Методическая разработка
урока математики
Учитель начальных классов:
Павина А.В,
2012-2013 уч. год
Предмет: Математика
Класс: 4 класс
Блок: Измерение величин
Форма проведения: Урок-исследование
Тип урока: Комбинированный
Тема урока: Повторение. Нахождение периметра и площади прямоугольника.
Цель урока: повторить изученное, вспомнить нахождение периметра и площади прямоугольника как фигуры на плоскости, провести сравнительный анализ.
Задачи урока:
-учить различать понятия «периметр прямоугольника» и «площадь прямоугольника» по их основным характеристикам;
-закреплять знания учащихся о геометрических фигурах;
-развивать познавательный интерес к урокам математики, математическую речь учащихся, умение рассуждать, доказывать, выстраивать сравнительный анализ, делать умозаключения;
-воспитывать аккуратность при выполнении построения геометрических фигур, умение работать в паре;
-учитывать индивидуальный подход к учащимся в ходе урока, соблюдать здоровье сберегающие нормы;
-прививать интерес к ИКТ.
Оборудование: учебник «Математика», рабочая тетрадь, чертёжные инструменты, компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал.
Место проведения: медиакласс.
Методы и приёмы работы |
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Нацеливание на урок, тема.
Показ слайдов, ИКТ.
Доказательство, Рассуждение.
Повторение с использованием ИКТ.
Опрос учащихся, ответы на вопросы.
Оценка учителя.
Здоровьесберег. приём
Вывод
Просмотр слайдов. Проблема.
Игра
Решение задачи.
Рассуждение.
Решение задачи.
Самостоятель- ная работа
Проблема.
Дифференциац.
Работа в парах.
Обобщение, сравнение.
Рефлексия
Устная оценка учителя. |
I. Организация урока. Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Тихо, тихо все садитесь И работать не ленитесь.
II. Устный счёт. 1. Продолжи числовой ряд: а) 6, 8, 10, 14… б)18, 20, 24, 32…
2. Учёные подсчитали, что на земле люди вырубают за 1 минуту 20 гектаров леса. Сколько гектаров леса может исчезнуть за 10 минут? За 1 час?
3. Найди одинаковые пары чисел:
5296 5296 66989 69689 834426 834426 7354256 7354256 83238324 832238234
4. Задачи в стихах.
а) В Антарктиде пингвин б) На дворе 4 свинки Насчитал 20 льдин. На крыльце 4 кошки Вдруг льдины Спинки посчитай и ножки. Распались на половины. Сбился пингвин… Перед ним сколько льдин?
в) По тропинке вдоль кустов Шло 11 хвостов. Сосчитать я также смог, Что шагало 30 ног. Это вместе шли куда-то Петухи и поросята. А теперь вопрос таков: Сколько было петухов? И узнать я был бы рад Сколько было поросят? (7 петухов, 4 поросёнка)
III. Актуализация применения ранее изученного материала.
( квадрат АВСD, треугольник АМК, прямоугольник НМКD, ромб АМСD, прямоугольный треугольник МDК, отрезок АС, прямая а, ломаная линия из трёх звеньев, отрезок ХУ).
-Ребята, назовите линии. (Прямая а, ломаная линия из трёх звеньев) -Покажите и назовите отрезки. (Отрезок АВ и ХУ) -Покажите и назовите треугольники. (Треугольник АМК, прямоугольный треугольник МДК) -Покажите и назовите четырёхугольники. (Четырёхугольники АВСД, АМСД, НМКД) -Как называется фигура АВСД? (квадрат) -Как называется фигура АМСД? (Ромб) -Как называется фигура НМКД? (прямоугольник) -Назовите свойства прямоугольника. (все углы прямые, противоположные стороны равны) -Молодцы!
IV. Физ. минутка.
Математическое – не математическое
(квадрат, суффикс, выражение, уравнение, плюс, приставка, глагол, прямая, отрезок, высказывание, задача, окончание, деление, сумма, сочинение, прямоугольник, изложение, периметр, наречие, площадь).
V. Повторение.
- Сегодня, ребята, мы с вами попутешествуем по городу «Прямоугольник». А вот его улицы.
1.Улица «Заданий».
-А вот и первое задание. – Назовите фигуру (прямоугольник АВСД, со сторонами 5 см и 3 см).
АВ=DС=5см 3см D С АD=ВС=3см
-Назовите основные свойство прямоугольника. (у прямоугольника противоположные стороны равны и все углы прямые).
2. Обобщение полученной информации.
-Что такое периметр прямоугольника? (периметр прямоугольника – это сумма длин его сторон)
-Обозначается периметр буквой Р и записывается так: Р=а+а+в+в (читает ученик)
-Можно записать иначе: Р=2 • (а+в) (читает ученик) -На чём основывается данная запись? (у прямоугольника противоположные стороны равны)
- Вычислите периметр прямоугольника АВСD. (Р=16см) -Спасибо!
-Вспомним правило на нахождение площади. (если длину умножить на ширину, то получится площадь).
-Обозначается площадь буквой S и записывается так: S=а • в (читает ученик)
-Ребята, вычислите площадь прямоугольника АВСД. (15 см. кв.)
-Хорошо, молодцы!
3. Выводы учащихся.
-Посмотрите на слайд. Какой можете сделать вывод? (мы провели исследование на нахождение периметра и площади; в сравнении хорошо видно, как находится периметр и площадь прямоугольника) -Молодцы! Вы грамотно ответили на поставленный вопрос. Постарайтесь запомнить и никогда не путать эти понятия.
4. Улица «Единицы измерения периметра и площади».
-Как вы думаете, что ещё очень важно знать при изучении периметра и площади?
(единицы измерения периметра и площади)
-Правильно! Назовите их, начиная с наименьшей.
(периметр – мм, см, дм, м, км; площадь – мм кв., см кв., дм кв., м кв., км кв.)
VI. Игра: Истинное – Ложное
Высказывания:
1. «112 и 113 – двузначные числа» 2. «В русском алфавите 33 буквы» 3. «В русском языке 12 гласных букв» 4. «Клён – лиственное дерево» 5. «Тонна – единица длины» 6. «Февраль - зимний месяц» 7. «Слово «нос» - глагол» 8. «20 делится на 5 и на 4» 9. «В любом четырёхугольнике три вершины» 10. «А.С.Пушкин родился в 20 веке» 11. «Есть такие числа, сумма которых больше 20»
VII.Закрепление.
1. «Непростая» задача.
Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на 4 части так, чтобы две из них были четырёхугольной формы, а две – треугольной. Как это возможно? Сделай рисунок.
2. Задача на вычисление P и S прямоугольника.
-Сейчас выполним задачу на нахождение периметра и площади. -На слайде фигура прямоугольник с заданными длинами сторон. Назовите прямоугольник. Перечертите в тетрадь. Будьте аккуратны и внимательны.
М 6см 5мм К
3см 8мм
Н О
-Что нужно сделать, чтобы вычислить периметр и площадь прямоугольника МКОН? (перевести см в мм)
МК=НО=65мм КО=МН=38мм
-Первый вариант находит периметр, второй вариант находит площадь.
-Затем вы поменяетесь тетрадями и проверите решение своего соседа.
1 вариант 2 вариант Периметр (мм) Площадь (мм кв.) Р=65+65+38+38 S=65 • 38 Р=206мм S=2470мм кв. Р=20см 6мм
VIII. Подведение итогов урока.
-Что мы исследовали на уроке? (особенности прямоугольника; измерение и нахождение периметра и площади прямоугольника).
-Какую работу мы провели с понятиями «Периметр прямоугольника» и «Площадь прямоугольника»? (мы обобщили способы вычисления периметра и площади прямоугольника, сравнивали данные понятия, повторили единицы измерения периметра и площади)
-Что запомнилось или понравилось вовремя урока?
-Где пригодятся вам эти знания?
-Ребята! Вы отлично работали. Урок окончен.
(Домашнее задание). |
Приложение
«112 и 113 – двузначные числа»
«В русском алфавите 33 буквы»
«В русском языке 12 гласных букв»
«Клён – лиственное дерево»
«Тонна – единица длины»
«Февраль - зимний месяц»
«Слово «нос» - Глагол»
«20 делится на 5 и на 4»
«В любом четырёхугольнике три вершины»
«А.С.Пушкин родился в 20 веке»
«Есть такие числа, сумма которых больше 20»
Истинные высказывания
Ложные высказывания
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.