Конспект урока литературного чтения в 4 классе Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Оценка 4.8

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Оценка 4.8
docx
06.06.2023
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Конспект литературного чтения в 4 классе Марк Твен «Приключения Тома Сойера».docx

Урок литературного чтения в 4-м классе.

Тема урока: Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Цель: продолжение знакомства с произведением Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

Задачи:

  1. прививать интерес к зарубежной литературе,
  2. отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям,
  3. развивать память, речь, мышление, умение отвечать на вопросы.
  4. высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый

Но старый друг в гостях у нас:

Проказник, плут, пират бедовый

 

- Прочитайте с вопросительной интонацией, с сердитой, весело, выразительно.

- Объясните значение слова «бедовый» (шустрый, смелый)

III. Физкультминутка

  • Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
  • Как идешь? – Вот так! (шагают)
  • А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
  • Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
  • Как плывёшь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
  • Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
  • А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
  • А сидишь?- Вот так! (садятся за парту.)

IV. Повторение пройденного.

Дополните написанное:

 

1. Марк Твен это ____________________________Сэмуэла Клеменса

2. Родился в городке__________________________________________________

3. Городок стоял на берегу реки_________________________________________

4. До того как стать писателем М. Твен был

 

 

V. Сообщение темы и целей урока.

Даже самый серьёзный, самый деловитый человек, когда говорит об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться, и глаза его добреют.

И. Ильф и Е. Петров.

-О ком говорят эти писатели?

-О Томе Сойере.

-В каком произведении мы встречали этого героя?

-«Приключение Тома Сойера»

-Кто может назвать тему сегодняшнего урока?

- Продолжение знакомства с произведением М. Твена «Приключения Тома Сойера»

VI. Работа над текстом М.Твена «Приключения Тома Сойера»

 - Откройте страницу 194 своего учебника.

- Вы прочитали фрагмент из романа “Приключения Тома Сойера и подумали, как можно его назвать? Почему?

 («Первая любовь”. “Признание». «Я вас люблю». «Том и Беки».

- Скажите, можем ли мы считать, что любовь Тома – настоящее, большое чувство?

(Нет. Это не настоящая любовь, которая бывает у взрослых. Она какая-то смешная.

 У Тома любовь как игра.)

VII. Сценка.

А сейчас сюрприз. На прошлом уроке, Карина и Илья получили дополнительное задание. Сыграть нам сценку встречи Тома и Бекки.

Том:     
Вас увидел я и вот
Ваш теперь навеки.
Как зовут вас? 


Бэкки:  Не скажу.

Том:     Ну а всё же? 

 Бэкки:  Бэкки.
Том:     
В вас я по уши влюблён
И хочу жениться.

Бэкки:  Вы бестактны, вам, сеньор,
Лучше удалиться.
Том:    
Ну а как же поцелуй
От моей невесты?
Бэкки: Не дождётесь никогда,
Не сойти мне с места.
Том:     
Ну и стойте хоть пол дня,
Сам вас поцелую.
Дайте щёчку мне одну,
А потом другую.
Бэкки: 
Вы нахал и грубиян,
Ну у вас и шутки.

Том:      
Вас увидел я и вот
Ваш теперь на веки.
Лучше вы в сто раз, чем Лоренс,
Моя Бэкки.
Бэкки:   
Я не первая у вас?
Ну тогда прощайте.
Ничего не говорите
И не обещайте.
Том:      
Всё так глупо получилось-
Потерял подругу,
Но не буду унывать
И отправлюсь к другу
.

VIII. Продолжение работы над текстом М.Твена «Приключения Тома Сойера»

На столах у вас отрывки из текста. Прочитайте и попробуйте определить:

-Где обычные ситуации взрослой жизни писатель переносит в мир детей и делает это весело, с юмором?

- Где, писатель перенес в детский мир взрослые отношения?

 Прочитайте их.

Ответы детей

1. Где обычные ситуации взрослой жизни писатель переносит в мир детей и делает это весело, с юмором?

(«Учитель, восседавший на кафедре в большом плетеном кресле, дремал, убаюканный сонным гудением класса. Появление Тома разбудило его».

«Учителя чуть не хватил удар, он растерянно взирал на Тома. Гудение в классе прекратилось. Ученики подумывал, уж не рехнулся ли отчаянный малый».

«Когда же она опять осторожно обернулась, перед ней очутился персик. Она его отодвинула. Том тихонько подвинул персик обратно. Она его опять отодвинула, но уже не так враждебно. Том, не теряя терпения, положил персик на старое место. Она его не тронула. Том нацарапал на грифельной доске: “Пожалуйста, возьмите, у меня есть еще».

«Художник изобразил перед домом человечка, похожего на подъемный кран. Он мог бы перешагнуть через дом, но девочка судила не слишком строго – она осталась очень  довольна этим страшилищем и прошептала:

- Какой красивый! А теперь нарисуйте меня.

Том нарисовал песочные часы, увенчанные полной луной. Приделал к ним ручки и ножки в виде соломинок и вооружил растопыренные пальцы огромным веером. Девочка сказала:

- Ах, как хорошо!»)

2. Где, писатель перенес в детский мир взрослые отношения? Прочитайте их.

(“…но тут увидел две длинные золотистые косы и спину, которую он узнал мгновенно благодаря притягательной силе любви”.

- “… на самом же деле это было не смущение, а почтительная робость перед новым божеством”.

- “… сначала девочка не хотела ничего замечать, потом женское любопытство взяло верх”.)

IX. Гимнастика для глаз

Группа 1 (для тренировки аккомодации)

 все упражнения из этой группы нужно выполнять стоя

-Вытяните правую руку с выставленным указательным пальцем перед лицом и смотрите на этот палец на протяжении 3-5 секунд. После этого, прикрыв левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, сгибайте и разгибайте правую руку, меняя расстояние от ее указательного пальца к глазам. То же самое проделайте, вытянув левую руку, а правой прикрывая правый глаз. Повторите так 6-8 раз.

- (“Метка на стекле”)

Примечание: Если вы носите очки, то не снимайте их во время выполнения этого упражнения

 Смотрите на метку в течение 1-2 секунд, потом переведите взгляд на удаленный объект на 1-2 секунды, затем снова смотрите на метку, потом – на объект вдали и т.д...

Группа 2 (укрепляющая глазодвигательные мышцы)

-Медленно поднимайте взгляд на потолок, а потом переведите его на пол. Делайте так 8-12 раз.

-Переводите медленно взгляд в горизонтальном положении: сначала вправо, потом – влево. Сделайте так 8-10 раз.

-Двигайте глаза по кругу сначала против часовой стрелки, потом – за часовой стрелкой. Сделайте 4-6 повторов.

Группа 3 (улучшающая питание глаз кровью и усиливающая циркуляцию внутриглазной жидкости)

-Моргайте глазами в быстром темпе на протяжении 10-15 секунд, после чего сделайте паузу на 7-10 секунд. Делайте так 3-4 раза.

-Указательным пальцем массируйте соответствующий закрытый глаз круговыми движениями на протяжении 1 минуты.

-Закройте глаза и тремя пальцами соответствующей руки легко надавливайте на глазные яблоки в течение 1-3 секунд. Повторите эту манипуляцию 3-4 раза.

Потрите руки и приложите к глазам.

X. Продолжение работы над текстом М.Твена “Приключения Тома Сойера.”

- Особенность этого произведения состоит в том, что оно написано в форме романа-пародии.

- Пародия состоит в “передразнивании”, сведении серьезного в смешное.

Запомните это слово.

А почему это произведение называют романом? Давайте разберемся.

Вспомните по фильму или прочитанной вами книге: о чем говорится в этой книге?

(О дружбе Тома с Гекельберри. О любви Тома к Бекки. О воскресной школе. Об убийстве на кладбище. О том, как мальчишки искали клад.)

- Каких героев этого романа вы можете припомнить?

(У Тома была тетушка. Индеец Джо. Судьи. Учитель в школе. Родители Бекки.)

- Сделаем вывод.

Что такое роман?

“Роман – повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц”.

XI. Работа над выразительностью чтения и характеристикой героев.

- Попробуем прочитать разговор Тома и Беки в лицах с.198 учебника

 Скажите: как нужно читать за Тома? (Весело. С хитростью, ведь он все время хитрил, так как хотел, чтобы Бекки обратила на него внимание. Уверенно. Чтобы понравиться, надо сделать вид, что все знаешь.)

- А за Беки? (Тихо. Спокойно. С достоинством. Она послушная девочка. И с любопытством. Ей было интересно разговаривать с Томом.)

Дети читают отрывок со слов: “Ах, как хорошо! Жалко, что я не умею рисовать”, до слов “… то я сама посмотрю”.

К доске вызываются ученики, читающие отрывок по ролям.

- Внимательно слушайте и готовьтесь ответить на вопрос: что можно сказать о речи героев? Какая она: серьезная, смешная, взрослая, детская?

После чтения вопросы в сокращенном варианте повторяются. (Речь детская: “Честное-пречестное”, “когда меня хотят выдрать”, “вот это здорово!”)

- Речь героев – это тоже художественное средство. С его помощью Марку Твену удается рассмешить читателя.

Вспомним: с чего начинается фрагмент романа? (Том опаздывает в школу.)

- Мог ли он избежать наказания? (Да, если бы что-нибудь соврал.)

- Почему же он не сделал этого? (Ему хотелось сесть с Бекки, и он все подстроил так, что об этом никто не догадался. Ему это удалось, ведь учитель посадил его рядом с Бекки.)

- Как Том привлек к себе внимание Бекки? (Он сначала дал ей персик, потом он нарисовал смешной рисунок, потом он познакомился с Бекки, а дальше он признался ей в любви.)

- Прочитайте окончание фрагмента.

Один ученик читает вслух.

- Что же мы можем сказать о Томе? Какой он? (Том веселый. Он умеет хитрить. Он может заинтересовать собой. Том очень увлекался всем. Он так увлекся Бекки, что больше ни о чем другом и думать не мог. Том мог во всем видеть смешное, интересное. У него все получалось как-то смешно).

XII. Рефлексия

Давайте оценим работу друг друга на уроке (смайлики).

XIII. Итог урока.

- Теперь мы можем подвести итог урока.

Фрагмент, из какого романа-пародии мы сегодня читали?

  Кто его автор?

XIV. Домашнее задание.

- Домашнее задание каждый выберет себе по душе. Я предлагаю несколько вариантов:

1.     Отработать фрагмент, который мы прочитали в классе, для выразительного чтения.

2.     Прочитать любой фрагмент романа «Приключения Тома Сойера» и самостоятельно подготовить его к пересказу.

3.     Задание, обязательное для всех. Подобрать как можно больше прилагательных, определяющих нашего героя. Том (какой?) веселый. Смешной, а дальше?

 


 

Урок литературного чтения в 4-м классе

Урок литературного чтения в 4-м классе

Приключение Тома Сойера» -Кто может назвать тему сегодняшнего урока? -

Приключение Тома Сойера» -Кто может назвать тему сегодняшнего урока? -

Моя Бэкки. Бэкки: Я не первая у вас?

Моя Бэкки. Бэкки: Я не первая у вас?

Группа 1 (для тренировки аккомодации) все упражнения из этой группы нужно выполнять стоя -

Группа 1 (для тренировки аккомодации) все упражнения из этой группы нужно выполнять стоя -

XI . Работа над выразительностью чтения и характеристикой героев

XI . Работа над выразительностью чтения и характеристикой героев

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2023