Конспект урока литературного чтения с элементами театрализации
по теме:
С. Васильев «Белая берёза»
Цели и задачи:
Познавательные: познакомить с биографией С. Васильева, его стихотворением «Белая береза».
- познакомить детей с деревом - ставшим символом России, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям.
- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение;
познакомить учащихся с произведениями на военную тематику;
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
- развивать воображение, фантазию, творческие способности;
-развивать критическое мышление;
- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;
- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные:определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших, способность создания атмосферы доверия;
- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, способность постоять за себя.
- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей.Друг другу улыбнулись.
2.Актуализация з.у.н.
А)
-Сегодня урок я хотела бы начать немного необычно. Я предлагаю всем нам вернуться в прошлое. Ведь не зря говорят, что без прошлого нет будущего. Посмотрите на эти даты.Что они означают?
( на доске: 1941 – 1945)
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, о каком времени?
(чтение ученицей стихотворения Дементьева «Баллада о матери» на фоне видео и музыки)
Б) беседа;
-Что хотел передать своим читателям автор стихотворения Дементьев?
(Это драматическая история о незаживающих ранах давно отгремевшей войны, крик женщины, увидевший на миг оживленного киноэкраном своего навеки потерянного сына.)
В) Игра «Собери пословицу»
-На партах у вас лежат листочки с записанными на них пословицами. Вам нужно соединить стрелочками части пословиц. У доски работает один ученик.)
(Одна у человека мать, одна у него и Родина. (Одна родная мать- одна женщина, которая его родила.Одна Родина- одно место, где он родился.)
Родина –мать, умей за нее постоять.)
-Как вы понимаете смысл первой пословицы, …второй?
-Давайте послушаем, как объясняется значение слова РОДИНА в Толковом словаре Ожегова.( В словаре Ожегова: Родина- 1.Отечество, родная страна;
2.это место рождения, происхождения кого или чего-нибудь.)
Что для вас означает Родина?
Чтение наизусть стихотворения «Родина»
3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Каким нужно быть, чтобы суметь защитить свою Родину?
_А что для этого нужно делать каждый день?(зарядку)
2. Введение в тему урока.
А) Беседа.
Произведения какого раздела мы изучаем?(Люблю природу русскую.Весна)
Предлагаю отправиться в галерею портретов.
Стихотворения какого поэта мы с вами не читали? (Васильева)
Б) Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр.122 и сформулируйте тему урока.
(Сергей Александрович Васильев «
-Какие задачи согласно теме мы поставим перед собой?
(на доске в помощь опорные слова
-познакомиться….
-учиться….
3. Работа по теме урока.
А) Знакомство с биографией поэта.(читает ученица)
Сергей Александрович родился в 1911 году в Кургане. После окончания школы переехал вМоскву, где обучался актерскому мастерству.Одновременно с этим работал сторожем, рабочим на фабрике.Был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене, но увлечение поэзией оказалось сильнее и в его жизни начался период литературного творчества.
Во время Вов поэт в качестве военного корреспондента воевал в Подмосковье, на Украине и в Крыму, прошел через Польшу и Германию.
Многие произведения поэта связаны с его малой родиной, с зауральской природой. Ему присвоено звание «Почетный гражданин города Кургана».
Б) Беседа.
-Предположите, о чем это стихотворение?
В) Первичное восприятие стихотворения.
(читает учитель)
_Почему это стихотворение в разделе «Люблю природу русскую.Весна»
Какой праздник весной мы отмечаем»(День Победы)
-О чем говорится в стихотворении?
-Почему именно березе автор посвятил это стихотворение?
(береза- символ России)
Г) Словарная работа.
- В тексте встретились сочетания слов
Студеный сок – холодный
Изувеченная кора – поврежденная
Дым пороховой – дым после выстрела от пороха
Д) Беседа.
-От чьего имени написано стихотворение?
_Когда рассказывает солдат о случившемся? (после войны, так как говорит…Я помню…)
-Опишите состояние солдата.( Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война)
Е) Работа с текстом.
-Выборочное чтение.
-Когда была ранена береза?
В какое время года, как определили? В какое время дня?
-Где проходил бой?( Под Москвой)
- С чем автор сравнивает березовый сок?
Как вы думаете, только ли о березе и о войне это стихотворение? Что имел в виду поэт, описывя березу, которая была ранена? (Родину,Россию, которая во времена Вов была ранена, повреждена.Но она не погибла, а возродилась для жизни вновь, как и наша страна. О чем и говорит последнее четверостишие) Найдите и прочитайте.
Давайте еще раз прочитаем это стихотворение и попытаемся передать те чувства, которые хотел передать нам поэт.
4. Проверка домашнего задания.
_на дом было задание по созданию группового проекта-газеты на тему Вов, где у каждого было свое задание.
Обзор газеты делают учащиеся 2класса.
5. Итог урока
-Какой вывод из всего сказанного вы бы хотели сделать после этого урока?
6.Рефлексия.(Под музыку «Пусть всегда будет солнце» ребята делают аппликацию солнышка у доски:ПО КОМАНДАМ «ИСКУСНИКИ». «ВИРТУОЗЫ». «ФАНТАЗЕРЫ»
_КРАСНЫЕ – все было понятно и интересно
-ЖЕЛТЫЕ _ ЧТО_ТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
-ГОЛУБЫЕ- НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ.
6. Домашнее задание.
Выразительное чтение стих. По желанию рисунок березы из стих.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.