Конспект урока литературного чтения по теме Н. Носов Живая шляпа
Оценка 5

Конспект урока литературного чтения по теме Н. Носов Живая шляпа

Оценка 5
docx
10.03.2021
Конспект урока литературного чтения по теме Н. Носов Живая шляпа
6. литер 2кл..docx

Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся развитие речи, умения давать характеристику героям. 

Задачи:

Обучающие: учить осознанному чтению, давать характеристику героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить пословицы с содержанием прочитанного;

Развивающие: развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание;

Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия.

Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и значение произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться условными знаками для передачи информации.

Коммуникативные: строить диалог в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства; строить связное высказывание; принимать и сохранять цель деятельности пары, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных ; допускать существование других точек зрения.

Методы и формы обучения.

Технологии: игровые, системно- деятельностного подхода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, ИКТ, технология критического мышления.

Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные, моделирования.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.

Средства обучения: аудиозапись в формате MP3, экран, мультимедийный проектор, презентация, магнитная доска, карточки с заданиями, карточки с названиями произведений Н.Н.Носова, шляпа, карточки для моделирования.

 

Ход урока

 

I.       Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое позволит нам сделать новые открытия.

Отгадайте загадку: 

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

II.    Речевая разминка

Вот у тёплой печки кот

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко,

МУР, МУР, МУР…

(прочитайте  выразительно, в медленном темпе, затем с ускорением, с разной интонацией, скороговоркой).

III. Проверка домашнего задания

Какие рассказы вы придумали на заданную тему? Послушаем их.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?       

Послушайте стихотворение:

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так:

шляпа-это головной убор с высокими полями.

Ребята, какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.

Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.

Мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

V.    Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.

Ребята, сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н. Носова.

 Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией.  Его сильно влекло искусство, и  он поступил в институт Кинематографии в Москве.  Но Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. С 1938 года он начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова «Затейники» был опубликован в 1938 году в детском журнале «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно-сначала он  просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.  

« Взрослым ребёнком» в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором, с иронией. Дети, читая его рассказы, от души смеются. Радуя и веселя юных читателей, его произведения заставляют о многом задуматься: о честности, о долге, о дружбе, о совести.

Писатель В. Катаев сказал о Н.Н. Носове вот такие замечательные слова: «У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа».                     

VI. Работа по теме урока

Ребята, сейчас мы познакомимся с произведением Н. Носова «Живая шляпа».

(Прослушивание в записи рассказа Н. Носова «Живая шляпа»)

Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ?

Что вам особенно понравилось в нем?

Словарная работа

В тексте встретились неизвестные слова, давайте уточним их значение.

Что такое КОЧЕРГА?

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива

в печи.

Кто объяснит значение слова КОМОД?

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

 Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

Треснуть - ударить.

А слово ПЛЮХНУТЬ?

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

VII.        Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

(Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

(Изобразить.)

Раз, два, три, четыре —

Полетели, закружились.

VIII.     Закрепление изученного

1. Чтение рассказа

 Прочитаем рассказ «Живая шляпа» по цепочке (с. 54—58).

2. Анализ содержания.

Как звали кота?

Где сидел Васька? (на полу возле комода)

Кого увидел Васька на шляпе? (муху)

Что Васька делал в начале рассказа? (ловил мух)

Как звали мальчиков, героев рассказа?(Володя и Вадик)

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?                                    (кочергу и лыжную палку)

Что происходило со шляпой? (лежала возле стола и не двигалась)

Что предложил сделать Вадик? (спугнуть, стучать по полу кочергой)

Что предложил Вовка? (кидать картошкой в шляпу).

Кто попал картошкой в шляпу? (Вадик)

Кого увидели  мальчики? (котенка)

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?

К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей.Рассказывается только один случай из жизни героев.)

Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как?(Юмористический рассказ.)

Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.

IX. Работа по тексту.

Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с рассказом Н. Носова «Живая шляпа».

1.Составление картинного плана.

Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе.
Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку. 

2.Подбор заголовков к иллюстрациям:

1. Володя и Вадик сидели дома.
2. Шляпа живая?
3. Мальчики трясутся от страха.
4. Вовка и Вадик пошли в атаку.
5. Это же наш котенок Васька!
3.Задание: восстановите слова из текста, добавив гласные.

 а). КМД _______              б). ВЛД_______                в). ВДК_______

      ШЛП_______                     СТЛ_______                        ДВН_______

      КТНК_______                    КМНТ_____                        КРЗН______

X.    Рефлексия

Что вы узнали на уроке?

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

XI. Подведение итогов урока

Как вы поняли название рассказа?

Почему шляпа оказалась «живой»?

Домашнее задание

Подготовить безошибочное выразительное чтение.

 

 

 


 

Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Формы работы : фронтальные, индивидуальные, парные, групповые

Формы работы : фронтальные, индивидуальные, парные, групповые

Ребята, какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т

Ребята, какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т

Что такое КОЧЕРГА? Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи

Что такое КОЧЕРГА? Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи

В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей

В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2021