Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»
Оценка 4.6

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
30.05.2018
Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»
Публикация является частью публикации:
Урок литературного чтения Куприн Слон.docx
И. Куприн «Слон» Родная речь Л.Ф. Климанова, 3 класс Цели: Образовательные:  познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»; формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на решение творческих задач с помощью противоречий.  Развивающие: развивать речь учащихся, творческое мыщление  Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Введение в тему произведения. 1 Игра « Да­нет», отгадкой слово – слон.   (Слайд 2) ­ Ребята, а что вы знаете о слонах?  (ответы детей) (Слайды 3­9) Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн.  В Африке их можно увидеть в саванне.  Индийские слоны меньше – 2­3 метра в высоту и до 5 тонн весом.  Слоны   способны   бесшумно   проходить   сквозь   заросли   леса,   легко   нести   своё   тело   по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами. У слонов есть хобот.   На   самом   деле   это   нос,   сросшийся   с   верхней   губой.   Хоботом   слон   дышит   и   нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага. 2 Ознакомление с жизнью и творчеством писателя. (Слайд 10) Рассказывает:     Александр   Иванович   Куприн   родился   7   сентября   1870   года   в   городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн   в   1938   году   в   Ленинграде.   Много   разных   рассказов   написано   Куприным   для взрослых, но есть у него и рассказы для детей.  3.    Работа в группах  ­   Прежде   чем   мы   начнём   читать,   выясним   значения   некоторых   слов,   которые   нам встретятся. ­ Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей) ­ Что нам в этом поможет? (толковый словарь)  Работаем в группах.   Заслушиваем работу групп  ­ Какую работу мы проделали на этом этапе? Для чего мы её выполняли? 4.  Выборочное чтение рассказа.      5.  Составление по главному содержанию текста творческой задачи.     6.  Определение проблемных систем. 7 . Решение проблем творческой задачи по алгоритму противоречий.     Учитель (Слайды 11­25)  Дети*  Учебник (с. 25­28), чтение  ­ Не нужно обещать, если не   Составление задачи:    Маленькая девочка нездорова.    Она больна равнодушием к  жизни. Единственное, что её  спасёт – это давняя мечта:  увидеть живого слона. Как  поступить папе?  Решение задачи на основе         противоречия.    Проблема І:   Шаг № 1 ­  Где взять живого  слона?    Как решить эту проблему?  Шаг № 2   ­ Так в чём состоит наша  задача?  ­ Какие будут действия папы?   Шаг № 3  ­ Определите  противоположное значение  этому действию.  Шаг № 4  ­ Запишем противоречие по  формуле.  Папа должен найти и купить  слона для чего?   И он не может купить слона,   почему?   ­Кто сформулирует  противоречие?  Решение задачи:   ­ Где же тогда взять слона?  можешь сделать.  ­ Но девочка может умереть…..     ­ Надо выполнить её просьбу, она  ведь серьёзно больна.                           ­ Купить слона.  ­ Но ведь эта семья живёт в России. У нас не водятся слоны! ­ Можно заказать слона из Индии или  из Африки.     Купить слона.     Не покупать слона.    ­ Папа должен купить слона для  того, чтобы девочка поправилась и  не покупать слона, чтобы не  попасть в долги (слон дорого стоит). ­ Взять напрокат, например, в  зоопарке.  ­ Пойти в цирк и договориться с дрессировщиком.    ­ Напрокат слонов не дают, это же не  вещь, тем более домой!  ­  Пойти в цирк и договориться с  дрессировщиком.   Шаг № 5     ­ Какое решение задачи будет  идеальным?  ­ Посоветуйте, что бы вы  сделали на месте папы? 4. Чтение в рассказе, о том,  как эту проблему решил папа  (с. 29­31 без последнего  абзаца)  Какие появились проблемы  после решения этой задачи?  ­ Как привезти слона?     Учитель    5. Проблема ІІ:   Шаг № 1­ Что для этого нужно  сделать? Как решить эту проблему? Шаг № 2  Дети ­ Найти транспорт для слона. ­ Что для этого нужно сделать? Какое  действие выполнить? ­ Привезти слона.  Рассуждение:   ­ Какой должен быть транспорт для  слона? ­  ­ Слонов перевозят на большегрузных  кораблях. ­ Перевезти можно в вагоне. ­ Не получится, такой транспорт по городу  не используется. Нужно большущую машину –   грузовик­фургон, который перевозит  животных из зоопарка. ­ Не привозить слона.                                                                              ­ Надо привезти слона для того, чтобы  доставить его домой и не привозить  слона, чтобы не было аварий.  Шаг № 3  ­ Значит: какое противоположное  действие? Шаг № 4 ­ Запишем противоречие по  формуле. Папа должен привезти слона для чего?  Папа не может привезти слона,  почему? Подумайте: где достать такую машину в то время и чем может  грозить такая перевозка, если всё­таки  посадят слона на машину. Справка: (Их энциклопедии Д.  Джонсон. 500 удивительных фактов о  животных с. 138) Слон – крупнейшее животное среди  наземных млекопитающих. Самый  крупный из видов – африканский  саванновый слон. Взрослый самец  может весить до 8 то, это больше, чем  100 взрослых мужчин. Его высота в  холке – 4м. Решение задачи:  ­ Договорится, чтобы перекрыли дороги от   ­ Как же тогда быть? Что сделать,  чтобы доставить слона домой? транспорта, и ехать на нём по улицам, как в  Африке.  ­ С рупором объявлять о то, что идёт слон,  разогнать прохожих, чтобы не попали под  слона.  ­ Пешком провести слона только ночью,  когда все улицы и дороги пустые, например,  в 4 часа утра. ­ Пешком провести слона только ночью,  когда   все улицы и дороги пустые, например, в 4  часа  Шаг № 5  ­Какое решение будет идеальным?    6. Выборочное чтение ­ Найдите место в рассказе, как решил  эту проблему отец девочки? (с. 31 до  конца, с. 32, 1 абзац)    утра.    8. Проблема ІІІ: Шаг № 1­ Хорошо проведём слона по  улицам. А что дальше? Какая теперь  появилась проблема?    ­ Как слон войдёт в дом.                                                                               Шаг № 2  ­ Определите, проход в этот дом  должен быть, какой? Для кого? Шаг № 3. А на самом деле, какой  должен быть проход? Для кого? Шаг № 4 ­ Кто скажет противоречие? Решение задачи:  ­ Что же нужно сделать, чтобы проход  остался прежним, но в него мог пройти слон? ­Проход в дом  должен быть высокий  и  широкий для слона. ­ Проход в дом  должен быть низкий и  узкий для людей. ­ На первом этаже прорубить до конца окно  вместо двери.  ­ Убрать косяки у  всех дверей, освободить  от вещей гостиную, чтобы мог свободно  проходить слон. ­ Вместе с дверьми выбить стену для  прохода.  Шаг № 5  ­Какое решение будет идеальным?                                                                     ­ Прочитайте место в рассказе, где  говорится, что было сделано для того,  (говорим о том, что нет времени что­то  изменять, и о том, что «ломать – не  строить»)   ­Убрать косяки у  всех дверей,  освободить от вещей гостиную, чтобы мог чтобы завести слона домой (с. 32, 2  абзац)                                                        9. Проблема ІV: Какая встала ещё  проблема перед отцом девочки?   ­Что нужно сделать, чтобы слон            спокойно прошёл  по лестнице?  Давайте подумаем.                                                                     ­ Что любит делать слон? свободно проходить слон.                                                                              ­ Как провести слона по лестнице.                                                                              ­ Нужно чем­нибудь заманить.  ­ Слон любит сладости.  ­ Слона можно поманить овощами или  фруктами.  ­ Купаться! Вдруг он устал и ему хочется  водой обливаться. ­ Можно налить воду в таз, дать слону  набрать в хобот, чтобы обливался. И так  вести его по ступенькам.    ­ Прочитайте 1 абзац (с. 34).  Расскажите, что в этой ситуации  придумал папа? ­ Слона завели домой. Разместили в  гостиной. Какие появились проблемы  после решения этой задачи?  В чём тут  задача?     10. Проблема V   Шаг № 1:   Как удержать слона? Чем можно  удержать слона?  Шаг № 2. Какое будет тогда  действие?                                                                     Шаг № 3 –Подумайте насчёт  гуманности, как будет чувствовать  ­ Привязать слона для того, чтобы он в доме  ничего не перетоптал. ­ Приковать для того, чтобы он ничего не  натворил. ­ Посадить на цепь  ­ Не приковывать, ни сажать на цепь потому, что ему будет больно. себя слон, ведь он – живое существо. Шаг № 4 Составление противоречия  Решение задачи:  Что же нужно сделать, чтобы решить  эту проблемную задачу? ­ Отгородить гостиную специальной  загородкой для слона, заколотив её в стены.  ­ Отец сказал, что у него дома крепкий пол.  Может как­то вбить в пол кол и зацепить  слона за ногу.                                                      ­ Соорудить клетку как в зоопарке.  ­ Лошадям же перевязывают ноги, чтобы они не ускакали. Так же завязать слону.                                                                              ­ Зацепить или одну ногу, или 2 ноги  перевязать. Шаг № 5  ­Какое решение будет идеальным? Прочитайте, как это сказано у автора  (с. 34) 11. Итог Какие задачи сегодня решали?  Как мы их решали? Для чего мы это делали?  Что вам понравилось? А что нет? *Ответы детей взяты и записаны с проведенного урока  8. Итог урока ­ Подведём итог. Осталось ответить на вопрос урока: Зачем же русский писатель  Куприн  придумал такую историю «СЛОН»?  Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные  поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких  трудностей. А вы как относитесь к своим родителям? 9. Оценки 10. Домашнее задание Придумать свою невероятную историю с обычными вещами.

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»

Урок литературного чтения, 3 класс по теме "И. Куприн «Слон»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2018