием к
жизни. Единственное, что её
спасёт – это давняя мечта:
увидеть живого слона. Как
поступить папе?
Решение задачи на основе
противоречия.
Проблема І:
Шаг № 1 Где взять живого
слона?
Как решить эту проблему?
Шаг № 2
Так в чём состоит наша
задача?
Какие будут действия папы?
Шаг № 3
Определите
противоположное значение
этому действию.
Шаг № 4
Запишем противоречие по
формуле.
Папа должен найти и купить
слона для чего?
И он не может купить слона,
почему?
Кто сформулирует
противоречие?
Решение задачи:
Где же тогда взять слона?
можешь сделать.
Но девочка может умереть…..
Надо выполнить её просьбу, она
ведь серьёзно больна.
Купить слона.
Но ведь эта семья живёт в России. У
нас не водятся слоны!
Можно заказать слона из Индии или
из Африки.
Купить слона.
Не покупать слона.
Папа должен купить слона для
того, чтобы девочка поправилась и
не покупать слона, чтобы не
попасть в долги (слон дорого стоит).
Взять напрокат, например, в
зоопарке.
Пойти в цирк и договориться с дрессировщиком.
Напрокат слонов не дают, это же не
вещь, тем более домой!
Пойти в цирк и договориться с
дрессировщиком.
Шаг № 5
Какое решение задачи будет
идеальным?
Посоветуйте, что бы вы
сделали на месте папы?
4. Чтение в рассказе, о том,
как эту проблему решил папа
(с. 2931 без последнего
абзаца)
Какие появились проблемы
после решения этой задачи?
Как привезти слона?
Учитель
5. Проблема ІІ:
Шаг № 1 Что для этого нужно
сделать?
Как решить эту проблему?
Шаг № 2
Дети
Найти транспорт для слона.
Что для этого нужно сделать? Какое
действие выполнить?
Привезти слона.
Рассуждение:
Какой должен быть транспорт для
слона?
Слонов перевозят на большегрузных
кораблях.
Перевезти можно в вагоне.
Не получится, такой транспорт по городу
не используется. Нужно большущую машину
–
грузовикфургон, который перевозит
животных из зоопарка. Не привозить слона.
Надо привезти слона для того, чтобы
доставить его домой и не привозить
слона, чтобы не было аварий.
Шаг № 3
Значит: какое противоположное
действие?
Шаг № 4
Запишем противоречие по
формуле.
Папа должен привезти слона для чего?
Папа не может привезти слона,
почему? Подумайте: где достать такую
машину в то время и чем может
грозить такая перевозка, если всётаки
посадят слона на машину.
Справка: (Их энциклопедии Д.
Джонсон. 500 удивительных фактов о
животных с. 138)
Слон – крупнейшее животное среди
наземных млекопитающих. Самый
крупный из видов – африканский
саванновый слон. Взрослый самец
может весить до 8 то, это больше, чем
100 взрослых мужчин. Его высота в
холке – 4м.
Решение задачи:
Договорится, чтобы перекрыли дороги от
Как же тогда быть? Что сделать,
чтобы доставить слона домой?
транспорта, и ехать на нём по улицам, как в
Африке.
С рупором объявлять о то, что идёт слон,
разогнать прохожих, чтобы не попали под
слона.
Пешком провести слона только ночью,
когда все улицы и дороги пустые, например,
в 4 часа утра.
Пешком провести слона только ночью,
когда
все улицы и дороги пустые, например, в 4
часа
Шаг № 5
Какое решение будет идеальным?
6. Выборочное чтение Найдите место в рассказе, как решил
эту проблему отец девочки? (с. 31 до
конца, с. 32, 1 абзац)
утра.
8. Проблема ІІІ:
Шаг № 1 Хорошо проведём слона по
улицам. А что дальше? Какая теперь
появилась проблема?
Как слон войдёт в дом.
Шаг № 2
Определите, проход в этот дом
должен быть, какой? Для кого?
Шаг № 3. А на самом деле, какой
должен быть проход? Для кого?
Шаг № 4
Кто скажет противоречие?
Решение задачи:
Что же нужно сделать, чтобы проход
остался прежним, но в него мог пройти
слон?
Проход в дом должен быть высокий и
широкий для слона.
Проход в дом должен быть низкий и
узкий для людей.
На первом этаже прорубить до конца окно
вместо двери.
Убрать косяки у всех дверей, освободить
от вещей гостиную, чтобы мог свободно
проходить слон.
Вместе с дверьми выбить стену для
прохода.
Шаг № 5
Какое решение будет идеальным?
Прочитайте место в рассказе, где
говорится, что было сделано для того,
(говорим о том, что нет времени чтото
изменять, и о том, что «ломать – не
строить»)
Убрать косяки у всех дверей,
освободить от вещей гостиную, чтобы мог чтобы завести слона домой (с. 32, 2
абзац)
9. Проблема ІV: Какая встала ещё
проблема перед отцом девочки?
Что нужно сделать, чтобы слон
спокойно прошёл по лестнице?
Давайте подумаем.
Что любит делать слон?
свободно проходить слон.
Как провести слона по лестнице.
Нужно чемнибудь заманить.
Слон любит сладости.
Слона можно поманить овощами или
фруктами.
Купаться! Вдруг он устал и ему хочется
водой обливаться.
Можно налить воду в таз, дать слону
набрать в хобот, чтобы обливался. И так
вести его по ступенькам.
Прочитайте 1 абзац (с. 34).
Расскажите, что в этой ситуации
придумал папа?
Слона завели домой. Разместили в
гостиной. Какие появились проблемы
после решения этой задачи? В чём тут
задача?
10. Проблема V
Шаг № 1:
Как удержать слона? Чем можно
удержать слона?
Шаг № 2. Какое будет тогда
действие?
Шаг № 3 –Подумайте насчёт
гуманности, как будет чувствовать
Привязать слона для того, чтобы он в доме
ничего не перетоптал.
Приковать для того, чтобы он ничего не
натворил.
Посадить на цепь
Не приковывать, ни сажать на цепь потому,
что ему будет больно. себя слон, ведь он – живое существо.
Шаг № 4
Составление противоречия
Решение задачи:
Что же нужно сделать, чтобы решить
эту проблемную задачу?
Отгородить гостиную специальной
загородкой для слона, заколотив её в стены.
Отец сказал, что у него дома крепкий пол.
Может както вбить в пол кол и зацепить
слона за ногу.
Соорудить клетку как в зоопарке.
Лошадям же перевязывают ноги, чтобы они
не ускакали. Так же завязать слону.
Зацепить или одну ногу, или 2 ноги
перевязать.
Шаг № 5
Какое решение будет идеальным?
Прочитайте, как это сказано у автора
(с. 34)
11. Итог
Какие задачи сегодня решали?
Как мы их решали?
Для чего мы это делали?
Что вам понравилось? А что нет?
*Ответы детей взяты и записаны с проведенного урока
8. Итог урока
Подведём итог. Осталось ответить на вопрос урока: Зачем же русский писатель Куприн
придумал такую историю «СЛОН»?
Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные
поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких
трудностей. А вы как относитесь к своим родителям? 9. Оценки
10. Домашнее задание
Придумать свою невероятную историю с обычными вещами.
Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»
Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»
Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»
Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»
Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»
Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»
Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»
Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.