Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
английский язык
29.01.2023
Статья
проектно исследовательская деятельность.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская гимназия №13

 

 

 

 

 

 

 

«ПРОЕКТНО –ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   Разработала:

учитель английского языка

МБОУ Одинцовская гимназия №13

Московской области

Андреева Марина Владимировна

                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

Одинцово-2023


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

 

 

Глава 1. Применение проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка

1.1.                 Актуальность проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка

Каждый учитель иностранного языка осознает, насколько значимо сохранить интерес к преподаваемому предмету. К сожалению, мы сталкиваемся с трудностями, как этого добиться. Оказавшись вне школы, ученик испытывает затруднения практического применения языка и понимает, что он не может воспользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Вследствие этого снижается уровень мотивации, а также и интерес к иностранному языку в целом. Проблема сохранения мотивации к моему предмету волнует и меня. Я придерживаюсь мнения, что проектно-исследовательская деятельность является важным средством формирования мотивации к изучению иностранного языка.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Данная технология отличается от олимпиад тем, что ею могут с успехом заниматься не только отличники: ученик выбирает тему, которая ему интересна, и развивает ее в соответствии с поставленными задачами. Важно, чтобы у детей была личная заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые им пригодятся в жизни. Для этого необходима проблема, приближенная к настоящей жизни. Данная проблема должна быть знакома и важна для ученика. Для ее решения ученику необходимо применить знания, которые у него имеются, и те знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может указать на источники информации или просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Таким образом, я выделяю наиболее важные факторы, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектно- исследовательском обучении:

Ø     связь темы проекта/исследования с реальной жизнью: тема проекта или исследования должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности;

Ø     очень важно в процессе применения проектно-исследовательской деятельности добиться личностного принятия идеи проекта или проблемы исследования и пробуждения интереса к реализации;

Ø     учитель переходит с позиции лидера в позицию консультанта, что дает учащимся настоящую независимость и возможность проявить свою собственную инициативу и самостоятельность в процессе выполнения проекта или исследования, способствует саморазвитию личности.


Очень важно и то, что проектно-исследовательская технология личностно ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Следует отметить, что в ходе работы над проектом или исследованием затрагиваются все виды деятельности - чтение, аудирование, говорение и письмо.

 

1.2.                 Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка

Проектную деятельность я рассматриваю как один из эффективных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка. В ходе проектной деятельности английский язык выступает как средство, с помощью которого ученики добывают необходимые им знания, и как способ общения друг с другом.

Проектная технология как способ организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка может быть использована на любом этапе обучения.

Следует выделить основные этапы в работе над проектом:

1.                  Планирование. На данном этапе организуется групповое обсуждение проблемы. Например: Великобритания. Далее – деление на подтемы (История, Обычаи, Традиции, Достопримечательности, Известные люди). Также на этом этапе происходит разделение детей на группы. Деление происходит по общим интересам, но я стараюсь формировать группы с разным уровнем знаний, подготовки и навыков. Благодаря этому у детей с невысоким уровнем знаний и навыков повышается интерес к работе. Далее учащиеся выбирают подтемы в соответствии со своими интересами. На данном этапе сразу оговариваются сроки работы над проектом.

2.                  Аналитический этап. На данном этапе учащиеся работают с информацией, анализируют ее и обрабатывают.

Работая над проектом, ученики наполняют его содержанием, распределяют ответственность и роли и приступают к сбору фактического материала.

На этом этапе у учащихся формируются навыки исследовательской деятельности, развиваются умения работать с источником, анализировать, сравнивать и обобщать. Чтение текстов, прослушивание аудиоматериалов и просмотр видеофильмов побуждают учеников к устной речи, что приводит к обогащению словарного запаса.

3.                  Этап обобщения информации предполагает структурирование полученной информации.

4.                  Защита проекта. Практика показывает, что защита проектов чаще всего проходит в виде презентаций.

При использовании проектной технологии я чаще всего использую групповую (от 3 до 5 человек) или парную форму работы в зависимости от темы. Я считаю, что важным является и то, что учащиеся работают в малых группах. Практика показывает, что в группе встречаются дети с различным уровнем языковой подготовленности. В ходе работы над проектом его участники учатся определять объем информации и последовательность работы с ней, каждый ученик вносит свой вклад в реализацию проекта в зависимости от знаний и своих интересов. Каждый несет ответственность за выполнение проекта в равной мере, а также ученику необходимо представить результаты своей работы. Деятельность учащихся носит целенаправленный, осмысленный характер. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем.

При проектной работе в своей деятельности я используем краткосрочные проекты (2-

4 уроков) и долгосрочные (четверть, полугодие, год).

Одним из вариантов выполнения краткосрочных проектов может стать разрешение учебной проблемы, возникшей в процессе усвоения учебного материала.


Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.

Проектную деятельность я применяю не только при работе с учащимися среднего и старшего звена, а также при работе с учащимися младшего звена.

Учащихся я знакомлю с основными правилами и требованиями к проектной деятельности:

ü     в проекте должна быть решена определенная проблема;

ü     в ходе проекта проводится исследовательская работа;

ü     проект должен выполняться самостоятельно учащимися;

ü     учитель выполняет роль консультанта;

ü     проект должен иметь практическую значимость;

ü     по итогам проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет. Учащиеся могут выполнять следующие типы проектов:

1.                       Творческие (создать совместную газету, подготовить и показать драматизацию).

2.                       Ролевые/игровые, которые предлагают участникам принять на себя роли, определенные содержанием проекта.

3.                       Информационные, реализуя которые участники собирают определенную информацию о каком-либо объекте, анализируют и обобщают полученные данные, а затем информируют других участников о полученных сведениях.

4.                       Прикладные, результаты которых ориентированы на социальные интересы участников проекта, например, выработка определенных рекомендаций, подготовка справочного материала.

Разберем на примере использования проектной деятельности в 9 классе по теме:

«Англоязычные страны»

Работа над проектом проходит в два этапа:

1.                       Изучение тем второго раздела учебника «Англоязычные страны».

2.                       Работа над проектом.

Работа над проектом занимает 3 урока.

На первом   уроке   изучаем   англоговорящие   страны, я   объясняю   цель проекта, определяем тему и задачи, учащиеся делятся на группы, обсуждают тему, выдвигают гипотезы. Учитель дает план описания и исследования страны: географическое положение, население, языки, история, экономика.

На следующем уроке работа проходит в группах, обсуждаются источники информации, подбирается сама информация. Учащиеся могут проконсультироваться у учителя.

На заключительном уроке проекта учащиеся представляют свои проекты- исследования. Для оценивания проекта я привлекаю учащихся (по одному от группы).

 

1.3.  Исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка

Ученые и педагоги считают, что исследовательская деятельность в ходе образовательного процесса стимулирует дальнейшее самоопределение и саморазвитие личности, т.к. эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовательскую деятельность рассматривают как один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

1.                       Данная деятельность основана на выполнении ее участниками творческой задачи с заранее неизвестным решением.


2.                       Несмотря на тот факт, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний и умений, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её основной целью является уяснение сущности явления, т.е. достижение истины.

При работе над исследованием, я выделяю следующие этапы:

1.                       Определение проблемы.

2.                       Выдвижение гипотезы: обоснование, определение целей и задач.

3.                       Выбор методов исследования.

4.                         Проведение исследования: работа с литературой, источниками интернета, приведение фактов, подбор аргументов, анализ фактов, проведение опроса.

5.                       Оформление результатов исследования.

6.                       Обобщение выполненного исследования.

При     использовании    исследовательской     технологии    учащиеся     приобретают следующие компетенции:

Ø      умения работать с источниками информации;

Ø      умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщать и делать соответствующие выводы, моделировать;

Ø      умения размышлять, творчески мыслить, а также творчески подходить к решению поставленной цели и задачи;

Ø      умения правильно оформлять работу;

Ø      формируются навыки использования таких методов исследования, как наблюдение, беседа, анкетирование, изучение литературы (сбор необходимой информации), эксперимент, демонстрация опыта;

Ø      речевые навыки;

Ø      учащиеся приобретают опыт отстаивания своей точки зрения;

Ø      ведения дискуссии.

При оценке проекта или исследования я использую следующие критерии:

ü      важность и актуальность выдвинутых проблем;

ü      соответствие используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

ü      активность     каждого     участника     проекта     в     соответствии     с     его индивидуальными возможностями;

ü      доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

ü      эстетичность     оформления     результатов     выполненного    проекта     или исследования;

ü      умение отвечать на вопросы экспертов, аргументированность ответов.

 

Вывод

Одной из основных моих педагогических задач, в частности, является способность учеников применить на практике знания, полученные на уроке. Мне представляется важным аспект методической работы в школе формирование исследовательской культуры каждого ученика. Я считаю, что данный аспект необходим, чтобы соответствовать новым условиям. В процессе проектно-исследовательской деятельности развивается познавательная активность школьника, удовлетворенность собой и своими результатами. Данная деятельность является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.


Считаю, что английский язык как учебный предмет дает широкие возможности для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности, а также развития творческих способностей учащихся.

По моему мнению, при применении проектно-исследовательской деятельности у детей вырабатываются навыки публичных выступлений, умение слушать собеседника. Учащиеся становятся более раскованными, уверенными в себе. Проектно- исследовательскую технологию я применяю не только на уроках, а также во внеурочной деятельности. Особое внимание уделяю межпредметной связи с предметами гуманитарного цикла: историей, русским языком и литературой.

Анализируя свой педагогический опыт, могу сделать вывод, что правильно организованная проектно-исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время способствует повышению мотивации к изучению предмета учащимися, развитию творческого потенциала и повышению эффективности обучения.

.

Список источников информации

 

1.                  Зимняя, И.А., Сахарова, Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. – 1991. – 3. – С. 9-15.

2.                  Мартьянова, Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.

3.                  Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998.

4.                  Леонтович, А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001, с.33-37.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе

Очень важно и то, что проектно-исследовательская технология личностно ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

Очень важно и то, что проектно-исследовательская технология личностно ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально

Несмотря на тот факт, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний и умений, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т

Несмотря на тот факт, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний и умений, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т

Считаю, что английский язык как учебный предмет дает широкие возможности для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности, а также развития творческих способностей учащихся

Считаю, что английский язык как учебный предмет дает широкие возможности для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности, а также развития творческих способностей учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2023