Урок литературы в 7б классе.
Тема: Час мужества ( стихотворения о Великой Отечественной войне)
Тип урока : урок «открытия» нового знания.
Цели:
1) Повторить и углубить сведения о поэзии военного времени;
2) Подчеркнуть важную роль литературы в годы войны;
3) Воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь.
Задачи урока.
1) Помочь учащимся понять значение военной лирики в воспитании чувства патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота , как мужество;
2) Формировать умение определять основные проблемы, поставленные авторами в стихотворениях.
3) Развивать умение применять новые знания;
4) Помочь осознать нравственные истоки Победы в ВОв;
5) Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе, сотрудничество.
Опережающее задание: учащиеся делятся на 4 группы, каждая группа готовит презентацию и стихотворение ( наизусть) одного поэта:
Юлия Друнина «Зинка»
Константин Симонов «Жди меня»
Александр Твардовский «Я убит подо Ржевом»
Евгений Винокуров « Москвичи»
Юрий Разумовский «Я обращаюсь к молодым»
Оборудование:
Презентация к уроку, проектор, доска, ноутбук, аудиозаписи песен «мужество» ( на стихи Ахматовой), «Журавли» ( на стихи Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля), раздаточный материал для каждой группы: ( тексты стихотворений, кластер «мужество», таблицы «Знаю, узнал»), рабочие тетради, учебник «Литература 7 класс», листы самооценки, «Бессмертный полк».
Этапы урока.
1. Организационный момент.
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
2. Мотивационно- целевой
Слайд 1
1.У Анны Андреевны Ахматовой есть стихотворение «Мужество», которое было написано в 1942 году. Послушаем песню на её стихи.
- Обсудите в группах, какие строчки самые главные и что они обозначают? ( отвечает один из группы)
- Что входит в понятие «русская речь»? ( Единство всех)
- Выскажите свои гипотезы: о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Почему это актуально?
Тема нашего урока «Час мужества», в рамках которого мы прикоснёмся к лирике о Великой Отечественной войне, попытаемся понять, каково значение стихотворений для поколения, живущего сегодня. ( Запись темы урока в тетради)
2. Что вы знаете о войне?
Обсудите и запишите в группах, что вы знаете о войне в таблице ( в первом столбике)
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
Вероломное нападение 22 июня 1941 года |
|
|
Блокада Ленинграда 900 дней и ночей |
|
|
Крепость- герой Брест |
|
|
Погибших более 20 миллионов человек |
|
|
Герои Советского Союза : А. Матросов, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло |
|
|
( Поясняю, что в таблице можно работать в течение урока: записывать, что узнали или что хотелось бы узнать дополнительно)
Защита ( выступает один ученик)
- Действительно, приведённые данные о войне известны каждому – это героические страницы великого подвига великого народа.
Слайд 2
3.В конце июня 1941 года художником Ираклием Моисеевичем Тоидзе был создан плакат «Родина – мать зовёт».
- Опишите, что изображено на плакате?
«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны.Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941г. А в середине июля- плакат был известен уже всей стране... .
Позировала для образа Родины-матери жена художника, Тамара Теодоровна, в жилах которой, по словам сына, «текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь».
Сын Ираклия Моисеевича вспоминает: «Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица.
Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!»… Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука" .Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР.
" К утру плакат был готов. Через пять дней он уже вышел из типографии. Только первый тираж зашкалил за миллион. Образ Родины-матери во многом обобщенный. Маме в 1941 году было 37 лет, но никто ей тогда не давал и 30. Отец состарил ее. В изображенной женщине я разглядел черты и нашей соседки по коммунальной квартире...
- Как вы думаете, почему этот плакат был так популярен?
Актуализация знаний
Слайд 2
4. Ребята, а что такое мужество?
Составляем кластер.
( У каждой группы лист А-3, в центре которого написано слово «мужество», нужно подобрать синонимы, написать аккуратно.
Защита ( выступает один)
Мужество – смелость, решимость, храбрость, отвага, бесстрашие, геройство, доблесть, твёрдость духа.
Слайд 3
А)Спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.
Душевная стойкость и смелость.
(
Толковый словарь Т.Ф Ефремовой)
Б)Храбрость, присутствие духа в опасности.
( Толковый словарь Ожегова)
Слайд 4
Этимологический словарь Крылова
Вероятно, образовано в старославянском по методу кальки с греческого andreia,
восходящего к существительному andros – "муж, взрослый человек".
Греческий суффикс eia передан русским ество.
Слайд 5
5. Мужество людей во время войны воспето поэтами, голос которых не умолкал от первого до последнего дня войны. И пушечная кононада не могла заглушить их. Поэт Александр Трифонофич Твардовский так определил это время:
Грянул гром, пришёл черёд.
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете…
- Как вы понимаете эти слова, которые можно взять эпиграфом?
( Когда наступил год войны, на борьбу, защищать Отечество поднялись все – и поэты тоже).
- В первый же день войны писатели и поэты собрались на митинг. Александр Фадеев, автор «Молодой гвардии», заявил : «Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».
Что значит «сражаться пером»?
( Писать)
Поисково- исследовательский
Слайд 7
6. Вы прочитали дома интервью московских школьников с Юрием Георгиевичем Разумовским. В историю литературы он вошёл как автор детских книг «Подкованная лошадка», «Щенок», « Егоза». Но не только. В одном из ответов Разумовский назвал свои произведения о войне. Какие?
( «Баллада о бомбёжке», «Баллада о трёх шагах», стихотворения о войне).
- Кто из вас прочитал «Балладу о трёх шагах»?
( Пересказывает один ученик)
- Что произошло? Скажите своё восприятие.
( Мальчик погиб. Если бы он не вышел из строя, остался бы жив. Но он не смог бы жить, потому что он так воспитан).
- Зачитаем последнюю часть баллады.
Слайд 8 ( во время чтения включаю фонограмму песни «Журавли»)
Практический этап
8. – Итак, для Разумовского – фронтовика многие стихи «по- разному дороги и любимы». И одним из первых поэтов он называет Юлию Друнину.
Слайд 9.
( Выступает 1 группа:
Репников Тимофей – биографическая справка о Юлии Друниной
Глухова Мария – отрывок стихотворения «Зинка»)
- Какие впечатления остались у Разумовского после чтения стихотворения? ( Проступают слёзы на глазах)
- А у вас?
Слайд 10
(Выступает 2 группа:
Сергеев Вадим – биографическая справка о К.Симонове
Ведерникова Настя – стихотворение «Жди меня»
- Представьте себя на месте тех девушек, жён, матерей. Что вселяло в их души это стихотворение? ( Надежду на то, что ожидание спасёт)
- Значит, поэзия помогала?
( Да, она вселяла надежду, поддерживала, помогала, вдохновляла, вела в бой).
- В чём сила стихотворения?
( Звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создаётся повтором слов «жди меня»)
- Найдите вопрос о жанрах поэтических произведений. Какие стихи назвал автор? ( Поэма «Василий Тёркин», стихотворение «Я убит подо Ржевом»)
Слайд 11
Выступает 3 группа:
Биографическая справка о Твардовском
Стихотворение «Я убит подо Ржевом» - Погосян Самвел
Это – стихотворение –завещание тем, кто остался в живых.
- Что завещает поэт?
( Жить, но всегда помнить о своей стране, о тех, кто погиб, совершая подвиг, во имя Родины, во имя жизни на земле : «Я вам жить завещаю,что я больше могу?»)
- Многие произведения военной лирики стали песнями. Одно из них
« Мосвичи» Евгения Винокурова.
Слайд 12
Выступает 4 группа
Биографическая справка – Мерзляков Вадим
Песня – Халикова Карина, Юзмиева Лейсан, Копылова Саша
( Композитор Андрей Эшпай)
Выводы:
- Каково значение стихов о войне в наше мирное время?
(Стихи и песни о войне – это школа мужества)
- Поэзия была самым оперативным,
самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.
9. Сейчас я хочу показать вам кадры кинохроники о войне и жизнь без войны. Почему нужно помнить о войне?
- Хочу прочитать стихотворение Юрия Разумовского
«Я обращаюсь к молодым»
- Какие строчки главные в стихотворении?
Слайд 13
- Как вы понимаете слова:
«Но надо быть на высоте,
Когда понадобится это?»
- О какой высоте идёт речь?
( О высоте духа, моральной высоте)
( Обсудите в группе, выделите главное)
- Главное, быть готовым отстоять Родину, как это сделали отцы, деды. Высота – это и есть мужество, как качество, так необходимое человеку, чтобы встать в случае необходимости на защиту страны.
10. Акция «Бессмертный полк»
11 . Листы самооценки
12. Домашнее задание:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.