Урок литературного чтения
Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово». Пересказ.
Цель: познакомить детей с рассказом В.А.Осеевой «Волшебное слово», развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого; учить связано излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей анализировать литературное произведение.
2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.
Развивающие:
1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.
3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.
Форма урока:
проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.
Приемы: корзина идей, синквейн, чтение с остановками, кластер, использование «толстых» и «тонких» вопросов, древо предсказаний.
Оборудование: текст произведения напечатан на листах для каждого ученика; маленькие сердечки розового и белого цветов; большое красное сердце; разрезанные пословицы; презентация, экран, проектор, ноутбук.
Ход урока.
1.Орг. момент. Психологический настрой.
Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
1.Работа над скороговоркой.
Прочитать скороговорку 3 раза - медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок
и четко проговаривая все звуки.
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.
2. Работа с таблицами согласных букв Дети четко проговаривают согласные буквы в отдельности и в соединении с гласными звуками.
3. Работа над дыханием:
а) звукоподражание: Шум леса -Ш-ш-ш
Полёт пчелы -З-з-з
Полёт жука -Ж-ж-ж
Накачивание воздуха –Ф-ф-ф
Сдутие мяча –С-с-с
Заканчивается работа над дыханием тем, что дети вдыхают аромат цветка.
2.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы познакомились с произведением Ю.Ермолаева «Два пирожных». Какие пословицы вы подобрали о дружбе и справедливости?
3.Актуализация знаний.
-Каких людей вы встречаете чаще: хороших или плохих?
-Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека?
-На зеленой карточке у вас в два столбика записаны слова, обозначающие название предметов и слова, обозначающие признак предмета.
сказка деревянная
палочка красивый
лампа интересная
слово настольная
цветок волшебное
-Стрелкой соедините слова, связанные по смыслу.
-Давайте проверим правильность выполнения задания.
-Какое словосочетание здесь лишнее? Почему?
- Можем ли мы употребить слово «волшебное» с другими славами из первого столбика? Что у вас получилось?
- Предположите, какое из этих словосочетаний будет темой нашего урока.
-Составьте кластер «Волшебные слова»
-Как слово может действовать на поведение человека? Запишите свои мысли и поместите их в корзину идей (дети работают в группах).
-На доске зашифровано имя и фамилия автора этого произведения. Назовите его.
( а,В,а,н,т,е,л,и ; в,с,е,а,е,О)
4.Физминутка
5. Осмысление.
Знакомство с новой темой.
1. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил побежал домой»)
-Читать рассказ будем с остановками. Свое отношение к поведению героев, отмечайте знаками на листе текста:
+ - нравится поведение героя, - - не нравится поведение героя.
- Поведение какого героя вам понравилось и почему?
- Найдите в тексте, как выглядел старичок.
-Кого он вам напомнил? (Волшебника)
-Почему? (Он говорит о волшебном слове)
-А что вы можете сказать о Павлике? Почему?
- Найдите в тексте (1 часть) слова, подтверждающие вашу точку зрения.
2. Ведение бортового журнала.
- Откройте бортовой журнал и сделайте запись в первом столбике, описав действия мальчика.
Присел
Покосился
Буркнул
сжал кулаки
засопел от обиды,
стукнул кулаком
3. Самостоятельное чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)
-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?
- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?
- Как только вы найдете это слово, остановитесь.
- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).
4. Древо предсказаний.
5. Самостоятельное чтения рассказа до конца.
- Дочитайте рассказ.
-Оправдались ли ваши предположения? (обращение к древу предсказаний)
5. Физминутка.
Вы,
наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
6.Работа над образом героя.
1. Продолжение работы с бортовым журналом.
Откройте бортовой журнал. Запишите во 2-ом столбике, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.
говорил тихим голосом,
смотрел в глаза,
думал о волшебном слове,
подпрыгнул от радости,
прошептал,
глядя в глаза,
прислушивался,
сидел тихо,
положил руку на плечо,
попросил тихо
- Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях?
-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?
-Сравните свои записи. (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).
7. Рефлексия.
1. Корзина идей.
-Давайте вернемся к нашей корзине идей и проверим ваши предположения. Оправдались ли они?
- Как слово может действовать на поведение человека?
- Что вы предполагали в начале урока?
-Что нового узнали?
-Какой вывод вы можете теперь сделать?
3. Творческая работа. Работа группами.
Задание 1. Синквейн.
-Заканчивая разговор о волшебном слове, я предлагаю каждой группе написать синквейн.
-Давайте вспомни, что такое синквейн и как он строится.
(Примерные синквейны:
1 группа:
1. Слово
2. Волшебное, доброе.
3. Произносится, помогает, радует.
4. Волшебное слово действует!
5. Радость.
2 группа:
1. Мальчик
2. Сердитый, грубый.
3. Слушает, проверяет, изменяется.
4. Помогло! Опять помогло!
5. Спасибо!
3 группа:
1.Старик.
2. Добрый , мудрый.
3.Наблюдает, спрашивает, советует.
4. Это волшебное слово!
5. Волшебник.
Задание 2. «Соберите пословицы»
1. Доброе слово, путь к сердцу откроет.
2. Вежливость украшает человека.
3. Доброе слово для человека, что дождь в засуху.
Задание 3. «Сердечко чувств».
- У меня на столе сердечки двух цветов: розовый – меня взволновало, я сопереживаю;
белый – мне было безразлично.
-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на большое сердце на доске.
-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.
8.Домашнее задание. (Мини – сочинение) ,стр.87-92.
Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам помогло волшебное слово. Попробуйте себя дома в роли автора, и напишите об этой истории. Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.