Конспект урока литературного чтения
Оценка 4.6

Конспект урока литературного чтения

Оценка 4.6
doc
12.03.2023
Конспект урока литературного чтения
конспект по литературному чтению.doc

Урок  литературного  чтения

Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово». Пересказ.

 

Цель:  познакомить детей с рассказом В.А.Осеевой «Волшебное слово», развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого; учить связано излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Задачи:

Обучающие:

1. Учить детей анализировать литературное произведение.

2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

3.  Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.

 

Развивающие:

1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.

3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.

 

Форма урока: 

проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

 

Форма работы:  индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.

Приемы: корзина идей, синквейн, чтение с остановками, кластер, использование «толстых»  и «тонких» вопросов, древо предсказаний.

Оборудование:   текст произведения  напечатан на листах для каждого ученика; маленькие сердечки розового и белого цветов; большое красное сердце; разрезанные пословицы; презентация, экран, проектор,  ноутбук.

Ход  урока.

1.Орг.  момент. Психологический настрой.

Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

1.Работа над скороговоркой.
Прочитать скороговорку 3 раза - медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая все звуки.

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

2. Работа с таблицами согласных букв Дети четко проговаривают согласные буквы в отдельности и в соединении с гласными звуками.

3. Работа над дыханием:

а) звукоподражание: Шум леса -Ш-ш-ш
Полёт пчелы -З-з-з

Полёт жука -Ж-ж-ж
Накачивание воздуха –Ф-ф-ф
Сдутие мяча –С-с-с
Заканчивается работа над дыханием тем, что дети вдыхают аромат цветка.

 

2.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились с произведением Ю.Ермолаева «Два пирожных». Какие пословицы вы подобрали о дружбе и справедливости?

 3.Актуализация знаний.

-Каких людей вы встречаете чаще: хороших или плохих?

-Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека?

-На зеленой карточке у вас   в два столбика записаны слова, обозначающие название предметов  и слова, обозначающие признак предмета.

 

сказка                                            деревянная

палочка                                         красивый

лампа                                            интересная

слово                                             настольная

цветок                                           волшебное

 

-Стрелкой соедините слова,  связанные по смыслу. 

-Давайте проверим правильность выполнения задания.

-Какое словосочетание здесь лишнее? Почему?

- Можем ли мы употребить слово «волшебное» с другими славами из первого столбика? Что у вас получилось?

- Предположите, какое из этих словосочетаний будет темой нашего урока.

 

 

 

 

 

-Составьте кластер «Волшебные слова» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-Как слово может действовать на поведение человека?  Запишите свои мысли и поместите их в корзину идей (дети работают в группах).

-На доске зашифровано имя и фамилия автора этого произведения. Назовите его.

( а,В,а,н,т,е,л,и ;  в,с,е,а,е,О) 

 

4.Физминутка

5. Осмысление.

Знакомство с новой темой.

1. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил  побежал домой»)

-Читать рассказ будем с остановками. Свое отношение к поведению героев, отмечайте знаками на листе текста:

+ - нравится поведение героя, - - не нравится поведение героя.

- Поведение какого героя вам понравилось и почему?

- Найдите в тексте,  как выглядел старичок.

-Кого он вам напомнил?  (Волшебника)

-Почему? (Он говорит о волшебном слове)

 

-А что вы можете сказать о Павлике? Почему?

- Найдите в тексте (1 часть)  слова, подтверждающие вашу точку зрения.

2. Ведение бортового журнала.

- Откройте бортовой журнал и сделайте запись в первом столбике, описав действия мальчика.

Присел

Покосился

 Буркнул

сжал кулаки

 засопел от обиды,

 стукнул кулаком

 

3. Самостоятельное  чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)

-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?

- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?

- Как только вы найдете это слово, остановитесь.

- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).

 

 

4. Древо предсказаний.

 

Скругленный прямоугольник: Ствол дерева
1. Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
Скругленный прямоугольник: II –группа-  II версия
Скругленный прямоугольник: I группа – I версия
Скругленный прямоугольник: III  группа  -III версия
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5. Самостоятельное  чтения  рассказа  до конца. 

- Дочитайте рассказ.

-Оправдались ли ваши предположения? (обращение к древу предсказаний)

5. Физминутка.

 Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.

 

6.Работа над образом героя.

1.  Продолжение работы с бортовым журналом.

Откройте бортовой журнал. Запишите во 2-ом столбике, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.

говорил тихим голосом,

смотрел в глаза,

думал о волшебном слове,

подпрыгнул от радости,

прошептал,

глядя в глаза,

 прислушивался,

 сидел тихо,

положил руку на плечо,

попросил тихо

 

- Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях?

-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?

-Сравните свои записи.  (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).

 

7. Рефлексия.

1. Корзина идей.

-Давайте вернемся к нашей корзине идей и проверим ваши предположения. Оправдались ли они?

- Как слово может действовать на поведение человека?

- Что вы предполагали в начале урока?

-Что нового узнали?

-Какой вывод вы можете теперь сделать?

 

3. Творческая работа. Работа группами.

Задание 1. Синквейн.

 -Заканчивая разговор о волшебном слове, я предлагаю каждой группе написать синквейн.

-Давайте вспомни, что такое синквейн и как он строится.

 

(Примерные синквейны:

1 группа:

1. Слово

2. Волшебное, доброе.

3. Произносится, помогает, радует.

4. Волшебное слово действует!

5. Радость.

2 группа:

1. Мальчик

2. Сердитый, грубый.

3.  Слушает, проверяет, изменяется.

4. Помогло! Опять помогло!

5. Спасибо!

3 группа:

1.Старик.

2. Добрый , мудрый.

3.Наблюдает, спрашивает, советует.

4. Это волшебное слово!

5. Волшебник.

 

Задание 2. «Соберите пословицы»

1. Доброе слово, путь к сердцу откроет.

2. Вежливость украшает человека.

3. Доброе слово для человека, что дождь в засуху.

 

Задание 3. «Сердечко чувств».

- У меня на столе сердечки двух цветов: розовый – меня взволновало, я сопереживаю;

белый – мне было безразлично.

-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на большое сердце на доске.

 

-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг  к другу.

 

8.Домашнее задание. (Мини – сочинение) ,стр.87-92.

 Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам помогло волшебное слово. Попробуйте себя дома в роли автора, и напишите об этой истории.  Спасибо за урок!


Урок литературного чтения

Урок литературного чтения

На горе гогочут гуси, Под горой огонь горит

На горе гогочут гуси, Под горой огонь горит

Как слово может действовать на поведение человека?

Как слово может действовать на поведение человека?

Самостоятельное чтение 2 части рассказа (до слов: -

Самостоятельное чтение 2 части рассказа (до слов: -

Откройте бортовой журнал. Запишите во 2-ом столбике, как менялось поведение

Откройте бортовой журнал. Запишите во 2-ом столбике, как менялось поведение

Старик. 2. Добрый , мудрый. 3

Старик. 2. Добрый , мудрый. 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2023