конспект урока литературы "Час мужества ( стихотворения о Великой Отечественной войне)

  • docx
  • 13.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока Час мужества.docx

Урок литературы в 7б классе.

Тема: Час мужества ( стихотворения о Великой Отечественной войне)

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цели:

 1) Повторить и углубить сведения о поэзии военного времени;

2) Подчеркнуть важную роль литературы в годы войны;

3) Воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь.

Задачи урока.

1) Помочь учащимся понять значение военной лирики в воспитании чувства патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота , как мужество;

2) Формировать умение определять основные проблемы, поставленные авторами в стихотворениях.

3) Развивать умение применять новые знания;

4) Помочь осознать нравственные  истоки Победы в ВОв;

5) Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе, сотрудничество.

 

Опережающее задание: учащиеся делятся на 4 группы, каждая группа готовит презентацию и стихотворение ( наизусть)  одного поэта:

Юлия Друнина «Зинка»

Константин Симонов «Жди меня»

Александр Твардовский «Я убит подо Ржевом»

Евгений Винокуров « Москвичи»

Юрий Разумовский «Я обращаюсь к молодым»

Оборудование:

Презентация к уроку, проектор, доска, ноутбук, аудиозаписи песен «мужество» ( на стихи Ахматовой), «Журавли» ( на стихи Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля), раздаточный материал для каждой группы: ( тексты стихотворений, кластер «мужество», таблицы «Знаю, узнал»), рабочие тетради, учебник «Литература 7 класс», листы самооценки, «Бессмертный полк».

 

 

 

 

Этапы урока.

1.     Организационный момент.

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

2.     Мотивационно- целевой

Слайд 1

1.У Анны Андреевны Ахматовой есть стихотворение  «Мужество», которое было написано в 1942 году. Послушаем песню на её стихи.

- Обсудите в группах, какие строчки самые главные и что они обозначают? ( отвечает один из группы)

- Что входит в понятие «русская речь»?  ( Единство всех)

- Выскажите свои гипотезы: о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Почему это актуально?

 Тема нашего урока «Час мужества», в рамках которого мы прикоснёмся к лирике о Великой Отечественной войне, попытаемся понять, каково значение стихотворений для поколения, живущего сегодня. ( Запись темы урока в тетради)

2. Что вы знаете о войне?

Обсудите и запишите в группах, что вы знаете о войне в таблице ( в первом столбике)

Знаю

Хочу знать

Узнал

Вероломное нападение 22 июня 1941 года

 

 

Блокада Ленинграда 900 дней и ночей

 

 

Крепость- герой Брест

 

 

Погибших более 20 миллионов человек

 

 

Герои Советского Союза : А. Матросов, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло

 

 

( Поясняю, что в таблице можно работать в течение урока: записывать, что узнали или что хотелось бы узнать дополнительно)

Защита ( выступает один ученик)

- Действительно, приведённые данные о войне известны каждому – это героические страницы великого подвига великого народа.

Слайд 2

3.В конце июня 1941 года художником Ираклием  Моисеевичем Тоидзе был создан плакат «Родина – мать зовёт».

- Опишите, что изображено на плакате?

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны.Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941г. А в середине  июля- плакат был известен уже всей стране... .

 Позировала для образа Родины-матери жена художника, Тамара Теодоровна, в жилах которой, по словам сына, «текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь». 

Сын Ираклия Моисеевича вспоминает: «Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица.

Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!»… Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука" .Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР.

" К утру плакат был готов. Через пять дней он уже вышел из типографии. Только первый тираж зашкалил за миллион. Образ Родины-матери во многом обобщенный. Маме в 1941 году было 37 лет, но никто ей тогда не давал и 30. Отец состарил ее. В изображенной женщине я разглядел черты и нашей соседки по коммунальной квартире... 

- Как вы думаете, почему этот плакат был так популярен?

Актуализация знаний

Слайд 2

4. Ребята, а что такое мужество?

Составляем кластер.

( У каждой группы лист А-3, в центре которого написано слово «мужество», нужно подобрать синонимы, написать аккуратно.

Защита ( выступает один)

Мужество – смелость, решимость, храбрость, отвага, бесстрашие, геройство, доблесть, твёрдость духа.

Слайд 3

А)Спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.

Душевная стойкость и смелость.

( Толковый словарь Т.Ф Ефремовой)

Б)Храбрость, присутствие      духа в опасности.

( Толковый словарь Ожегова)

Слайд 4

Этимологический словарь Крылова

Вероятно, образовано в старославянском по методу кальки с греческого andreia,

 восходящего к существительному andros – "муж, взрослый человек".

 Греческий суффикс eia передан русским ество.

 

Слайд 5

5. Мужество людей во время войны воспето поэтами, голос которых не умолкал от первого до последнего дня войны. И пушечная кононада не могла заглушить их. Поэт Александр Трифонофич Твардовский так определил это время:

Грянул гром, пришёл черёд.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете…

- Как вы понимаете эти слова, которые можно взять эпиграфом?

( Когда наступил год войны, на борьбу, защищать Отечество поднялись все – и поэты тоже).

- В первый же день войны писатели и поэты собрались на митинг. Александр Фадеев, автор «Молодой гвардии», заявил : «Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».

Что значит «сражаться пером»?

 ( Писать)

Поисково- исследовательский

Слайд 7

6. Вы прочитали дома интервью московских школьников с Юрием Георгиевичем Разумовским. В историю литературы он вошёл как автор детских книг «Подкованная лошадка», «Щенок», « Егоза». Но не только. В одном из ответов Разумовский назвал свои произведения о войне. Какие?

( «Баллада о бомбёжке», «Баллада о трёх шагах», стихотворения о войне).

- Кто из вас прочитал «Балладу о трёх шагах»?

( Пересказывает один ученик)

- Что произошло? Скажите своё восприятие.

( Мальчик погиб. Если бы он не вышел из строя, остался бы жив. Но он не смог бы жить, потому что он так воспитан).

- Зачитаем последнюю часть баллады.

Слайд 8 ( во время чтения включаю фонограмму песни «Журавли»)

Практический этап

8. – Итак, для Разумовского – фронтовика многие стихи «по- разному дороги и любимы». И одним из первых поэтов он называет Юлию Друнину.

Слайд 9.

( Выступает 1 группа:

 Репников Тимофей – биографическая справка о Юлии Друниной

Глухова Мария – отрывок стихотворения «Зинка»)

- Какие впечатления остались у Разумовского после чтения стихотворения? ( Проступают слёзы на глазах)

 - А у вас?

Слайд 10

(Выступает 2 группа:

Сергеев Вадим – биографическая справка о К.Симонове

Ведерникова Настя – стихотворение «Жди меня»

- Представьте себя на месте тех девушек, жён, матерей. Что вселяло в их души это стихотворение? ( Надежду на  то, что ожидание спасёт)

- Значит, поэзия помогала?

( Да, она вселяла надежду, поддерживала, помогала, вдохновляла, вела в бой).

- В чём сила стихотворения?

( Звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создаётся повтором слов «жди меня»)

 

- Найдите вопрос о жанрах поэтических произведений. Какие стихи назвал автор? ( Поэма «Василий Тёркин», стихотворение «Я убит подо Ржевом»)

Слайд 11

Выступает 3 группа:

Биографическая справка о Твардовском

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» - Погосян Самвел

Это – стихотворение –завещание тем, кто остался в живых.

- Что завещает поэт?

( Жить, но всегда помнить о своей стране, о тех, кто погиб, совершая подвиг, во имя Родины, во имя жизни на земле : «Я вам жить завещаю,что  я больше могу?»)

- Многие произведения военной лирики стали песнями. Одно из них

 « Мосвичи» Евгения Винокурова.

Слайд 12

Выступает 4 группа

Биографическая справка – Мерзляков Вадим

Песня – Халикова Карина, Юзмиева Лейсан, Копылова Саша

( Композитор Андрей Эшпай)

 

Выводы:

- Каково значение стихов о войне в наше мирное время?

(Стихи и песни о войне – это школа мужества)

  - Поэзия была самым оперативным,

   самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила    потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

 

9. Сейчас я хочу показать вам кадры кинохроники о войне и жизнь без войны. Почему нужно помнить о войне?

 

- Хочу прочитать стихотворение Юрия Разумовского

 «Я обращаюсь к молодым»

- Какие строчки главные в стихотворении?

Слайд 13

- Как вы понимаете слова:

«Но надо быть на высоте,

Когда понадобится это?»

- О какой высоте идёт речь?

( О высоте духа, моральной высоте)

( Обсудите в группе, выделите главное)

- Главное, быть готовым отстоять Родину, как это сделали отцы, деды. Высота – это и есть мужество, как качество, так необходимое человеку, чтобы встать в случае необходимости на защиту страны.

 

10. Акция «Бессмертный полк»

11 . Листы самооценки

12. Домашнее задание: