Конспект урока литературное чтение. Тема: "Творчество Л.Н. Толстой" Обобщение.
Оценка 4.9

Конспект урока литературное чтение. Тема: "Творчество Л.Н. Толстой" Обобщение.

Оценка 4.9
docx
18.08.2021
Конспект урока литературное чтение. Тема: "Творчество Л.Н. Толстой" Обобщение.
Открытый урок литерат. чтение.docx

Предмет: литературное чтение

Класс: третий

Тема урока: Творчество Л.Н.Толстого. Продолжение.

Цель: создать условия для ознакомления  учащихся с творчеством Л.Н.Толстого и его произведениями.

Задачи:

·        Образовательные: обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого, закрепить знания учащихся об особенностях жанров произведений; обобщить особенности басни в прозаической форме, умение находить ее мораль.

·        Развивающие: развитие речи (умения оформлять свои мысли в устной форме), находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; обогащать словарный запас; развитие умения анализировать и оценивать прочитанное; развивать творческие способности.

·        Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству Л. Н. Толстого; воспитание доброты, ответственности за свои поступки, честности, чувства товарищества, желания прийти на помощь однокласснику; формировать умения работать в паре, в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения

Тип урока: урок методологической направленности

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое  оборудование:

-для учителя: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация «Творчество Толстого», портрет Л. Н.Толстого,  выставка книг, энциклопедия,  толковый словарь, 4модели  обложек  к произведениям, плакат «Правила работы в группе», стаканчики с рисом, фото выставка.

 -для учеников: учебник, карточки для индивидуальной работы, пословицы для каждого ученика.

 

 

 

Ход урока.

 

1. Орг. момент.

- Я очень рада  видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь своему товарищу и мне.

- У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Покажите им свое уважение, поздоровайтесь.

- А какие знаки приветствия без слов вы знаете?

- А попробуйте  догадаться, что обозначает мое приветствие. (Я о вас думаю, я о вас говорю, вы в моем сердце).

- Может кто-то из вас возьмет это приветствие на вооружение и будет им пользоваться. Оно войдет в вашу жизнь.

- Присаживайтесь.

 

2.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

 

- Я провела эксперимент. Взяла 2 стаканчика, насыпала в них рис, налила воду и одному стаканчику говорила здравствуй мой хороший, какой ты замечательный, ты самый лучший, ты такой полезный, я так рада, что ты у меня есть, я буду о тебе заботиться и у тебя все будет хорошо. А другому я говорила, какой ты противный, я тебя не люблю, зачем ты вообще здесь стоишь, ты мне не нравишься.

- Скажите, как я относилась к стаканчикам с рисом?

Эксперимент я проводила в течении нескольких недель. Как вы думаете, какие результаты получились в ходе этого эксперименты?

- Какая была цель этого эксперимента. Какую гипотезу предположим, зачем проводился эксперимент? (Какое значение имеют добрые дела и поступки).

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о добре.

- У нас урок литературного чтения и речь будет идти о каких-то текстах, о каких-то рассказах.

- Я сейчас хочу вас пригласить на фото-выставку.

- Все что вы увидите на фото-выставке, указывает на одного человека. Ваша задача узнать, о каком человеке пойдет  речь и определить чем он занимался.

- Чем увлекался этот человек?

- Чем интересовался?

- Как вы думаете, в какое  время он жил? Почему так решили?

- У кого уже есть версии, кто этот человек?

- Говорить будем вот об этом человеке, это Л.Н.Толстой. Это великий русский писатель. Что вы знаете об этом писателе?

- Как вы думаете, что объединяет добро и Л.Н. Толстого? Можно ли творчество Толстого связать со словом добро, доброта?

- Предположите тему урока. (Добро, в творчестве Л.Н. Толстого)

 

3. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднений.

 

- Какую цель, мы поставим перед собой на уроке? (Можно ли  слово добро связать с творчеством Л.Н.Толстого).

- Что бы это доказать, на какие вопросы мы должны будем ответить, какие задачи решить?

1. Определить, был ли Л.Н. Толстой добрым человеком?

2. Прочитать произведения писателя и найти в них добро.

3. Работать над выразительностью чтения.

 

Л.Н. Толстой высказывал следующую мысль «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»

- Как вы понимаете эту мысль? Почему надо делать добро?

 

4.Реализация построенного проекта.

 

- Можно ли сказать, что Толстой был добрым человеком? Вспомните, какие добрые дела в своей жизни сделал писатель? (Построил школу в Ясной поляне для крестьянских детей; написал книгу «Азбука», бесплатно учил детей, не наказывал учеников.)

Вывод: Л.Н. Толстой любил детей, сам был добрым человеком. Это мы выяснили.

 

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

 

Л.Н. говорил «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»

Давайте теперь посмотрим в каких произведениях мы можем наблюдать добро или добрые поступки героев.

Задание для работы в группе:

Читаете произведение по цепочке. Читаете каждый по абзацу. После прочтения вам нужно определиться где идет  описание доброго поступка и этот отрывок прочитать.

1 группа -читает по цепочке (сказка «Два брата»)

2 группа -шепотом по часовой стрелке по цепочке (быль «Лев и собачка»)

3 группа -против часовой стрелки по цепочке по абзацу (былина «Как боролся русский богатырь»)

4 группа- по ролям (басня «Белка и волк»)

- Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе. (Можно ли работать по-доброму? Что это значит?)

 

Чтение отрывка из произведения (все слушают и соглашаются или нет)

 

- Скажите, а к какому жанру относятся эти произведения, которые вы только что прочитали?

- У вас на партах лежат модели обложек к вашим книгам. Мы выяснили, что эти произведения относятся к разным жанрам, а  могут ли все они находится в одной книге? (Да, все они одного автора и все о добре, о товариществе, о дружбе, любви к Родине и др.)

- Составим сборник. Как он будет называться?

- Название сборника вы можете подобрать сами, составив предложение из нескольких частей.

Дети составляют пословицу и выбирают ту, которая больше всего подходит к сборнику.

- Что у вас получилось. Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Доброе братство милее богатства.

Доброе дело питает душу и тело.

Жизнь дана на добрые дела.

 

- А вы, ребята, в своей жизни совершаете хорошие добрые поступки?

 

- Сейчас предлагаю поработать с синквейнами, в которых зашифровано слово, относящееся к добру. После того, как вы отгадаете это слово, вам нужно доказать, что это слово символизирует добро.

1.Солнце.
Жаркое, палящее.
Светит, печет, утомляет.
Невозможно долго находиться на улице.

                 

2. Улыбка

Добрая, красивая

Сияет, блистает, украшает

Выражает удовольствие, приветствие, доброжелательность

3. Дружба.
Школьная, настоящая.
Крепнет, длится, существует.
Каждому человеку нужен друг.

4. Мир.
Обитаемый, затерянный.
Путешествуют, знакомятся, фотографируют.
Состояние спокойствия, согласия и отсутствие вражды.

- Да, действительно, все эти слова символизируют добро.

 

- Но есть еще обратная сторона, неприятная, о которой мы сегодня не говорим, что это за поступки? Вот все эти злые поступки, дела собрались в этой черной коробочке. У нас с вами важная миссия, нам нужно избавиться от этого. Как вы думаете, что можно с этим сделать, чтобы уничтожить и больше никогда не встречать? (Ответы детей)

 

- Вот у меня есть некая среда, это не вода, это не просто какая-то пилюля, это плохие, злые дела и поступки, что мы сейчас сделаем?

 

- Как вы думаете, что же это за среда, которая побеждает зло? (Сердце)

 

- Я хочу прочитать вам одно стихотворение, оно называется «Доброе сердце» (автор М. Садовский)

Доброе сердце

Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
— Ну что ж, — сказала мама, — пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка…
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
— Ну, что ж, — она сказала, — пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка…
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
— Ну, что ж, — сказала мама, — пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка…
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: — Пусть живут
В квартире так чудесно,
Если потесниться, тут
И нам найдётся место!

 

6. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

-Какую учебную цель и какие задачи мы поставили на уроке?

-Смогли мы их достичь?

-Какие трудности встретили на уроке?

- Я узнал на уроке что…

- Мне больше всего запомнилось …

 

Вы вместе работали и знаете кто, как работал на уроке. Подумайте  и решите какие оценки кому поставите?

 

7. Домашнее задание по выбору.

1. Написать благодарственное письмо Л.Н.Толстому.

2. Написать своё небольшое произведение (сказку, рассказ, быль)

3. Нарисовать иллюстрацию к своим хорошим делам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предмет: литературное чтение

Предмет: литературное чтение

Я провела эксперимент. Взяла 2 стаканчика, насыпала в них рис, налила воду и одному стаканчику говорила здравствуй мой хороший, какой ты замечательный, ты самый лучший,…

Я провела эксперимент. Взяла 2 стаканчика, насыпала в них рис, налила воду и одному стаканчику говорила здравствуй мой хороший, какой ты замечательный, ты самый лучший,…

Применение знаний и умений в новой ситуации

Применение знаний и умений в новой ситуации

Дружба. Школьная, настоящая.

Дружба. Школьная, настоящая.

Я как-то в дом принёс щенка,

Я как-то в дом принёс щенка,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2021