Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская гимназия №13
«ПРОЕКТНО –ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
Разработала:
учитель английского языка
МБОУ Одинцовская гимназия №13
Московской области
Андреева Марина Владимировна
Одинцово-2023
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
1.1. Актуальность проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка
Каждый учитель иностранного языка осознает, насколько значимо сохранить интерес к преподаваемому предмету. К сожалению, мы сталкиваемся с трудностями, как этого добиться. Оказавшись вне школы, ученик испытывает затруднения практического применения языка и понимает, что он не может воспользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Вследствие этого снижается уровень мотивации, а также и интерес к иностранному языку в целом. Проблема сохранения мотивации к моему предмету волнует и меня. Я придерживаюсь мнения, что проектно-исследовательская деятельность является важным средством формирования мотивации к изучению иностранного языка.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Данная технология отличается от олимпиад тем, что ею могут с успехом заниматься не только отличники: ученик выбирает тему, которая ему интересна, и развивает ее в соответствии с поставленными задачами. Важно, чтобы у детей была личная заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые им пригодятся в жизни. Для этого необходима проблема, приближенная к настоящей жизни. Данная проблема должна быть знакома и важна для ученика. Для ее решения ученику необходимо применить знания, которые у него имеются, и те знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может указать на источники информации или просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Таким образом, я выделяю наиболее важные факторы, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектно- исследовательском обучении:
Ø связь темы проекта/исследования с реальной жизнью: тема проекта или исследования должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности;
Ø очень важно в процессе применения проектно-исследовательской деятельности добиться личностного принятия идеи проекта или проблемы исследования и пробуждения интереса к реализации;
Ø учитель переходит с позиции лидера в позицию консультанта, что дает учащимся настоящую независимость и возможность проявить свою собственную инициативу и самостоятельность в процессе выполнения проекта или исследования, способствует саморазвитию личности.
Очень важно и то, что проектно-исследовательская технология личностно ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Следует отметить, что в ходе работы над проектом или исследованием затрагиваются все виды деятельности - чтение, аудирование, говорение и письмо.
Проектную деятельность я рассматриваю как один из эффективных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка. В ходе проектной деятельности английский язык выступает как средство, с помощью которого ученики добывают необходимые им знания, и как способ общения друг с другом.
Проектная технология как способ организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка может быть использована на любом этапе обучения.
Следует выделить основные этапы в работе над проектом:
1. Планирование. На данном этапе организуется групповое обсуждение проблемы. Например: Великобритания. Далее – деление на подтемы (История, Обычаи, Традиции, Достопримечательности, Известные люди). Также на этом этапе происходит разделение детей на группы. Деление происходит по общим интересам, но я стараюсь формировать группы с разным уровнем знаний, подготовки и навыков. Благодаря этому у детей с невысоким уровнем знаний и навыков повышается интерес к работе. Далее учащиеся выбирают подтемы в соответствии со своими интересами. На данном этапе сразу оговариваются сроки работы над проектом.
2. Аналитический этап. На данном этапе учащиеся работают с информацией, анализируют ее и обрабатывают.
Работая над проектом, ученики наполняют его содержанием, распределяют ответственность и роли и приступают к сбору фактического материала.
На этом этапе у учащихся формируются навыки исследовательской деятельности, развиваются умения работать с источником, анализировать, сравнивать и обобщать. Чтение текстов, прослушивание аудиоматериалов и просмотр видеофильмов побуждают учеников к устной речи, что приводит к обогащению словарного запаса.
3. Этап обобщения информации предполагает структурирование полученной информации.
4. Защита проекта. Практика показывает, что защита проектов чаще всего проходит в виде презентаций.
При использовании проектной технологии я чаще всего использую групповую (от 3 до 5 человек) или парную форму работы в зависимости от темы. Я считаю, что важным является и то, что учащиеся работают в малых группах. Практика показывает, что в группе встречаются дети с различным уровнем языковой подготовленности. В ходе работы над проектом его участники учатся определять объем информации и последовательность работы с ней, каждый ученик вносит свой вклад в реализацию проекта в зависимости от знаний и своих интересов. Каждый несет ответственность за выполнение проекта в равной мере, а также ученику необходимо представить результаты своей работы. Деятельность учащихся носит целенаправленный, осмысленный характер. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем.
При проектной работе в своей деятельности я используем краткосрочные проекты (2-
4 уроков) и долгосрочные (четверть, полугодие, год).
Одним из вариантов выполнения краткосрочных проектов может стать разрешение учебной проблемы, возникшей в процессе усвоения учебного материала.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.
Проектную деятельность я применяю не только при работе с учащимися среднего и старшего звена, а также при работе с учащимися младшего звена.
Учащихся я знакомлю с основными правилами и требованиями к проектной деятельности:
ü в проекте должна быть решена определенная проблема;
ü в ходе проекта проводится исследовательская работа;
ü проект должен выполняться самостоятельно учащимися;
ü учитель выполняет роль консультанта;
ü проект должен иметь практическую значимость;
ü по итогам проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет. Учащиеся могут выполнять следующие типы проектов:
1. Творческие (создать совместную газету, подготовить и показать драматизацию).
2. Ролевые/игровые, которые предлагают участникам принять на себя роли, определенные содержанием проекта.
3. Информационные, реализуя которые участники собирают определенную информацию о каком-либо объекте, анализируют и обобщают полученные данные, а затем информируют других участников о полученных сведениях.
4. Прикладные, результаты которых ориентированы на социальные интересы участников проекта, например, выработка определенных рекомендаций, подготовка справочного материала.
Разберем на примере использования проектной деятельности в 9 классе по теме:
«Англоязычные страны»
Работа над проектом проходит в два этапа:
1. Изучение тем второго раздела учебника «Англоязычные страны».
2. Работа над проектом.
Работа над проектом занимает 3 урока.
На первом уроке изучаем англоговорящие страны, я объясняю цель проекта, определяем тему и задачи, учащиеся делятся на группы, обсуждают тему, выдвигают гипотезы. Учитель дает план описания и исследования страны: географическое положение, население, языки, история, экономика.
На следующем уроке работа проходит в группах, обсуждаются источники информации, подбирается сама информация. Учащиеся могут проконсультироваться у учителя.
На заключительном уроке проекта учащиеся представляют свои проекты- исследования. Для оценивания проекта я привлекаю учащихся (по одному от группы).
Ученые и педагоги считают, что исследовательская деятельность в ходе образовательного процесса стимулирует дальнейшее самоопределение и саморазвитие личности, т.к. эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовательскую деятельность рассматривают как один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:
1. Данная деятельность основана на выполнении ее участниками творческой задачи с заранее неизвестным решением.
2. Несмотря на тот факт, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний и умений, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её основной целью является уяснение сущности явления, т.е. достижение истины.
При работе над исследованием, я выделяю следующие этапы:
1. Определение проблемы.
2. Выдвижение гипотезы: обоснование, определение целей и задач.
3. Выбор методов исследования.
4. Проведение исследования: работа с литературой, источниками интернета, приведение фактов, подбор аргументов, анализ фактов, проведение опроса.
5. Оформление результатов исследования.
6. Обобщение выполненного исследования.
При использовании исследовательской технологии учащиеся приобретают следующие компетенции:
Ø умения работать с источниками информации;
Ø умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщать и делать соответствующие выводы, моделировать;
Ø умения размышлять, творчески мыслить, а также творчески подходить к решению поставленной цели и задачи;
Ø умения правильно оформлять работу;
Ø формируются навыки использования таких методов исследования, как наблюдение, беседа, анкетирование, изучение литературы (сбор необходимой информации), эксперимент, демонстрация опыта;
Ø речевые навыки;
Ø учащиеся приобретают опыт отстаивания своей точки зрения;
Ø ведения дискуссии.
При оценке проекта или исследования я использую следующие критерии:
ü важность и актуальность выдвинутых проблем;
ü соответствие используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
ü активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
ü доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
ü эстетичность оформления результатов выполненного проекта или исследования;
ü умение отвечать на вопросы экспертов, аргументированность ответов.
Одной из основных моих педагогических задач, в частности, является способность учеников применить на практике знания, полученные на уроке. Мне представляется важным аспект методической работы в школе – формирование исследовательской культуры каждого ученика. Я считаю, что данный аспект необходим, чтобы соответствовать новым условиям. В процессе проектно-исследовательской деятельности развивается познавательная активность школьника, удовлетворенность собой и своими результатами. Данная деятельность является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Считаю, что английский язык как учебный предмет дает широкие возможности для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности, а также развития творческих способностей учащихся.
По моему мнению, при применении проектно-исследовательской деятельности у детей вырабатываются навыки публичных выступлений, умение слушать собеседника. Учащиеся становятся более раскованными, уверенными в себе. Проектно- исследовательскую технологию я применяю не только на уроках, а также во внеурочной деятельности. Особое внимание уделяю межпредметной связи с предметами гуманитарного цикла: историей, русским языком и литературой.
Анализируя свой педагогический опыт, могу сделать вывод, что правильно организованная проектно-исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время способствует повышению мотивации к изучению предмета учащимися, развитию творческого потенциала и повышению эффективности обучения.
.
1. Зимняя, И.А., Сахарова, Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.
2. Мартьянова, Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.
3. Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998.
4. Леонтович, А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001, с.33-37.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.