Конспект урока литературного чтения с применением современных технологий
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Программа: УМК «Школа России»
Тема: И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука».
Учитель : Топчиева С.И.
Цели деятельности учителя |
Познакомить учащихся с произведением И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы, самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации Учить определять главную мысль произведения, характеризовать героев произведения, сравнивать их. |
Тип урока |
урок изучения нового материала (усвоения новых знаний) |
Задачи |
Предметные : Познакомиться с биографией И.А. Крылова. Отличать басню от стихотворения, знать особенности басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на басенный текст. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять. развивающие: -развитие познавательной активности учащихся -развитие социальных и коммуникативных навыков учащихся через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность. - развитие навыков чтения: осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения - развитие речи, умения работать с текстом. воспитательные: - содействовать воспитанию нравственных качеств. |
Методы и формы обучения |
Проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный |
Основные понятия |
структура басни, мораль басни, нравственный смысл басни, аллегория, крылатые слова. |
Межпредметные связи |
Русский язык, окружающий мир |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение. 2 класс». Карточки для индивидуальной работы и рефлексии. |
Технологии |
Технология критического мышления, элементы технологии здоровьесбережения, технология обучения в сотрудничестве, элементы проблемно – диалогической технологии. |
План урока
1.Организационный этап.
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Скажите, ребята, чему мы с вами учимся на уроках чтения? (Ответы детей).
читать, слушать, говорить, размышлять
II. Мотивационный этап
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
«Мозговой штурм». (класс делим на 2 команды, вопрос задаем сразу всем, какая команда быстрее ответит, получает балл)
|
|
|
|
|
|
б |
ы |
л |
и |
н |
ы |
|
|
|
|
|
|
д |
р |
а |
з |
н |
и |
л |
к |
и |
|
|
|
|
|
|
|
с |
ч |
и |
т |
а |
л |
к |
и |
|
|
|
п |
е |
с |
н |
и |
|
|
|
|
|
|
п |
о |
с |
л |
о |
в |
и |
ц |
а |
|
|
|
|
|
Как называются:
— русские народные эпические песни о подвигах богатырей. (Былины)
– короткие рифмованные стишки, которые используются для выбора водящего в игре, при распределении ролей в любом детском коллективе. (Считалки)
– фразы со специально подобранными труднопроизносимыми звукосочетаниями. (Скороговорки)
- прибаутки, в рифмованном виде связывающая имя или прозвище высмеиваемого и его настоящие или выдуманные недостатки .( Дразнилки)
– краткое изречение, в котором выражается народная мудрость. (Пословица)
Какое слово получилось? -басня
Вывод. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром – басней. А что особенного в произведениях данного вида, вы узнаете позже.
Работа в парах. Заполнить карточку
|
Как называют автора данного жанра |
стих |
|
рассказ |
|
басня |
|
( писатель, поэт,
Басни пишет – баснописец)
Слово подготовленного ученика.
Родился Иван Андреевич Крылов в 1769 году. Отец его выслужился из рядовых в офицеры драгунского полка и все детство будущий писатель провел в разъездах. Образование получал в основном дома. Юноша очень любил читать, налету схватывал иностранные языки, интересовался наукой.
Крылов чрезвычайно сильно любил книги и 30 лет работал в библиотеке. Он много путешествовал по России, изучая нравы и быт своего народа. Именно в таких поездках рождались новые сюжеты для басен.
В 1805 году он решил отправить на рассмотрение свой первый басенный сборник одному из известнейших на то время критиков, И.И. Дмитриеву, который по достоинству оценил труды Крылова и утвердил, что это и является его истинным предназначением. Благодаря этому человеку, в историю литературы вошел великий баснописец, любимый и сегодня.
III. Этап актуализации знаний и умений
Цель: подготовка мышления и организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии.
-Какие басни И.А.Крылова вы уже знаете?
- Мы обязательно познакомимся на уроках со многими баснями великого мастера. Начнем же наше знакомство с басни, герои которой зашифрованы здесь.
лоплебедькепнраккаперщука
А для того, чтобы представить наших героев, давайте их «покажем».
Физминутка
IV Первичное усвоение новых знаний
Цель: выполнение заданий, которые приведут к идее доказательства поставленной задачи
Первичное восприятие текста.
Откройте учебники на стр.104. Я прочитаю вам басню, а вы внимательно ее слушайте и следите за моим чтением.
-Понравилась вам басня?
-Что заставило вас улыбнуться?
-Кто является персонажами басни?
-Чьи еще слова вы услышали в басне? (автора)
-На что похожа басня? (на стихотворение, на сказку в стихах, на рассказ в стихах)
Словарная работа в группах со словарем
В басне много слов, значение которых вы не знаете. Прочтите басню. Попробуйте самостоятельно определить, что они обозначают эти слова и запишите ваши мнения.
Лад – согласие, мир, порядок.
Мука - сильное физическое страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – колёсная повозка или сани с кладью.
Впряглись – в повозку, в телегу; принялись за трудную работу.
Ныне – теперь, в настоящее время. Из кожи лезут вон – стараются изо всех сил. –
Лебедь рвется в облака (он стремительный, упрямый).
V. Первичная проверка понимания
- Почему воз остался на месте? (найдите в тексте, как сказал автор) и ныне там
Найдите в басне описание действий каждого героя.
Лебедь Рак Щука
Рвётся в облака пятится назад тянет в воду
-Почему слова лебедь, рак и щука автор написал с большой буквы?
Когда животные играют роль людей – это иносказание, т.е. сказано (передано) через образ животных.
-Так что же не смогли сделать герои произведения, чтобы перевезти груз?
Договориться
Найдите в тексте часть, где говорится об этом.
Вывод. Автор поучает читателей, предупреждает их, чтобы они не попали в такую же ситуацию. Поучительный вывод в басне называется -«мораль».
VI. Закрепление
1.Выразительное чтение басни учащимися
2.Групповая работа
На столах лежат картинки животных, выбрать тех животных, которые по вашему мнению смогли бы договориться.
( лебедь, осёл, щука, орёл, медведь, бык, голубь)
Вывод. Все люди разные. Басня Крылова «Лебедь, Щука и Рак» учит согласию и взаимопониманию между людьми. Если у людей есть общее дело, которое необходимо сделать хорошо и качественно, то делать его нужно дружно и слаженно.
Любой коллективный труд может быть эффективен лишь тогда, когда все его участники действуют сообща, а не каждый по своему сценарию. Соответственно, результат достигается благодаря согласованности.
-Вам понравился урок? Почему он получился интересным? -Все работали сообща.
-Так, что же такое басня?
Ба́сня — жанр литературы
Короткий рассказ в стихах или прозе.
В конце или в начале басни содержится краткое нравоучение — мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, а подразумеваются люди.
В басне высмеиваются пороки людей.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание по выбору.
1.Научиться выразительно читать басню, с расстановкой пауз и логических ударений на кальке.
2.Выучить басню наизусть.
3.Нарисовать героев басни, чтобы в рисунке чувствовался характер .
VIII. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
Дети продолжают одно из высказываний
• сегодня я узнал...
• было трудно…
• я понял, что…
• я научился…
• я смог…
• было интересно узнать, что…
• меня удивило…
• мне захотелось…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.